В Вооружённых силах России существуют истребители, которые по праву занимают первые места среди авиационной техники и ставят мировые рекорды на состязаниях. В этой статье раскрывается тема миг 31 история создания, а также о потенциале перехватчика.
- История разработки сверхзвукового самолета МиГ 31
- Конструкция истребителя перехватчика МиГ 31
- Двигатель
- Шасси и система торможения
- Оборудование
- Кабина
- Вооружение
- Тактико-технические характеристики МиГ 31
- Технические характеристики
- Летные характеристики: максимальная скорость и высота полета МиГ 31
- Рекорды, установленные МиГ 31
- Существующие модификации и принципиальные отличия от базовой версии
- Боевая эксплуатация
- Аварии и авиакатастрофы
- Перспективы использования боевой машины
- Сколько стоит МиГ 31
История разработки сверхзвукового самолета МиГ 31
Разработка боевого истребителя берёт своё начало с 1968 года. На протяжении создания модели роль проектировщика сменялся несколькими людьми. Строительство самолёта было акцентировано на улучшении боевого режима транспорта за счёт передовых технологий.
На основе старой версии истребителя МиГ-25 были выявлены преимущества и недостатки, что должно было сократить время для создания МиГ-31. Конечные результаты хоть и были представлены 1976 году, но результат сумел превзойти все ожидания. По официальным данным производство техники закрылось в 1994 году.
Поскольку за время своего существования самолёт был зарекомендован, как эффективный боевой модуль, правительство приняло решение о разработке модернизированных версий.

Конструкция истребителя перехватчика МиГ 31
Окончательная модель истребителя включает в себя детали прошлых модификаций, которые зарекомендовали себя ранее:
- аэродинамическая система;
- цельно поворотные стабилизаторы;
- трапециеобразные крылья.
Корпус модели 31 выполнен из сплава титана и стали, что сильно подавляет эффекты возгорания. Сам истребитель помимо высокой защиты отличается мобильностью. Военный модуль хоть и имеет вес выше 40 тонн, но спокойно набирает скорость под 3000 км/ч.
Кроме того, отзывчивый МиГ способен плавно снижать скорость в короткие промежутки времени и осуществлять посадку без препятствий.
Бортовое оборудование в самолёте позволяет экипажу выслеживать цели на большой дистанции. Огонь при этом ведётся по 8 основным целям, которые компьютер определяет и обозначает в статусе приоритетной мишени. Помимо базового ведения стрельбы также предусмотрены вспомогательные орудия, которые применяются на побочные цели.
Такая огневая мощь и манёвренность была разработана как для стойкой и надёжной обороны одного, так и нескольких МиГ-31. Группа из четырёх модулей оказывает сильную подавляемость противника, а также контролирует участок до 900 км.
Двигатель
Комплектация самолёта включает в себя Д-30Ф6 двигатель, который разрабатывался на основе экземпляра Д-30 1967 года. Он выполнен из железа, титана и никеля. Его масса в сухом виде составляет 2416 кг. Помимо этого компонента предусмотрены два турбореактивных двигателя.

В специально отведённой камере используется впрыска топлива под названием «топливная дорожка». В период изначальных тестирований был выявлен эффект виброгорения, что удачно исправили, введя дополнительный коллектор.
Запас топлива располагается в 13 баках, общий объём которых составляет 19500 л или 16350 кг. Имеется возможность применять на данной технике два дополнительных бака по 2500 л. В более поздних версиях МиГ (БС) производители добавили возможность дозаправки, которая осуществляется на ходу.
Шасси и система торможения
Отдельного внимания заслуживает система трёхстоечнойго шасси. В отличие от прошлых истребителей, у этого экземпляра переднее шасси прячется вперёд. Оно усилено пневмоконструкцией и имеет размер 600*200 мм.
Задние шасси представляют собой двухколёсную тележку, которая закрывается вперёд. Их размер фиксируется в значении 950*300 мм.
Система шасси предоставляет возможность легко осуществлять посадку на подготовленных площадках, а также на аэродромах среднего покрытия. Это обеспечивает функциональность и безопасность при посадке в малозаселённые места. Изготовители МиГ-31 также оснастили модуль тормозным парашютом, расположив его в задней части.

Оборудование
Так как вдохновение при создании черпалось из серии МиГ-25, то и сама комплектация перехватчика-истребителя во многих аспектах схожа. Истребитель содержит следующее процентное соотношение материалов, используемых для изготовления корпуса:
- титан 16%;
- сталь 50%;
- железо 33%.
Главная система представлена радиолокационной станцией и специальной решёткой «Заслон», которая способна обнаружить цель на расстоянии 180 км. При таком показателе сопровождение мишени происходит в диапазоне 120 км.
Истребитель может преследовать сразу 10 целей.
Дополнительным инструментом для обзора выступает тепловой модуль, который расположен под носовой частью. Его задача заключается в скрытном обзоре пространства, а также в помощи во время ведения стрельбы.
На вооружении модели 31 находятся:
- ракеты большой дальности;
- установка с пушечным экземпляром;
- вспомогательные орудия.
Виду того, что электронная аппаратура отвечает современным требованиям, она также предусматривает полуавтоматические действия в групповых задачах.
Кабина
На борту вооружения 31 встроены электронные механизмы, не имеющие зарубежных аналогов. Так как экипаж состоит из двух человек, то и оборудование поделено по секторам соответствующим образом.

Миг 31 кабина оснащена индикаторами, которые дают информацию по всем техническим характеристикам:
- реперы;
- индексация;
- шкалы и другие показатели.
Они предоставляют чёткие данные, помогают контролировать ситуацию и совершать тактические манёвры.
Перед креслом оператора располагаются электронные приборы, которые дают отчёт о навигации и тактической обстановке. Кроме того, важные показатели всегда дублируются на крупный экран, чтобы оператору было удобнее считывать информацию.
Также в целях безопасности присутствуют катапультируемые кресла. При фактических крушениях техники это не раз спасало жизнь экипажу.
Вооружение
МиГ оснащён пушкой с боекомплектом в 260 патронов. Максимальная скорость стрельбы – 133 выстрела в минуту. Помимо этого существуют на борту ракеты, которые подавляют мишень на большой дистанции. На первых прототипах 31 версии самолёта дальность стрельбы этим припасом составляла 120 км. Соответственно, в модернизированных МиГ расстояние ведения огня увеличилось до 304 км. Таких ракет на борту всего 4 штуки.
Виду того, что прошлый боезапас нацелен на огромную дистанцию, существует на вооружении и ракеты среднего и малого действия. Миг 31 ракеты «Р-40Т» находятся в истребителе в количестве 2 единиц. Их дальность стрельбы отличается у разных моделей, но в средних подсчётах колеблется от 80 до 110 км.
Ракеты же малой дистанции представлены 4 единицами. Во время использования данного типа вооружения предоставляется возможность в использовании лазерного прицеливания.
Тактико-технические характеристики МиГ 31
Длина истребителя | 22, 688 м |
Высота «31» | 6, 15 м |
Длина крыльев | 13, 464 м |
Стабильная масса на взлёте | 41000 кг |
Нормальная загруженность | 3 000-4 000 кг |
Масса загруженного перехватчика | 21 825 кг |
Расход топлива | 13348(9) кг/ч |
Крейсерская скорость | 2 500 км/ч |
Скорость над уровнем моря / в воздухе | 1 500 или 3 000 км/ч |
Технические характеристики
Есть большой спектр характеристик, присущие моделям. Они различаются, поскольку существует немало версий перехватчика МиГ-31. Однако можно выделить главные свойства, которые соответствуют всем моделям этой техники.

Насущным примером служат размеры миг 31. Длина экземпляра 31 составляет 22, 69 м, а размах крыльев – 13, 46 м. Вес самолёта составляет 46 с половиной тонн. При этом стоит учитывать, что весовая норма истребителя без топлива варьируется на отметке в 21, 82 тонны.
Объективной причиной такого веса выступает: топливо, которое весит почти 18 тонн и боевая загрузка самолёта с отметкой в 5 тонн. Боевая загруженность на прочих моделях этой серии может достигать 9 тонн и выше.
Летные характеристики: максимальная скорость и высота полета МиГ 31
Нужно понимать, что истребитель выступает не только в роли перехватчика на коротких дистанциях, но и как дежурная техника.
Серия 31 развивает среднюю скорость на земле до 1500 км/ч, а в воздухе – 3000 км/ч. В таких значениях дальность полёта определяется в зависимости от фактической скорости самолёта. На быстром ходу значение составляет 720 км.
Высота, которую стоит придерживаться при эксплуатации – около 21 500 м. Максимальный предел придерживается на всех моделях при показателе в 30 000 м.

Взлёт осуществляется после разбега техники, показатели которого придерживаются стабильных показателей 950-1 200 м. Посадка осуществляется в диапазоне 800 м.
Рекорды, установленные МиГ 31
Официальная эксплуатация образца 31 стартовала в 1981 году. За 20 лет с момента начала не было никаких сведений об успехе проекта. Только в 2003 году модель истребителя стремительно принимала участие в авиационном спорте. Результаты были официально подтверждены комиссией, позже их вынесли на публичное поле.
Итоги соревнований показали, что пилоты на МиГ сумели поставить 22 рекорда. Лишь 3 из них не попали в статистику мировых рекордов, что говорит о том, насколько эффективен оказался проект боевого вооружения.
Главные критерии на соревнованиях развивались вокруг полёта авиатехники с грузом и без него на максимально возможную высоту. При этом отмечается, что пилоты не обладали огромным багажом знаний и опытом, но смогли добиться рекордных значений. Во время полётов использовали первозданные версии 31, у которых ещё не было модификаций.

Существующие модификации и принципиальные отличия от базовой версии
Обширный потенциал классической модели 31 было сложно не заметить. Потому разработка после закрытия основного строительства перешла на сторону улучшений до следующих экземпляров.
МиГ-31М | Выпущена в 1993 году. Улучшению подверглась электроника и вооружение |
31Б | Оснащена системой дозаправки на ходу |
31БМ | Образец, который пользуется наибольшей популярностью. Объединил в себе свойства прошлых версий |
31Д | Одноместный агрегат, который создавался для противостояния вражеским спутникам |
31И | Предназначен для поставки на орбиту аппаратов разного типа |
31ЛЛ | Экспериментальный вариант перехватчика, который оснащён сложным и передовым приспособлением |
31Ф | Новый потенциал, предназначается для штурмовых операций по наземным силам. Оказывает действенную помощь сухопутным войскам |
31К | Имеет в арсенале гиперзвуковую ракету «Кинжал» |
Боевая эксплуатация
В основе задач военного применения лежит зачистка разведчиков SR-71 американского производства. В 80-ых годах американская сторона применяла разного рода вооружения на границах, тем самым провоцируя советские войска на эксплуатацию техники. Советские 31 в короткие промежутки времени окружили и вытеснили западную технику.
Категория «31БМ» в количестве нескольких единиц была направлена на территорию Сирии в 2016 году. Их задача заключалась в обзоре и контроле пространства. Со своей задачей они успешно справились, а также сумели подменить технику А-50.
На текущий 2023 год известно, что новая линейка «31К» применяется на территории Беларуси. В связи с этим возобновились сигналы воздушной тревоги в Украине.
Остальные сведения об эксплуатации миг 31 официально не подтверждаются.
Аварии и авиакатастрофы
В публичном доступе фиксируются катастрофы с 2010 по 2022 год. Главной причиной трагедий обозначается техническая поломка оборудования или его неисправность. Тем не менее, во всех описанных случаях экипаж благополучно катапультировался, сумев перед этим урегулировать истребитель на крушение в безлюдном и безопасном месте.
Все случаи происходили во время плановых учений наряду с опытными лётчиками. По этой причине пострадавших от крушения и неблагополучного приземления нет.
Перспективы использования боевой машины
Среди значительных плюсов техники пилоты и изготовители отмечают следующие факторы:
- Удобная и отзывчивая управляемость.
- Огромная скорость, что позволяет догонять и осуществлять перехват быстрых мишеней.
- Внушительная скорость подъёма.
- Передовая система коммуникации с наземными и другими воздушными силами.
- Полный контроль за обстановкой на большой дистанции.
- Эффективная стрельба. При использовании ракет точность попадания составляет 100%.

Однако следует отметить недостатки, которые сводятся к низкой манёвренности во время ведения ближнего боя.
Сколько стоит МиГ 31
По данным, которые были официально опубликованы силами РФ, стоимость вооружения составляет $35 млн. В этом случае речь идёт об экспортной версии 31. Также цена не привязывается ко всей серии. Стоимость напрямую зависит от конкретной модели МиГ.
Из этого следует сделать вывод, что последние доработки могут обойтись покупателям в два раза дороже. Причиной такому ценообразованию послужит наличие доработок на последних экземплярах.
Самолёт-перехватчик этой серии имеет массу преимуществ, которые продолжают накапливаться до сих пор. Модель стала новаторской за короткий промежуток времени и в последствие приобретала лишь положительные модификации. Однако хоть и потенциал 31 техники продолжает развиваться, но ещё не был раскрыт в полной мере.
Какие интересные факты о МиГ-41 вы знаете?
Старенький уже, но до сих пор в строю и до сих пор по многим параметрам превосходит свои западные аналоги. Тем не менее, его дни, можно сказать, сочтены. Еще максимум 10 лет и он уйдет на пенсию.
Двигатели подвержены помпажу. Из-за этого потеряно уже много машин. Не любит мокрые взлетно-посадочные полосы, скопления птиц и другие явления, которые могут привести к попаданию в двигатель.
Я всегда думал, что Миг-31 – это новое поколение боевых самолетов, а он оказывается довольно старый уже. Кабина узкая, монитор локатора еле помещается. Нужно конечно его менять.