Это опытный образец советского танка, который появился в 1950-х годах. Главная цель разработки – наличие в армии принципиально новой разновидности транспорта в среднем классе. Всего разработано два прототипа. Испытания пройдены успешно, но в результате обнаружен целый ряд дефектов. Поэтому до серийного производства дело не дошло.
Объект 140: история разработки
Разработка объекта 140 началась с 1950-х годов, в Отделе 520, который был связан с Уральским танковым заводом города Нижнего Тагила. Была поставлена задача создать принципиально новую машину. Прежде всего, это касалось формы корпуса, двигательной установки и ходовой части.
А. А. Морозова назначили руководителем работ. Но спустя год-два уже появились серьёзные разногласия между представителями заказчика, дирекцией завода и инженерами ОКБ. И эти споры касались принципиальных вопросов, связанных с конструкцией танка. Из-за этого часть состава вместе с самим Морозовым перевелись в город Харьков, где была начата работа над Объектом 430.

Здесь использовали решения, полученные в ходе предыдущей разработки. Например, планетарный тип механической трансмиссии со следующими элементами:
- Система гидросервоуправления.
- Элементы фрикционной группы, работающие на масле.
В опытном танке объект 167 тоже применялись данные решения.
Л. Н. Карцев продолжил работу над созданием нового танка. В 1953 году он стал главным конструктором, под руководством которого и построили два опытных образца. Ко второй половине 1957 года появился первый из них. Но пришлось разработать и второй образец из-за неудачно пройденных испытаний.
Больше всего недостатков выявили в конструкции трансмиссии и двигателя. Оказалось, что с ремонтом и эксплуатацией во время боя имелось множество проблем. Двигатель требовал доработки. Многие ошибки, как считают, тогда были связаны с желанием получить результат как можно быстрее, не учитывая реальных условий.
Описание конструкции танка Об 140
Общая компоновка об. 140 придерживалась в данном случае классической схемы. Только двигатель находился в наклонном положении, поперёк корпуса. Заряжающий, наводчик орудия, механик-водитель и командир танка – основные члены экипажа.
Броневой корпус и башня
Наличие броневой защиты противоснарядного и дифференцированного типа – основное отличие этого танка. Завод в СССР должен был выполнить все требования, чтобы возможная война прошла успешно.
Броневые гнутые листы с переменным профилем стали основой для этого танка. Их компоновали так, чтобы присутствовала повышенная защита от следующих факторов:
- Осколки погон башни.
- Пули.
- Снаряды.

В верхней части толщина доходила до 57 мм, в нижней – до 80 мм. Верхний и нижний броневые листы толщиной на 100 мм формировали носовую часть корпуса.
Защита опоры башни формировалась за счёт двух элементов:
- Верхний лобовой лист.
- Бортовые листы.
Они выступали кверху соответствующим образом. Литая вставка составляла кормовую часть корпуса. У неё тоже были верхние и нижние детали, размещённые определённым образом.
В крыше корпуса также было два основных элемента:
- Передние и задние скуловые листы, располагавшиеся под большим углом.
- Горизонтальный лист.
На петлях работала корпусная крышка, монтировавшаяся над МТО. Без неё нельзя получить доступ к агрегатам, узлам силовых установок.
Цельнолитая штампованная подбашенная крыша придавала корпусу значительную жёсткость. Присутствовали скулы и кольцевая впадина под погон. Такая конструкция придавала транспорту живучести, это касалось и ситуаций, когда снаряды прямо попадали в лобовую часть башни.
Поперечное сечение вместе с рюмочной формой стали отличительными чертами корпуса танка в зоне башни. В то время такое решение было достаточно прогрессивным. Так стало возможно удовлетворить требования, которые во многом считались противоречивыми:
- Большая ширина в зоне погона башни.
- Уменьшение ширины для ходовых частей.
Диаметр в результате был равен 2250 миллиметров. Предполагалось, что борт будет цельноштампованным, бортовые защитные планки для него не использовались. Нижний пояс отличался 80-миллиметровой толщиной, а верхний – 57-миллиметровой.

Броневой листовой прокат планировали использовать в качестве основы. Зону моторного отделения у пояса наверху хотели дополнить наклонными листами 30-миллиметровой толщины. При этом сначала конфигурация была похожа на рюмку, а потом на шестигранник.
Сплав из алюминия способствовал тому, что общий вес танка стал меньше. Материал применяли в опорных катках, крышке МТО. Такое решение больше нигде не встречалось. Но к недостаткам отнесли то, что сварные узлы не снабжались соединениями замкового типа. Из-за этого выживаемость снижалась, особенно при обстреле снарядами.
Башня танка отличалась сферической, но приплюснутой формой. Узкая амбразура применялась для пушки. Для бортовой брони максимальная толщина составила 2200 мм, для лобовой – 240. В кормовую часть помещали люк, через который выбрасывали отстрелянные гильзы.
Основание люка заряжающего ставили с правой стороны, с левой размещалась командирская башенка. Характерно наличие цельноштампованной крыши, поверхность которой была сферической. А крышка люка заряжающего вращалась с помощью шариковой опоры.
Благодаря имеющейся конструкции крыши присутствовало два преимущества:
- Уменьшение высоты лобовой части башни.
- Минимум потерь в объёмах внутри.
Высоту удалось снизить на 87 мм за счёт того, что опустили оси цапф пушки. Максимальный наклон выбрали для стенок. Стало меньше поверхностей с бронёй, что привело к уменьшению веса.
В средней части танка высоту корпуса и башни выбирали таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия труда для экипажа. По этой причине высота в остальных частях тоже должна была быть уменьшена.
Вооружение танка Т 140
Сначала планировали использовать орудие типа Д-10Т. Но потом предложили выбрать Д-54Т. Это нарезная пушка, которая считалась более совершенной. Во время движения было гораздо проще стрелять. Для данного танка орудие снабжалось следующими компонентами:
- Стабилизирующая техника.
- Эжектор.
- Щелевой дульный тормоз.
Стабилизатор Вьюга присутствовал на втором образце.
В качестве дополнительных видов вооружений добавили два пулемёта СГМТ на 7,62 миллиметра. Один из них был курсовым, а второй спаривали с пушкой. Присутствовал 14,5-миллиметровый зенитный пулемёт КПВТ.
Пушку и спаренный пулемёт наводили на цели вручную, для чего применяли механические приводы. Кроме того, присутствовал электрогидравлический стабилизатор. Перископический и телескопический шарнирный прицел помогали организовать стрельбу.
Двигатель и трансмиссия
Для техники выбирали V—образную, 12-цилиндровую и четырёхтактную разновидность дизельного двигателя без наддува ТД-12. Механизм отличался такими характеристиками:
- Количество оборотов до 2100 в минуту.
- Мощность на 579 лошадиных сил.
- Объём 8 880 см3.
- Вес 100 кг.

Его разместили в корме танка поперёк оси, с сохранением наклонного положения. 7 градусов составлял угол наклона к горизонту левого борта корпуса танка.
Для крепления использовали три опоры. С левой стороны корпуса танка располагались две лапы двигателя, вверху и внизу. Третью добавляли к правому борту КПП. При участии амортизатора друг с другом соединялись кормовой лист корпуса и верхняя лапа у двигателя. К днищу танка приваривали так называемый низкий пластик, чтобы установить нижнюю.
Конструкцию картеров внизу и наверху приходилось полностью переделывать из-за того, как устанавливали двигатель. Газораспределительная часть систем смазки, механизм передачи к агрегатам, коленчатый вал не обходились без доработок. Охлаждающая система требовала корректировки, как и тип крепления навесных узлов. Три крупных люка и несколько люков небольших размеров добавили, чтобы не возникало сложностей в дальнейшем.
Компоновка МТО тоже отличалась оригинальностью:
- В кормовой части танка ставили специальный отсек, который также называли машинным отделением. Там размещали двигатель вместе с трансмиссией.
- Радиаторный отсек впереди «машинного отделения» заполняли системой охлаждения. Она включала в себя такие компоненты, как два эжектора с вертикальной установкой, радиаторы двигателя на водной и масляной основе.

Охлаждающая система снабжалась воздушным трактом замкнутой группы. Преодоление соответствующих препятствий приводило к появлению воды в радиаторном отсеке. Поэтому люк перегородки, разделявшей два отсека МТО, предполагал монтаж сверху специальной крышки для уплотнения.
Отвод тепла требовалось организовать дополнительно, когда была задействована трансмиссия. Чтобы справиться с этой задачей, штатного водомасляного радиатора не хватало. Поэтому нужно было рассеивать потоки дополнительно. Для этого разработали специальный теплообменник. Но его приходилось ставить снаружи.
Местом размещения выстрелов для новой пушки стали баки, отличавшиеся необычной конструкцией. Выработка топлива из баков шла в строгой последовательности. Благодаря этому повышалась надёжность, даже в случае потери герметичности одним из баков.
Монтировали модель подогревателя, выделявшую достаточно большое количество тепла.
Также основным элементом была двухвальная КП планетарного типа, с поддержкой фрикционного включения. При этом конструкторам удалось рационально подобрать кинематическую схему КП. Чтобы установить и достать деталь, не требовалось удалять двигатель, поворотный механизм. Это весьма прогрессивные решения.

Ходовая часть
Ходовая часть включала такие компоненты:
- 6 двускатных опорных катков.
- Направляющее колесо впереди и ведущее сзади.
Каток строился из двух штампованных дисков из алюминия, которые соединялись друг с другом при помощи болтов. Торсионная подвеска с гидроамортизаторами монтировалась на узлах спереди и сзади.
Устройства снабжались гусеницами мелкозвенчатого типа, с добавлением открытых шарниров из металла. Из танков Т-54, Т-55 сюда ставили механизм натяжения колёс, задающих направление. Поддерживающие катки – новая разновидность узлов, которую ввели специально для этого транспорта. Это двускатные устройства на подшипниках качения. К ним добавляли болты вместе с подшипниками качения.

У танка присутствовала своя система подрессоривания, которая включала:
- Часть конструкции, которая используется в качестве упоров.
- Телескопические разновидности амортизаторов.
- Подвески. Всего 12 штук, по 6 на каждом из бортов. Индивидуальные, торсионного типа.
Для объекта 140 применяли телескопический и гидравлический амортизатор, поддерживающий максимальный ход штока на 145 миллиметров.
Средства наблюдения и связи
Из дополнительного оборудования на танке присутствовали:
- Р-120 – устройство, помогавшее наладить переговоры для танка.
- Р-113 – радиостанция с ультра короткими волнами.
- Ночные приборы.
- Прицел-дальномер.

Всё это оказывалось очень полезным в бою.
Тактико-технические характеристики военной техники
Показатель | Цифра |
Ширина, длина и высота корпуса | 3300 мм, 6315, 2330 миллиметров. |
База | 4137 миллиметров |
Подвеска | Торсионная |
Двигатель | На 580 лошадей |
Боевое применение
Его так и не состоялось, поскольку испытания завершились неудачно.
Машины на базе
Спустя некоторое время появился опытный средний танк под названием Объект 142. Предполагалось, что отличной базой для него как раз и станет Объект 140.
Оценка проекта
Даже создатель отзывался о танке не очень позитивно. Признавал, что в эксплуатации и ремонте эта машина достаточно сложная, а получилась она нетехнологичной. Только специалисты Ижорского завода отвечали за прокатку заготовок для бортов. Доступ к некоторым деталям моторного отделения оказался перекрытым полностью. Например, приходилось применять зеркала подобные тем, что используют дантисты.
Сохранившиеся экземпляры
Остался только один из опытных образцов. Его хранят в городе Нижний Тагил, в Музее бронетанковой техники ОПО «НПК Уравлвагонзавод».

При разработке этого танка применяли современные и необычные решения. Ошибка конструкторов была в том, что они хотели добиться результатов слишком быстро. Поэтому не учли множество деталей и условий эксплуатации. Но их разработка использовалась в дальнейшем для создания других видов техники.
Какое главное преимущество танка на ваш взгляд?