Pz kpfw ii – танк, судьба которого сложилась достаточно необычно. Появление его было практически случайным, связанным с неудачными попытками поставить в старую технику новые разновидности вооружения. Но в первые два года транспорт стал одним из самых массовых, применяемых Германией на практике. Хотя по начальным планам техники вообще не было в структуре.
- История разработки pz kpfw II
- Производство и модификации панзер 2
- Конструкция pz 2
- Башни, орудия
- Двигатели panzerkampfwagen 2
- Ходовая часть
- Средства наблюдения и связи
- Вооружение panzer 2
- Тактико-технические характеристики модификаций танка панцер 2
- Боевое применение
- Вторая мировая война
- После второй мировой
- Боевая эффективность
- Машины на базе
- Аналоги
- Сохранившиеся экземпляры
История разработки pz kpfw II
К 1934 году вермахту понадобилась лёгкая разновидность танка с современным вооружением, которая могла бы заменить PzKpfw 1 с пулемётами. Man, Henshel и ЛКГЗЗ стали компаниями, принявшими первые заказы на изготовление таких разновидностей техники.
Сначала использовали гражданское обозначение LaS 100, чтобы скрыть информацию.
1935 год стал временем, когда уже появились первые прототипы. 75 танков было выпущено с мая 1936 года по февраль 1937. Существующую модель начали дорабатывать также весной к 1937 году. Результат – появление новых модификаций с улучшенными параметрами.

Производство и модификации панзер 2
Daimler-Benz AG – фирма, отвечавшая за выпуск бронекорпуса, которым снабжали первую серию. Компоновочная схема применялась такая же, что и у Pz. Kpfw. 1.
Что касается серийного производства, то оно началось в 1937 году. 1088 танков модификаций с буквами A, B и C выпустили до апреля 40-ого года. Конструкция у разработок была почти одинаковой, с закругленной носовой частью корпуса. Главные отличия заключались в следующих характеристиках:
- Используемые прицепы.
- Место размещения смотровых щелей.
- Размеры.
Танки обладали достаточно слабой бронезащитой, компания в Польше стала хорошим показателем. Достаточно было стандартного бронетанкового ружья, чтобы пробить корпус. Поэтому в спешном порядке её усилили, используя 20-миллиметровые дополнительные пластины сверху.
С 38 и 39 годов уже перешли к следующим модификациям pzkpfw ii , D и E.
Но конструкторы не остановились и на этом, ведь всем было интересно продолжать расширять имеющиеся возможности. Например, создавали огнемётные танки, хотя шасси было то же самое, что и в предыдущих моделях.
112 машин данного класса создали до лета 1942 года. 43 модели переделали из линейных, пока шёл капитальный ремонт. Наконец, 524 выпущенных вида транспорта относились к классу с буквой F. И здесь усиленная бронезащита стала основным отличием от разработок, выпускавшихся ранее.
К 40-ому году производство изначально сократилось, но потом оно увеличивалось, и это происходило достаточно резко. Из состава танковых полков технику вывели к 1942. Присутствовали также немногочисленные экспериментальные машины, позволявшие отработать новые технические решения.

Конструкция pz 2
Компоновка у Pz. Kpw.2 была классической. То есть, боевое отделение расположилось посередине корпуса, в лобовой части объединили отделение управления с трансмиссионным. Моторное было в кормовой части. Командир, заряжающий и механик-водитель стали основными единицами, входящими в экипаж.
Башни, орудия
Сначала брали катаные листы хромоникелевой стали, из которых потом сваривали корпус этого Panzer. В крышке отсутствовало посадочное место, которым мог бы воспользоваться водитель. Поэтому приходилось выбирать одностворчатое отверстие, которое дополняло верхний лобовой лист корпуса.
Приборы контроля, органы управления и сиденье водителя с брезентом размещались в одном и том же отделении. Смотровых прибора всего было четыре, их закрывали стеклоблоки триплекс. На поверхности можно было заметить смотровые щели с крышками броневого типа.
Присутствовала специальная перегородка, отвечающая за разделение друг от друга моторного и боевого отделения. В первом дополнительно присутствовали:
- Система охлаждения с вентилятором.
- Теплообменное оборудование.
- Мотор.
С правой стороны Pz снабжался двустворчатым типом люка, открывавшем доступ к мотору.
Башня у танка была известна своим асимметричным расположением. 85 градусам равнялось отклонение в правую сторону относительно обычной оси. Крышка дополнялась двухстворчатым люком. Эту деталь заменила командирская башенка в результате последующих модернизаций.
Лючки, связанные с флажковыми сигнализациями, устанавливали в части справа, со створкой люка. У них была форма прямоугольника и небольшие габариты. С правой стороны от маск-установки в вооружении находился механизм, позволявший вручную вращать башню.
Башни дополняли двумя смотровыми приборами, лючки для организации вентиляции. Стеклоблоки триплекс и в данном случае помогали организовывать защиту. У боевого отделения в башне отсутствовал пол.
Двигатели panzerkampfwagen 2
Карбюраторный двигатель 6-цилиндрового и рядного типа ставился на все модификации вне зависимости от времени производства. Основные параметры устройства описывались следующим образом:
- Максимальная мощность до 140 лошадиных сил при 3000 оборотах в минуту.
- Рабочий объём 6191 кубических сантиметра.
- Баки впереди, сзади объёмом на 102 и 68 литров.
Чтобы заправить танк, нужно было использовать бензин, октановое число которого было не ниже 76. С левой стороны имелось моторное отделение, занятое радиаторными, вентиляторными механизмами системы охлаждения.
В трансмиссию входили следующие главные компоненты:
- Бортовые передачи, включавшие одну ступень.
- Тормоза фирмы Man, относящиеся к колодочным группам.
- Поворот осуществлялся механизмом планетарного типа, с одной ступенью. Его располагали в том же блоке, что и бортовые передачи.
- Коробка передач механического типа на шесть ступеней. При этом поддерживалось постоянное зацепление шестерён. При использовании вторых-четвёртых передач работала дополнительная синхронизация.
- Присутствовал распределительный вал, проходивший по всему боевому отделению.
- Двухдисковый главный фрикцион с сухим трением.

Ходовая часть
За разработку нового шасси отвечали Henshel, Man. Здесь были три двухкатковые тележки с листовой или пружинной разновидностью амортизации. Система снабжалась тремя тележками на два такта, амортизация пружинная или листовая. Присутствовали три поддерживающих ролика. Колесо сзади было направляющим, а впереди ведущим.
Гусеничная лента мелкозвенчатого типа, одногребневая. С балкой продольного расположения соединялись концы балансиров тележек у опорных наружных катков. Так выглядел каждый из бортов.
Средства наблюдения и связи
У всех моделей панзер kpfw присутствовала коротковолновая радиостанция FuG 5. С телеграфом дальность действия составляла 9,4 километра, либо 6,4 километра в случае с телефоном.

Вооружение panzer 2
Один из главных элементов – автоматическая пушка серии KwK 30 на 20 миллиметров и со стволом на 55 калибров. Бронебойный снаряд первоначально развивал скорость до 780 м в секунду, скорострельность – 280 выстрелов в минуту. Стоит рассказать и о других характеристиках, имеющих значение:
- В пределах от -09,5 до +20 градусов легко осуществляется наведение орудия по вертикали.
- Весила установка до 63 килограмм.
- Прямой выстрел отличался дальностью до 1000 метров.
- Максимальная дальность стрельбы доходила до 4400 метров.

KwK 38 – ещё одна разновидность пушек, которую выбирали для части таких машин. Она была известна большей скорострельностью, меньшей массой и качеством изготовления.
Изначально пушка включала боекомплект на 180 выстрелов, но в ходе различных улучшений эта цифра увеличилась до 320. Снабжался транспорт магазинами, в каждом из которых было по 10 штук снарядов. Например, броневая плита толщиной 17,5-20 миллиметров легко пробивалась снарядами бронебойно-трассирующего типа. Их масса составляла 148 грамм, а дистанции выстрелов доходили до 100 метров.
Panzergranatpatrone 40 – выстрел, который добавили после 40-ого года. Главным отличием стал сердечник на вольфраме, к которому добавлялся твёрдый сплав. Новый снаряд на стометровой дистанции давал бронепробиваемость в 40 миллиметров при угле встречи под 60 градусов. На дистанции 500 метров показатель достигал 20 миллиметров.
Если сравнить с разработками советских учёных того времени, то положительной стороной стали одиночные выстрелы с максимальной точностью.

Тактико-технические характеристики модификаций танка панцер 2
Основные параметры техники выглядели следующим образом:
- Способность преодолеть броды до 0,93 метров.
- Индивидуальная подвеска с листовыми рессорами.
- Скорость по шоссе 40 км/ч.
- 120 снарядов в боекомплекте.
- Высота до 1990 мм.
- Корпус шириной 2223 мм.
- Длина до 4810 мм.
- Общая боевая масса – 8,9 тонн.

Боевое применение
Всего 1223 танков этого типа присутствовало в немецких войсках к осени 1939 года. 1 259 машин было потеряно, когда началась польская компания. Объёмы безвозвратных потерь равны только 83 единицам.
Вторая мировая война
Осенью 1942 года войска начали принимать первые серийные разработки. Предполагалось, что техника поступит на вооружение одной роты разведывательных батальонов танковых дивизий. Но общее количество выпущенного транспорта оказалось не таким большим. Поэтому очень немногие соединения оказались реальными владельцам.
Например, 3 и 4 танковые дивизии на Восточном фронте, на Западе – 2 и 116. Учебная танковая дивизия тоже получила транспорт. В соединениях СС «Мёртвая голова» машины использовались до конца 1944 года.

Броневая защита и вооружение танков оказались главными недостатками, что и выявила практика.
После второй мировой
К окончанию Второй Мировой войны эти танки уже казались безнадёжно устаревшими. Но они всё равно находили себе применение на практике. Особенно это касалось модификаций, которые обозначались буквами C и F.
К 1944-45 году двоек уже не хватало, чтобы противостоять средним и тяжёлым танкам. Но зато вооружения было достаточно, чтобы успешно действовать в следующих направлениях:
- Бронетранспортёры.
- Грузовики.
- Пехота, которая не укрылась в окопах.

Брони было достаточно, чтобы стрелковое оружие не сильно доставало до внутренностей. Основное назначение техники в то время – сопровождение колонн, охрана объектов в тылу. Она помогала справляться с пехотой противника и диверсионными группами, которые прорывались вперёд.
Некоторое количество представителей второй и третьей серии этих танков оставалось на вооружении даже после капитуляции Германии. Например, они находились в частях Забайкальского фронта, которые участвовали в боевых действиях против Японии, в 1945 году.
Боевая эффективность
Машина отличалась, прежде всего, бронёй, а не огневыми характеристиками. Мощности не хватало уже в момент, когда начались боевые действия. Если говорить о сражениях, то транспорт оказался слабее по сравнению со всеми представителями аналогичного класса. При этом резервы для модернизации попросту отсутствовали.

У оружия была неплохая точность, но бронепробиваемость была не очень хорошей. Тем более, после начала войны, когда пришлось столкнуться с первыми Т-34. Использованием сердечника из карбида вольфрама пытались исправить ситуацию, но модификации оказались ещё более слабыми.
Запас хода танка, как и его проходимость, тоже оказались малы. По возможности в дальнейшем от использования техники просто отказывались. К 1942 году производство было остановлено полностью.
Машины на базе
Таких разработок тоже было несколько:
- Танк-корректор огня Feuerleitpanzer 2.
- Marder II (Sd.Kfz. 132)
- Marder II (Sd.Kfz. 131)
- Wespe (Sd.Kfz. 124) — 105-мм лёгкая полевая самоходная гаубица
- Sturmpanzer II Bison — 150-мм самоходное орудие sIG 33
- Beobachtungswagen II Ausf C — почтовая/командирская бронемашина
- Munitionsschlepper II — войсковой тягач
- PzKpfw (Flammpanzer) II Flamingo (Sd.Kfz. 122) (Ausf D/E) — огнемётный танк
- Brückenleger auf PzKpfw II Ausf b — лёгкий кабелеукладчик (были произведены 1 или 2 такие машины в 1939 году)
- Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — разведывательный танк
- Schwimm Panzer II Ausf. A—C (20-мм орудие) — плавающий танк
- Bergepanzer II Ausf D/E — восстановительная машина
- Ladungsleger II — перевозчик подрывных зарядов
- Panzer Beobachtungswagen II — танк-наводчик артиллерии
- Pioner-Kampfwagen II — инженерный танк
- PzKpfw II Ausf A/B/C вооружённый 50-мм орудием Pak 38 L/60

Аналоги
Аналогичных решений для этой разработки не существовало. Большинство машин заметно превосходили танк по основным характеристикам. Как уже говорилось, он проигрывал противникам с самого первого дня своего появления.
Сохранившиеся экземпляры
Есть несколько экземпляров, с которыми можно ознакомиться до сих пор:
- L «Luchs»- расположен во Франции, им владеет музей танковых войск.
- В Бовингтоне выставка включает также модификацию, о которой написано выше.
- Вариант F представлен Национальным музеем пехоты на территории Форт-Беннинга.
- Ещё одна модели версии F размещена в Бронетанковом музее в Кубинке, на территории России.
- Канадский военный музей установил у себя модификацию С.
- Две модели из серии B поместились в музее Сербии и Донского военно-исторического музея в России.
- Наконец, Франция также располагает одним PzKpfw II Ausf. c. Неизвестно, какой у него номер шасси, поскольку транспорт обнаружили на свалке.

Эта техника при современных условиях снабжается стволами от 20-миллиметровых зенитных орудий. Они на 10 калибров длиннее по сравнению с оригинальными установками.
До сих пор не представляется возможным указать точное количество машин, которое было выпущено для участия во Второй мировой. Модификации A, B, C и c вызывают больше всего вопросов. Предпринималось несколько попыток модифицировать конструкцию, но технические параметры сильно ухудшались после любых изменений. Даже усиление бронирования и увеличение скорости ничем, по сути, не закончились.
Какие интересные факты о pz kpfw II вы знаете?
Его конструкция точь в точь повторяет конструкцию американского БТР Брэдли. Почему так, сразу станет ясно, если знать, кто разрабатывал американскую военную технику после Второй Мировой.