Сверхзвуковой самолет МиГ 25 (9 фото): технические характеристики, максимальная скорость, вооружение, кабина, рекорд высоты истребителя, дальность полета, вес, история создания

МиГ 25 Танки

Эксплуатация легендарного самолёта давно была приостановлена, потому как предпочтение всегда отдаётся новейшим разработкам. Но всё же данный истребитель смог не только продержаться на пике популярности многие десятилетия, но и внести большой вклад в историю.

История разработки сверхзвукового самолета МиГ-25

В СССР в период 1950 года стояла задача срочного масштаба – воссоздать сверхзвуковой самолёт, который смог бы оказать достойную конкуренцию западным экземплярам.

Новаторские модели самолётов зарубежного происхождения могли развивать трёхкратную звуковую скорость. На тот момент в советском вооружении ещё не было существенных аналогов, которые способны бы были оказать достойное сопротивление. Потому отечественные предприятия получили приказ на создание своего истребителя-перехватчика.

Первые тестовые полёты наработок начались в 1964 году и продлились вплоть до 1969 года, когда было запущено серийное производство этой техники. Испытания машина проходила под наименованием Е-266.

МиГ 25 разработка
Первые тестовые полёты МиГ 25 начались в 1964 году

По результатам исследований данный самолёт завоевал несколько мировых рекордов.

Помимо этого изготовители обнаружили минусы Е-266, которые впоследствии исправили и доработали.

Конструкция самолета МиГ 25: технические характеристики, максимальная скорость

Техника представляет собой моноплан. Его крылья произведены в трапециевидной форме, которые расположены поверх корпуса самолёта. Размах крыла составляет 13, 38 м у разведчика и 14 м у самолёта-перехватчика. Изготавливаются из нержавеющей стали и титана. Каждое крыло оборудовано двумя закрылками, которые устанавливаются в двух местах и имеют постоянный угол наклона на 25 гр.

Сам корпус миг 25 полностью изготовлен из металлических конструкций. Он подразделяется на отсеки:

  • Передний – основной отдел самолёта выполнен из цельносварной конструкции с дополнительными опорами.
  • Закабинный.
  • Топливный – самый загруженный отдел. В ней оборудованы стыковочные механизмы передней и задней части истребителя, а также крылья и воздухазаборники.
  • Хвостовой (совокупность креплений и связок механизмов).

МиГ 25 конструкция

Шасси МиГ выполнены в трёхстоечном варианте. По бокам самолёта расположено по два колеса размером в 1300*360. Ведущие шасси представляют собой два опорных колеса на 700*200.

Двигатель оборудован в развёрнутом положении на 13 град в соответствии с осями. Между ними встроены перегородки, что позволяют избежать воспламенения. Механизмы получают воздух за счёт воздухозаборников и специальных отсеков вентиляции.

МиГ развивает скороподъёмность до 3 000 км/ч при полной загруженности боекомплектом ракет Р-40 бронебойного типа. К тому же, без присутствия на борту этого вооружения истребитель способен развить скорость на 15% больше.

Система топлива включает в себя 10 баков, где расположена главная и дополнительная подпитка. Ёмкость на моделях серии «перехватчик» составляет 14 570 кг, а на «разведчиках» – 15 245 кг. В будущих экземплярах техники оборудовали подвесные резервные баки почти на 4,5 тонны.

Оборудование

Первоочерёдным оснащением МиГ-25 была система радиолокации под наименованием «Смерч-А», которая применялась для серии перехватчиков. Однако после инцидента, связанного с угоном техники в Японию, вышло постановление о внедрении в кабину миг 25 передового оборудования. В результате истребители были оснащены новыми приборами:

  • Новой системой вооружения.
  • Локационной станцией «Сапфир С-25».
  • Автоматической системой управления.
  • Командной системой наведения.
  • Новой совокупностью приборов коммуникации, в том числе речевыми самописцами.
  • Передовой техникой «Полёт-1И», которая помогает во время ориентировки и посадки самолёта.

Все модели МиГ-25 оснащались четырьмя ракетами дальнего действия и побочного оружия, что позволяло осуществлять огонь на подавление.

В поздних вариациях боезапасы снабдили прибором самонаведения. Это позволяло по мере необходимости осуществлять выстрелы с высоты до 20 000 метров.

Тактико-технические характеристики

ТТХ представлены в виде таблицы ниже. Значения выступают стандартными показателями для базовой версии перехватчика МиГ.

Длина

22,3 м

Высота

5,14 м

Вес при взлёте нормированный

36720 кг

Масса без дополнительных подвесок

34920 кг

Максимальный вес баков

14570 кг

Двигатели миг

2 шт

Протяжённость пути

1250 кг

Предельная скорость на высоте

3000 км/ч (2,83)

Модификации и модернизации

Истребитель обладает обширной серией, в которой насчитывается более 15 вариаций:

  • МиГ-25БМ. Прорывная модель, которая имела на борту 4 ракеты, а также припасы малой мощности. Образцы были выпущены в количестве 40 штук. Данные истребители были уничтожены во времена распада СССР на территории Беларуси.
  • 25М (Е-155М). Оснащён другим двигателем, который выделялся своей экономичностью. В широкое производство проект не поступил.
  • 25МП. Переосмысленный заново боевой самолёт, где изменения пришлись не только на ходовую составляющую, но и на вооружение. В серийное производство также не был запущен. Однако образец послужил прототипом для создания МиГ-31.
  • МиГ-МР. Создавался для наблюдения за метеорологической составляющей.
  • Базовый агрегат с названием «изделие 84» или же 25П. Обладает мощными двигателями, которые способны развить невероятно большую скорость.
  • 25ПД – перехватчик. Обладает оборудованием, что способно выслеживать цель на расстоянии до 100 км, а также сопровождать 6 целей одновременно. У версии также изменилось вооружение, которое отвечало за расстояние пуска ракет.
  • Экземпляр ПДС. Небольшая доработка, которая перекрывала старые недочёты. Обзавелась на своём борту новыми системами радиолокации.
  • ПДСЛ вариант обзавёлся станциями по предупреждению о радиации, а также пассивными и активными помехами. Серийное производство модель МиГ не увидела.
  • Версия ПУ послужила для решения учебных задач.
  • «Изделие 02» или же 25Р. Проект несёт задачу по разведке с больших высот.
  • Версия РБ отличалась от предшественника лучшими характеристиками, а также оснащением под самолёт-бомбардировщик. Истребитель МиГ-25РБ стал носить характер ядерного вооружения. Также был задействован в 1970 году при арабо-израильском конфликте.
  • РБВ – это доработка своего предшественника. В модель внедрили средства радиоразведки. Производились в серийном порядке 6 лет (до 1970 года).
  • Техника 25РБН производилась для разведки в ночное вермя суток.
  • Экземпляр РБТ конструировался с нововведениями аппаратуры, которая отвечала за боковой угол обзора.
  • РБШ модель была оснащена передовыми системами разведки.
  • МиГ-25РД носит характер бомбардировщика, в котором исправили ошибки прошлого опыта в соответствии с реалиями.
  • Прототип с названием РБ производили с более мощными двигателями. Проект не был запущен в серийное строительство.
  • 25РУ послужил для лётных испытаний и учений.

Миг 25П

Боевое применение

Эксплуатация в серьёзных масштабах пришлась на времена конфликта Египта и Израиля в 1967 году. Испытанию подверглись модели МиГ «Р» и «РБ». Отмечалось, что последняя из них модель намного опережала миг 25 вооружение. Помимо того, что истребитель мог вести эффективную разведку, он также осуществлял бомбардировку по земным участкам. Масса вооружения на борту в количестве 5 тонн позволяла выполнять боевые задачи в установленные рамки без особых трудностей.

Египет

До весны 1972 года проводились испытания боевых машин на территории Египта. Израильская сторона не раз прибегала к тому, чтобы помешать разведывательным действиям СССР, но попытки были безуспешными. В лице зарубежной армии на перехват и подавление МиГ отправляли истребители «Мираж 3» и «F4». Однако боеприпасы самолётов не смогли настигнуть советскую технику.

Лётчики, которые принимали фактическое участие в этом конфликте, рассказывали позже об интересных подробностях. Скорость самолётов всегда приближалась к максимальным отметкам. Спустя несколько секунд после взлёта истребитель достигал немыслимой скорости в 2,5 маха. Это спровоцировало израильскую сторону приукрасить сведения, которые подавались в средствах массовой информации. Они выдвинули информации о том, что советская техника работала на скорости 3,2 маха.

Сирия

В 1981 году израильская техника RF-4С в количестве двух единиц совершала разведывательные действия на территории Сирии. На перехват данных истребителей был направлен МиГ-25. Вражеская сторона применила средства по заглушки сигналов, что привело к неожиданному столкновению в воздухе. Сирийская техника в итоге смогла нанести свой первый ракетный удар по МиГ ввиду своего неожиданного манёвра с применением сильных помех.

Войска Израиля часто устраивали в 90-х годах операции по разведке на территории Сирии и границах. Многочисленные попытки причислялись F-15, который успел не раз совершить провокационные действия. Был случай 81-ого года, когда одна такая боевая единица совершала развед-полёты, чему должны были помешать сирийские МиГ-25. В результате преследования противника случилось столкновение ввиду резкой смены направления полёта в лице израильского солдата. Оба пилота успели вовремя катапультироваться и спасти свои жизни.

Ирак

Крупных столкновений с территорией Ирака зафиксировано не было. Однако следует отметить 1973 год, когда советская техника осуществляла разведывательные действия у берегов: Израиля, Турции и Ирана. Тогда то обеспокоенное правительство обратилось напрямую к США с просьбой – продать им экземпляры F-14.

МиГ 25 Ирак

Ливия

Ближе к 1977 году страна впервые столкнулась с советскими истребителями этого класса. Осуществляя наблюдение, миг 25 сталкивался с теми же американскими F-14, но орудие не применялось.

Иной случай произошёл в 2015 году, когда разбили российский МиГ во время попытки осуществить удар по наземной территории.

Индия

В 80-х годах СССР осуществила поставку истребителей «РБ» и «РУ» в количестве восьми штук. А уже в конце 90-х индийский экземпляр пролетел над столицей Пакистана, вызвав тем самым панику среди местного населения. На перехват поднялись истребители F-16, но цели они так и не достигли.

Также в последующих годах модели МиГ использовались для проведения разведывательных операций. С вооружения армии они официально были сняты весной в 2006-ом году.

Алжир

Также в 80-х годах Алжир также получил на свое вооружение советские МиГ. В этот же период они совершали многочисленные полёты на своей границе. Также был зафиксирован инцидент, суть которого состояла в том, что истребитель совершил полет за территорией своей границы, после чего благополучно вернулся назад. Однако после этого случая полёты такого типа прекратились.

СССР и постсоветское пространство

От дюжины версий МиГ ожидали значительных успехов не только на местной территории, но и за рубежом. В ходе проведения демонстрирования экземпляры зарекомендовали себя с положительной стороны, и иностранные территории были заинтересованы в приобретении данной техники.

В советском союзе боевые самолёты выполняли разведывательные действия с 1970-ых годов. На протяжении продолжительного периода перехватчик миг не удавалось превзойти по ходовым и манёвренным характеристикам. Потому сторонние версии истребителей не могли догнать и поразить такую скоростную мишень.

МиГ 25 СССР
В СССР самолёты МиГ 25 выполняли разведывательные действия с 1970-х годов

Истребители МиГ применялись для разрешения и регулирования зарубежных конфликтов:

  • Афганская война;
  • Армяно-азербайджанское противостояние;
  • Чеченский конфликт.

Последнее задокументированное использование пришлось на 2000-ый год для разведки Исламских сил.

На вооружении

За прошедшее десятилетие ряд стран-партнёров завершили свою эксплуатацию истребителей МиГ на официальной основе. Однако такое решение было принято отнюдь не всеми иностранными лидерами, у которых находились советские разработки.

Фактически данный истребитель не используется в текущих реалиях. В развитых странах ВВС отказываются от узконаправленной оборудования для разведки и бомбардировки. Причиной служит банальное неудобство в использовании, где предпочтение отдаётся универсальным самолётам. Востребованность в разведывательных операциях также перешла на сторону дешёвых самолётов или же спутников. Разведка посторонних территорий тоже осталась позади. Прошло то время, когда это было востребовано.

МиГ 25 на вооружении
Истребитель МиГ 25 не применяется в настоящее время

Состоит на вооружении

По оглашённым данным 2012 года стало ясно, что экземпляры самолётов российского производства находятся в Алжире и Сирии:

  • МиГ-25ПД (8 единиц);
  • МиГ-25РБ (3 единиц);
  • МиГ-25 основной (11 единиц).

Последующих новостей о состоянии военных машин за пределами России известно не было.

Состоял на вооружении

В полной серии техника использовалась СССР до распада. После чего осталось около 20 моделей истребителей на территории России. Иначе обстоят дела с Украиной, у которой в остатке насчитывалось почти 100 единиц самолётов разного подвида. Также МиГ находился в эксплуатации у следующих стран: Армении, Алжира, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Индии, Ирака, Сирии и Туркменистана.

МиГ 25 Алжир
МиГ 25 ВВС Алжира

Официальная эксплуатация завершилась ближе к 2000-ым годам для всех стран, кроме Азербайджана. По последним сведениям сказано, что на хранении находится десяток моделей, которые должны послужить для модернизации внутри страны.

Угон

В 1976 году произошло нашумевшее событие. Советский лётчик Беленко В. угнал самолёт «25» и перегнал его в Японию. В ходе этого угона было решено начать разработку новой боевой системы, которая должна была кардинально поменять конструкцию машины. Истребители переоборудовали частично, поскольку распад Союза спровоцировал закрытие проектов.

Потери 1967-2003

За такой долгий промежуток времени без трагедий не обошлась бы любая техника. На первый десяток лет эксплуатации пришлась большая доля смертей. Ряд испытаний, в ходе которых погибли лётчики, показали, что истребители МиГ на большой скорости и высоте подвержены самостоятельному отклонению и вращению.

МиГ 25 потери
В 1970-80 годах пришлась большая доля смертей

Недочёт выявляли долгое время, пока не пришли к выводу, что проблема конструкции кроется в стабилизаторах. В 70-ых годах эту важную проблему исправили, заменив детали на передовые стабилизаторы, которые не выпадали из системы во время трудоёмкой работы механизма. До этого момента все случаи были зарегистрированы в СССР.

Дальнейшие трагедии связаны с недостаточным опытом в ходе маневрирования и испытания. То же самое можно сказать о случаях, которые произошли в соседних местах, таких как Азербайджан.

Сохранившиеся экземпляры

МиГ-25М

г. Сочи, посёлок Лазаревское

25П

Ульяновск, музей

БМ

Таганрог, музей

ПУ

Югорск

РБ

Московская область, музей ВВС;

Посёлок Монино

ПД 04

МиГ-25

Дубна

Елец, Липецкая область

Пермь, музей;

На территории госпиталя ветеранов

Ростовская область, Верхнеподпольный хутор

Когалым

Свердловская область, Верхняя Пышма

Санкт-Петербург

ПДС

Екатеринбург

ПУ 05

Нижний Новгород

ПД 65

Ржев

РУ

Тольятти

РУ 57

Арзамас, площадь

 

За время своего существования эта боевая машина сумела показать впечатляющие результаты. Даже спустя десятилетия иностранные производители так и не смогли воссоздать прототип, который был бы отдалённо схож по характеристикам МиГ. Несмотря на трагические случаи, зарубежные СМИ вещали о том, что этот самолёт носит неофициальное название «Несбиваемый». Многие хотели узнать подробную конструкцию техники и взять к себе на вооружение. Именно эта причина и послужила угону модели на территорию Японии.

Какие интересные факты о Миг 25 вы знаете?

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий

  1. Алекс

    МиГ-25 – это не просто самолет, а настоящий сверхзвуковой шедевр советской авиации! Ну, или по-другому – истребитель-перехватчик.

    Самая офигенная фишка этого зверя – его максимальная скорость! Почти три раза скорость звука! Ощущение, будто ты с космической скоростью катишься по небу, а все остальные самолеты мимо тебя мелькают, как воробьи.

    Ответить
  2. Антон

    Да, самолет был прорывом для того времени. Сейчас-то он уже уступает более современному вооружению, однако еще 30-40 лет назад был в топе. И прототип создать не смогли, что говорит о его уникальности.

    Ответить