МиГ-21Ф-13 – советский сверхзвуковой реактивный истребитель и перехватчик. Выступает знаменитым советским самолетом второй половины прошлого столетия. По сравнению с предшественником у модели ряд преимуществ, основное – в использовании ракеты К-13.
История разработки МиГ-21Ф-13
МиГ-21Ф-13 – знаменитый советский истребитель, который стал узнаваемым, результативным аппаратом в авиации. Разработка началась в 1950-х годах для импорта, экспорта и продолжалась до конца 1960-х.
В начале 1950-х годов советское руководство поняло необходимость создания нового истребителя, способного противостоять самолетам из США. Так появилась идея создания МиГ-21, которая была поручена конструкторскому бюро под руководством Микояна и Гуревича. К разработке МиГ-21Ф-13 приступили в 1956 году, заняла она три года. Целью было создание истребителя с увеличенной скоростью, маневренностью и ускоренностью нанесения ударов по воздушным целям.
МиГ-21Ф-13 оснащен двигателем – Туманский Р-11Ф-300, развивавшим скорость 1 300 на земле и свыше 2 200 км/ч на высоте. Кроме того, он имел переднее горизонтальное оперение для увеличения маневренности и возможность носить ракеты «воздух-воздух» и бомбы.

Истребитель представлен на Параде Победы в 1961 году, что заявило о его эффективности и надежности.
Истребитель испытал модификации, участвовал во ряде вооруженных конфликтов. Агрегат использовался в боевых действиях в Холодной войне, во Вьетнаме, Афганистане.
Производство и модификации МиГ-21 Ф-13
В рамках модификации с индексом Е-6 были внесены изменения в двигатель, установлено новое вооружение и улучшены полетные характеристики самолета. Модель получила улучшенную электронику и радиоэлектронные узлы.
Е-6 стала промежуточной ступенью между прототипом, исходной моделью МиГ-21, и следующей модификацией, которую также стоит упомянуть. Это Е-50Р 1958 года. Это попытка создания прототипа версии, оснащенной новым двигателем с улучшенной тягой.
Е-50 также имела улучшенные аэродинамические характеристики и новое вооружение. Однако из-за ряда проблем и недоработок эта модификация не была принята на вооружение и отвергнута в пользу других вариантов.
И наконец, в 1959 году появилась модификация МиГ-21Ф. Стала одной из используемых версий. МиГ-21Ф получила изменения в конструкции и вооружении. Самолет оснастили улучшенным двигателем. Благодаря изменениям он стал более быстрым агрегатом. Эксплуатировался как в СССР, так и в других странах.
Е-6Т имел увеличенное крыло и двигатель Р11-300, что повышало его маневренность и скорость. Кроме того, в нем были испытаны новые системы радиоэлектронной борьбы и навигации. Эта модификация стала важной составляющей в дальнейшей модернизации.
МиГ-21П-13 – версия была разработана для выполнения бомбардировочных задач. В ней были установлены дополнительные подвесы для носовых бомб и ракет, что позволяло использовать самолет в качестве легкого бомбардировщика. Кроме того, МиГ-21П-13 получил улучшенные системы навигации и визуального наблюдения, что повышало его эффективность в боевых условиях.
МиГ-21Ф-13 – модификация СССР, которая получила большую популярность. Этот самолет отличался новыми системами управления, улучшенным радаром и возможностью применения различных ракетно-бомбовых вооружений.
Одной из самых заметных модификаций выступает доработка двигателя Р-25-300 с более высокой тягой, что значительно повысило его характеристики. Это позволило истребителю развивать большую скорость и иметь лучшую маневренность в воздушных боях.

Еще одной важной модификацией является установка радара с более высокой разрешающей способностью, что позволяет обнаруживать и сопровождать цели на большей дальности. Это позволяет Е-6В быть более эффективным в современных боевых условиях и повышает его возможности в уничтожении вражеской авиации.
Каждая из модификаций МиГ-21 имела свои преимущества и специфические возможности. Они позволяли адаптировать самолеты под различные боевые задачи и повышать их боевую эффективность. Модель благодаря модификациям оставалась в строю на протяжении долгих лет и продолжала активно использоваться.
Описание конструкции бойца без правил
Выступает одноместным однодвигательным среднепланом, имеющим треугольные крылья и цельноповоротное горизонтальное оперение. Цельнометаллическая конструкция выполнена из алюминиевых сплавов Д16, В-25, М25Т4, Ак-4-1 и магниевого сплава ВМ-65-1.
Для мест с силовым напряжением использовали сталь ЗОХГСА и ЗОХГСНА. Фюзеляж отличается полуномонококовой конструкцией, в поперечном сечении – эллипс. Шасси трехстоечного типа, где перед убирался в фюзеляж по направлению полета, основное шасси – к крылу с одновременным поворотом колес к 87°. У шасси световая сигнализация.

Самолет был небольшого размера, имел стреловидные крылья, что делало его очень маневренным в воздухе. Конструкция обеспечивала ему высокую скорость.
Авиамашина получила признание военных, гражданских экспертов благодаря своим выдающимся характеристикам. Аппарат успешно использовался во многих странах и принимал участие в различных конфликтах.
Вооружение
Истребитель МиГ-21Ф-13 считается сильным и эффективным оружием в воздушном пространстве. Его скорость и вооружение делают его опасным противником.
Курсовое вооружение
В сравнении с ранней моделью состав вооружения был изменен, но не получил смертоносную силу в бою. У него была только одна 30-мм пушка HP-30. Боевой ее запас составлял 60 выстрелов. Радуют баллистические данные со скорострельностью. Она кардинально отличается от вооружения МиГ-15/17.

Наличие точных, быстрых зарядов не дает шансов врагу. Даже когда попадает один снаряд, противник не будет продолжать наступательное движение. Вероятно, даже погибнет. Для использования машины нужны одиночные выстрелы.
Подвесное вооружение
Подвесное вооружение МиГ-21Ф-13 включало широкий спектр ракетных, бомбовых средств поражения. Там находились два ракетных блока, которые несут по 16 ракет 57 мм, либо несколько неуправляемых бомб с весом 250 – 500 кг.
Также в подвесном вооружении представлены неуправляемые снаряды С-24. Ракеты Р-3С, используемые в машине, заставляют противника маневрировать, терять скорость.
Летно-технические характеристики
- Размах крыльев – 7,15 метров.
- Общая протяженность – 13,46 метров.
- Высота – 4,71 метров.
- Площадь крыльев – 23 квадратных метров
- Масса – 4 819 килограммов.
- Протяженность полета без дозагрузки – 1 420 – 2 020 километров.
- Параметр максимальной скорости – 2 000 километров в час.
- Параметр возможной перегрузки – до 9 килограммов.

Живучесть и бронирование
Самолет отличается повышенной живучестью. Связано это с улучшенной конструкцией, сниженной площадью крыльев. Защита пилота осуществляется с помощью 65-миллиметрового бронестекла, стальной перегородки в задней кокпитовой части.
Наилучшей защитой от 20 – 30 мм скорострельных пушек считается маневр уклонения, по сравнению с броней. Сзади пилота располагаются топливные баки у фюзеляжа с крыльями.
После возгорания транспортного средства можно потушить технику и отремонтировать. Однако продолжение полноценного боя с подбитой частью реактивного истребителя нереально.
Боевое применение
МиГ-21Ф-13 остается значимым истребителем, который заслуживает внимания и уважения авиационных специалистов и энтузиастов. МиГ-21Ф-13 имеет множество преимуществ, которые делают его мощным оружием в воздухе. Боевое применение истребителя было доказано во многих конфликтах.
Летные технические характеристики транспорта позволяют сменить много тактик. За счет усовершенствованных технологий можно на истребителе запускать ракеты и проводить перехват бомбардировщиков. Пилот выбирает, какое действие совершить. Атаковать на проходе сложно из-за большой скорости.
Режим форсажа в бое дает избыток мощности и увеличенное потребление топлива. Чтобы сбросить скорость, у самолета есть тормозные щитки, которые быстро помогают заглушить скорость по объемной площади.
Основным вооружением МиГ-21Ф-13 являются ракеты «воздух-воздух». Они предназначены для уничтожения целей, находящихся на большом расстоянии. А для поражения близко расположенных объектов у него есть автоматическая пушка.
Эксперты говорят, что расстояние для использования ракет должно превышать 1,5 км. При большем сближении противник засечет транспортное средства с помощью радаров и сделает уклон. Хоть он увидит уведомление о спуске ракеты, но отвернуться от нее не успеет.
Достоинства и недостатки истребителя
Истребитель МиГ-21Ф-13 – легендарная машина советской авиации, которая прославилась комбинацией достоинств. Во-первых, отличается улучшенной скоростью, что делает его необходимым оружием в воздушных боях. Во-вторых, МиГ-21Ф-13 обладает сильной вооруженностью. В дополнение, истребитель может нести боевые ракеты «воздух-воздух», что увеличивает универсальность, боевые опции во время военной операции.
Также в число достоинств модели входит наличие:
- повышенной предельной скорости;
- улучшенной форсажной камеры;
- модифицированной ракеты класса «воздух-воздух».
Недостатки состоят в малом боекомплекте пушки, отсутствии радиолокационной станции. Также во время маневров самолет теряет скорость. Кроме того, он показывает недостаточную эффективность работы мотора на низких высотах. Также наблюдаются снижение результативности в условиях неблагоприятных погодных условий.

В итоге, МиГ-21Ф-13 разработан в СССР в 60-х годах и предназначался для выполнения задач воздушного боя. Агрегат отличался компактностью, впечатляющими скоростными характеристиками, что сделало его результативным истребителем прошлого. Подобно другим аппаратам, он имел преимущества, недостатки. Вне зависимости от конструктивных особенностей, незаменим в боевых кампаниях. Влияние наследие ощущается, и улучшенные летные характеристики по-прежнему вызывают восхищение. МиГ-21Ф-13 останется значимым элементом в истории развития, эволюции военной авиации.
А что Вы знаете об этой боевой машине? Поделитесь интересными фактами!