До сих пор нет точных сведений о количественном и качественном состоянии танкового парка накануне ВОВ. Отечественная литература давала следующую характеристику: Советская Армия располагает многими видами вооружений, но в основе своей оно находится в плачевном состоянии или банально устарело.
Общее количество танков составляло около 23 тыс. единиц. Из них 20 % – новые машины, 80 % – потеряли эффективность или требуют ремонта. А время не ждет, в воздухе пахнет войной. Политическая обстановка чрезвычайно накалена. Танковый парк нужно немедленно приводить в порядок, совершенствовать и увеличивать количество боевой техники.
История разработки А-32
После тщательного анализа в сентябре 38 г. комиссия выбрала макет нового танка БТ-20. Было 2 варианта:
- колесно-гусеничный;
- гусеничный.
Решено изготовить оба. Были представлены рабочие чертежи машины, которая получила заводское наименование А-20 и гусеничный вариант – А-20Г, который впоследствии обозначался как А-32. Существует версия, что некоторые члены комиссии настаивали на изготовлении только колесно-гусеничного «кавалерийского» механизма. Главный аргумент – жесткие сроки.

Руководитель КБ-24М Михаил Ильич Кошкин настаивал на постройке обоих образцов: только практика может показать, какой из них лучше. Принято решение изготовить опытные образцы обоих танков.
Объект под литером «А» отдали Харьковскому паровозостроительному заводу. Именно он занимался выпуском этих видов машин. В мае 39 г. оба танка были готовы к ходовым испытаниям. Выявлено:
- А-20 на колесах более подвижен, но в труднодоступных местах проходимость А-32 в значительной мере выше.
- При существующей ходовой части А-20 сильно уязвим, но усилить бронезащиту и установить дополнительное вооружение нет возможности.
- На А-32 к началу испытаний уже установили 76-мм пушку Л-10. Толщину брони сделали на 5 – 10 мм больше. И это не предел.
Итак, танки готовы. Испытания проходили в Кубинке и НКО. Сделаны соответствующие выводы.
Решение было следующим: так как танк А-32 показал лучшие технические характеристики, принять на вооружение рабоче-крестьянской Красной Армии именно эту модель.
Предписывалось увеличить толщину брони до 45 мм, улучшить обзорность, оснастить его дополнительным вооружением.
Производство опытного образца
Главное расхождение во взглядах заключалось в том, какой проект запускать: на гусеничном ходу или колесно-гусеничном. В результате жарких споров, закрывая совещание, И. В. Сталин согласился на изготовление обоих экземпляров. К марту 1940 г. оба объекта были готовы к проведению заводских испытаний.
Коллектив лаборатории завода № 183 озадачили произведением расчетов по поводу увеличения толщины броневых листов. Появлялась гарантия защиты экипажа и внутреннего оборудования от воздействия 37-мм противотанковой артиллерии.
Второй образец танка А-32 не укомплектовали оптическими приборами, механизмом подъема пушки, приводом управления жалюзи, средствами связи и т. д. Масса увеличилась до 24 т за счет дополнительного груза, уложенного на приваренные кронштейны с обеих сторон борта, в носовой части и на крыше.
Итоги испытаний: оба экземпляра достойны выполнять боевые задачи. Но продолжать работу следует по танку А-32. Главный аргумент – возможность наращивать броневую защиту. На основе полученных рекомендаций узлы, системы, механизмы, агрегаты и детали претерпели многочисленные изменения.
Доказано, боевые качества А-32 не пострадали из-за увеличения его массы. Впоследствии единственный экземпляр использовали в целях обучения вождению экипажей танков Т-34.
Особенности конструкции танка А-32
Изменения во внешнем виде:
- толщина бортовых листов, направленных вертикально, увеличилась на 15 мм;
- броневые детали корпуса обрели другой угол наклона;
- размеры нижней часть корпуса остались без изменения, а там, где стыковались верхние и нижние бортовые листы, танк стал шире на 132 мм;
- внешняя поверхность танка освобождена от приваренной площадки и скоб для крепления и перевозки гусениц в случае их снятия.

Корпус и башня
- Направляющее колесо крепится к бортовому листу в передней части кронштейном.
- Бортовой редуктор помещен в специальный вырез в задней части механизма.
- Шахты оборудовали внутри машины, в них под углом закреплены пружины и штоки 2 – 5 узлов подвески.
- Между шахтами – баки, в которых хранится топливо и масло;
- Карманы в носовой части предназначены для узлов подвески 1-х опорных катков.
- Доступ к деталям подвески в разных местах обеспечивают специальные вырезы и люки. Снаружи их закрывают броневые крышки.
- Заправка осуществляется через люки, размещенные в передней части подбашенного листа.
- Днище танка имеет прямоугольную форму, оснащено 2 бронированными листами.
- Размеры люка-лаза составляют 350 на 416 мм, форма – овальная.
- В днище танка сделано 10 прямоугольных вырезов – по 5 с каждого борта. Их расположили под карманами 1-х и шахтами 2- 5-х узлов подвески.

Конструкция башни почти не отличалась от башни А-20. Исключения:
- Так как установлена более мощная пушка, то размер амбразуры в лобовой части увеличен.
- В передней части крышки над рабочим местом удалено заряжающее отверстие, его заменил броневой стакан панорамы ПТК.
- Перемещение смотровых приборов командира и заряжающего в специальные бронировки повысило удобство пользования и увеличило объем внутри башни. Пользоваться пушкой Л-10 стало намного удобней.
Двигатель и трансмиссия
Силовая установка представлена 4-тактным 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем В-2 мощностью 500 л. с. В моторном отделении его носок направлен в сторону кормы. Поначалу было достаточно 6 топливных баков.
С внешней стороны крепились 4 топливных бака на 134 л. В ходе войны увеличилось число баков до восьми. Один из баков иногда заполняли маслом для двигателя. Подключение наружных баков к системе питания двигателя исключалось. Двигатель запускался электростартером или сжатым воздухом.
Трансмиссия расположена в кормовой части. Состав:
- многодисковый главный фрикцион сухого трения;
- 4-ступенчатая коробка передач;
- 2 бортовых фрикциона;
- 2 однорядные бортовые передачи;
- тормоза.
Коробка передач 3-ходовая, 4-скоростная.

Ходовая часть
Относительно одного борта ходовая часть состояла:
- из колеса с резиновой ошиновкой;
- направляющего колеса с червячным механизмом натяжения гусеницы переднего расположения;
- колеса с резиновой ошиновкой;
- сдвоенных опорных катков с индивидуальной пружинной подвеской с диаметром 830 мм, количество – 5;
- ведущего колеса гребневого зацепления заднего расположения;
- гусеницы с шириной трака 400 мм, количество траков – 72.
Тактико-технические характеристики
| Год выпуска | 1939 |
| Численность экипажа | 4 чел. |
| Масса | 19 т |
| Удельная мощность | 26,4 л. с./т |
| Размеры |
|
| Клиренс (расстояние от земли до днища танка) | 0,4 м |
| Вооружение |
|
| Боезапас | из 121 снаряда и 2010 патронов |
| Двигатель | «В-2», дизельный, 12-цилиндровый, мощность 500 л. с. |
| Запас топлива | 480 л |
| Максимальная скорость | 70 км/ч |
| Запас хода | по шоссе – 400 км, по пересеченной местности – 350 км. |
| Тип подвески | торсионная, Кристи |
| Количество экземпляров | 1 |
Радиосвязь на танке отсутствовала. Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством ТПУ – 2.

Н. В. Барыкин, директор опытного завода сказал: «Запомните этот день – день рождения уникального танка».
Преимущества и недостатки
Конструкция советского среднего гусеничного танка не была идеальной. Человеческая мысль всегда стремится вперед и выше. Однако он обладал неоспоримыми преимуществами перед другими образцами:
- превосходит по мощности вооружения;
- наклонное бронирование уменьшает силу удара вражеских снарядов;
- оснащение отличными фугасами;
- повышенная проходимость и скорость передвижения;
- облегченный доступ для ремонта и обслуживания;
- больший запас прочности;
- может участвовать в боях с пониженным уровнем сложности.

Среди недостатков:
- погрешности в точном наведении цели;
- несколько ограниченный обзор;
- у членов экипажа специфическое распределение ролей.
В основе своей боевое преимущество А-32 было на порядок выше немецких Ausf. H («Тигров»).
Судьба проекта
Еще не закончились испытания танка А-32 на полигоне в Кубинке, а в стенах опытного завода началась сборка 2 пилотных экземпляров, впоследствии известных под маркой Т-34. Это был прежний А-32, только догруженный на 6 900 кг.
Сталину машина понравилась, последовало распоряжение о начале серийного выпуска при условии устранения всех недостатков. К январю 1941 г. были готовы первые 115 машин. С началом ВОВ их производство перенесли на Урал.

В послевоенные годы Т-34 принимал участие в боевых столкновениях в Китае, Корее, венгерских событиях, в Афганистане и других странах. Оценка американцев – «превосходный танк». Оценка от фельдмаршала фон Клейста – «лучший танк в мире».
Разработчики на этом не остановились, проработали проект. Новые машины мало походили на своего предшественника:
- Двигатель установили спереди поперек. Внутри появилось больше свободного пространства. Одна из задач – прикрывать экипаж.
- На броню установлена танковая динамическая защита.
- Люк заменен на полноценную дверь.
- Для расширения обзора боевую машину оснастили камерами и новыми прицелами, в том числе тепловизионными.
Танк в культуре
В 2010 г. появился аналог танка А32 в игровой форме: 12 августа состоялся официальный выпуск (релиз) игры на рынок. «World of Tanks» – всем известная мужская забава. Танк выпущен в небольшом количестве, выдан тем игрокам, кто купил пакет «Комиссионный».

В 2021 г. танк можно было купить на «черном рынке». Количество составило 10 тыс. единиц по цене 7,5 тыс. «голдов». К 7 декабря на сервере насчитывалось более 25 тыс. игроков. Они по достоинству оценили качество игры в современном рандоме. Единодушное мнение – довольно приятная игра.
В заключение остается сказать, что танк А-32 послужил базовой основой для выпуска мощного орудия возмездия. События на СВО показали, что русские танки остаются самыми лучшими в мире.
А что Вам известно об этой боевой машине? Поделитесь интересными фактами!








