Танк Т-34, созданный харьковскими конструкторами в 1940 году, стал символом Советской армии в годы Великой Отечественной войны. О нём сложены песни и легенды. Он объявлен победителем Курской битвы. Во многих городах ему установлены памятники. В это трудно поверить, но в некоторых странах (например, в Йемене) Т-34 до сих пор стоит на вооружении. По маневренности и защищённости брони этот танк и сейчас превосходит некоторые современные аналоги.
- История создания танка Т -34
- Производство и постановка на вооружение
- Тактико-технические характеристики танка Т-34
- Особенности конструкции танка
- Броневой корпус и башня
- Двигатель и трансмиссия
- Ходовые качества, сколько весит танк Т-34
- Бронирование
- Вооружение
- Серийные модификации
- Машины, созданные на базе T-34
- Боевое применение Т-34
- Сравнение с аналогами
- Cредний танк Т-34 в кино и видеоиграх
История создания танка Т -34
К концу тридцатых годов прошлого века стало окончательно ясно, что военный конфликт СССР с фашистской Германией неизбежен. Армии срочно требовалась боевая машина, которая могла бы не только уверенно действовать в обороне, но и совершать быстрые скоростные прорывы. Именно благодаря стремительным танковым ударам немецкая армия чуть ли не за считанные дни покорила страны Европы.
Перед советскими конструкторами была поставлена задача разработать танк с большой проходимостью и маневренностью и одновременно с надёжной бронёй. Находящиеся тогда на вооружении Т-26, Т-28 и Т-35 в полной мере этими качествами не обладали.
В то время самым грозным и мощным советским танком был КВ. Его броня была надёжно защищена, а орудие обладало высокой мощностью. Но у этого танка был один существенный недостаток – он имел очень большой вес и поэтому, мягко говоря, не отличался подвижностью.

Отцом легендарного танка Т-34 по праву считается харьковский конструктор Михаил Ильич Кошкин. За короткий срок под его руководством были разработаны два варианта будущей бронемашины. Им присвоили индексы А-20 и А-32. «Двадцатка» оказалась чересчур лёгкой. Зато второй вариант военным понравился сразу.
17 марта 1940 года у стен Кремля авторитетная комиссия во главе со Сталиным одобрила опытные образцы. И уже 31 числа этого же месяца было развёрнуто серийное производство T-34 – лучшего танка Великой Отечественной.
Производство и постановка на вооружение
Сначала новую бронемашину выпускали на двух заводах – Харьковском и Сталинградском. Но после начала войны уже в 1941 году Харьков оказался в руках немцев. Было принято решение в кратчайшие сроки организовать производство танков в тылу. Их начали выпускать на заводах Горького, Челябинска, Свердловска, Омска и Нижнего Тагила. Это дало свои результаты.

Если в 1941 году было выпущено только немногим более тысячи танков этой модели, то в 1942 – уже 12520, а в 1943 – 15696. Всего за годы войны советская оборонная промышленность выпустила 532 тыс различных модификаций «тридцатьчетвёрки». Это сделало её самым массовым танком в мире, и это первенство сохраняется и до наших дней.
За время войны танк постоянно модернизировался. Снижалась трудоёмкость производства и его стоимость, увеличивалась боеспособность. Сверху появилась командирская башенка, упростилась конструкция катков. Для своего времени танк стал практически универсальной машиной среднего класса.
Тактико-технические характеристики танка Т-34
В таблице ттх выглядят так:
Масса | 25,6 тонны |
Экипаж танка | 4 человека: командир (наводчик), заряжающий, стрелок-радист и механик-водитель |
Длина корпуса | 5920 мм |
Ширина | 3000 мм |
Высота | 2405 мм |
Особенности конструкции танка
Если посмотреть на чертёж этой боевой машины и ознакомиться с её технико-тактическими характеристиками, видно, что многие конструкторские решения были тогда новаторскими. В чём-то танк даже опережал своё время.
Броневой корпус и башня
Башня танка Т-34 имеет характерную приземистую форму. Это снижало вероятность попадания в неё снарядов противника, но и делало её тесной. Поэтому в обновлённых модификациях появилась ещё и башенка для командира. У этого новшества было много противников. Они утверждали, что в такой башенке командир будет отличной мишенью для вражеских снарядов.
Но конструкторы смогли доказать, что такая ювелирная стрельба в бою получается нечасто. На немецких танках уже стояли подобные сооружения, но попаданий снарядов именно туда было зафиксировано очень мало.
В башне находятся три сидения. Они предназначены для командира, стрелка-наводчика и заряжающего. Лобовая часть башни имеет форму валика. Она защищена бронёй толщиной 45 мм. Конструкция лобовой части и её защищённость позволяют сохранить башню даже при прямом попадании.

Двигатель и трансмиссия
Танк имеет привод на заднее колесо и гусеницу. Первоначально он выпускался с 4-ступенчатой коробкой передач, но достаточно быстро перешли на 5-ступенчатую для повышения проходимости машины.
Как правило, на танке устанавливался 12-цилиндровый мотор В-2-34. Топливо – дизельное.
Ходовые качества, сколько весит танк Т-34
Мощность двигателя советского танка составляла 500 лошадиных сил. Это давало ему возможность быстро набирать высокую скорость. По шоссе Т-34 мог разгоняться до 54 км/ч, по пересечённой местности максимальная скорость – 36 км/ч.
Мощность двигателя немецкой «Пантеры» больше – 700 лошадиных сил. Но весила она 44 тонны, а «Тигры» вообще приближались к 60 тоннам. А вес танка Т-34 – менее 30 тонн. Это давало ему большое преимущество в маневренности.

Высокую проходимость «тридцатьчетвёрке» обеспечили широкие гусеницы. Их ширина (550см) превышала аналогичные показатели «Пантер», поэтому удельное давление на грунт советских танков было значительно ниже.
Бронирование
Во времена своего появления танк Т-34 сразу заслужил репутацию одного из самых защищённых в мире. По крайней мере, все средние танки он в этом отношении превосходил. Толщина брони доходила до 45 мм, а сама броня имела определённый угол наклона. Немецкие короткоствольные танковые и противотанковые орудия не представляли для «тридцатьчетвёрки» серьёзной опасности.
Угрозу советским танкам несли, в основном, 50-мм системы и зенитные орудия.
Вооружение
Первоначально на эту бронемашину устанавливали пушку Л-11 но её быстро сменила Ф-34. Это оборудование имеет следующие характеристики:
- орудие весит около 1700 кг;
- его калибр – 76 мм;
- боекомплект включает в себя 77 снарядов, позже это число достигло 100, как у «Пантер»;
- дальность прицела – 1500 м.

Ещё на танке стоят два пулемёта ДТ. Один из них связан с основным стволом.
Серийные модификации
Большой плюс танка Т-34 – он легко поддавался дополнениям и улучшениям конструкции. Поэтому эти процессы шли практически постоянно. Наиболее удачными признаны следующие модификации:
- модель образца 1940 года представляет собой первый серийный вариант с пушкой Л-11;
- на танке Т-34, выпуск которого начался в 1941 году, ширина гусениц была увеличена до 550 мм, у механика-водителя появился новый люк;
- на танке образца 1942 года была увеличена башня, что сделало её более удобной для экипажа, и появилась пятиступенчатая коробка передач.

При этом улучшения в конструкцию боевой машины вносились не только на заводах-изготовителях, но и непосредственно в войсках. Часто на корпус и башню устанавливались дополнительные бронелисты. Обычно эту операцию проводили на фронтовых ремонтных заводах.
Машины, созданные на базе T-34
База танков, как правило, используется для целого ряда специальных машин и устройств. Т-34 с мощным двигателем в этом плане исключением не стал:
- почти сразу одновременно с выпуском танков этой модели в Харькове приступили к производству артиллерийских тягачей;
- в Ленинграде на базе танка Т-34 изготовили несколько своеобразных мостоукладчиков, это была бронемашина без башни или с башней, но с ограниченным углом поворота – наверху была закреплена металлическая ферма, танк-мостоукладчик спускался в противотанковый ров, и по этой ферме уже проезжали боевые машины;
- в Туле производили танки, которые использовались, как минные тральщики;
- после начала войны были разработаны чертежи танка Т-34 с огнемётными установками – любопытно, что так же использовали потом этот советский танк в Китае.

Интересно, что выпускались танки Т-34К (командирский) и Т-34Г (генеральский) с модернизированной системой радиосвязи. Установка радиостанций повышенного радиуса действия требовала дополнительного места. Поэтому боекомплект в таких бронемашинах уменьшался почти в два раза.
Боевое применение Т-34
Танки этой модели прошли Великую Отечественную от начала и до конца. С их участием происходили практически все крупные военные операции, в том числе, и штурм Берлина. Причём, сражались эти боевые машины не только в составе Красной Армии. Они были ударной частью Чехословацкого корпуса, Войска Польского и Народно-освободительной армии Югославии, которые тоже воевали против фашизма.
К сожалению, к началу войны только 8 танковая дивизия состояла из экипажей, знакомых с танками Т-34. Почти все выпущенные к лету 1941 года «тридцатьчетвёрки» находились на хранении. Поэтому в первые дни и даже месяцы войны советские танкисты понесли большие потери. Но уже к зиме ситуация изменилась. «Тридцатьчетвёрки» удачно маневрировали по снегу и грязи и стали доставлять противнику большой урон. Во многом благодаря им расчёты Гитлера на победный танковый бросок к Москве бесславно провалились.

Особенно ярко достоинства Т-34 проявились на Курской дуге. В сражении под Прохоровкой советским танкам противостояли новейшие «Пантеры» и «Тигры». Откровенно говоря, в лобовом противостоянии они выглядели лучше советских машин. Но действовать по такой схеме танки Красной Армии и не собирались.
Благодаря превосходству в манёвренности они поражали грозные немецкие машины с боковой стороны, и делали это очень удачно. Но чтобы пробивать лобовую броню тяжёлых немецких танков, требовалось орудие другого калибра. И с 1943 года на вооружение стал поступать танк нового образца – Т-34-85. Он и завершил войну с победой.
Сравнение с аналогами
Конечно, массовые танки среднего класса выпускались не только в СССР:
- американский «Шерман» лучше советского танка поворачивал на болотах, благодаря особой системе привода, но был гораздо выше Т-34 и на пересечённой местности часто заваливался набок;
- немецкий аналог Pz.Kpfw.IV создавался, как штурмовик для поддержки пехоты, – его снаряды большой угрозы для танков противника не представляли, зато танк вермахта был очень уязвим при попадании бронебойных снарядов;
- по сравнению с немецким «Тигром» советский танк Т-34 мог стрелять сходу, а противнику нужно было остановиться и подготовиться для ведения огня.

Эти примеры показывают, что для своего времени танк Т-34 в сегменте среднего класса всё-таки был лучшим. Даже несмотря на то, что по дальности стрельбы он некоторым своим аналогам уступал.
Cредний танк Т-34 в кино и видеоиграх
Знаменитую и популярную игру World of Tanks можно начать с советского танка Т-34 с орудием Л-11. Правда, трудно сказать, насколько игровая модель соответствует реальной, поскольку до наших дней ни одна из таких бронемашин не сохранилась.
«Тридцатьчетвёрка» успешно действует в давнем уже польском сериале «Четыре танкиста и собака». В фильме «Т-34» экипаж на танке бежит из немецкого плена. Российская картина «Танки» рассказывает о тайном перегоне опытных образцов этих моделей в Москву для демонстрации их Сталину. Однако большинство историков полагает, что в реальности этих событий никогда не было.

То, что танк Т-34 был лучшим танком Второй Мировой войны, признаёт большинство исследователей. Это – величайшее достижение советских конструкторов. Примечательно, что сегодня разговоры о превосходстве немецких танков над российскими вспыхнули с новой силой. Теперь восхваляется Leopard 2. Однако военные действия в Сирии показали, что уязвимые места есть и у этой техники. И не зря продажа немецких бронемашин в мире значительно уступает популярности российского танка Т-90.
Знаете интересные факты о танке Т-34? Расскажите в комментариях.
Наш Горьковский автомобильный завод во время Великой отечественной войны выпускал только военную технику. И танки он тоже производил. Танки-34 выпускались на заводе “Красное Сормово”.
Легендарная машина. Она уступала немецким танкам по толщине брони, по мощности пушки, но превосходила по маневренности и ремонтопригодности. Пока немцы тащили свои танки в глубокий тыл, русские ремонтировали “на коленке” и снова вступали в бой.
Получается так, что знаменитый танк Т-34 начал выпускаться еще до начала Великой отечественной войны, но он стал одним из символов этой войны. Т-34 можно увидеть во многих военных фильмах и сериалах.
Этот боевой танк является настоящим символом Великой Отечественной Войны и одним из самых значимых достижений советской военной индустрии. Для своего времени это был отличный танк и к тому же он был прост в ремонте что было очень важно.
Легендарный танк, весь мир о нем знает и даже сейчас у него хорошие характеристики, а во время ВОВ вообще не было равных этому танку, не зря памятники ему ставят, гордость СССР конечно.