...

Танк А32: история разработки, ТТХ, конструкция, испытания, судьба проекта

Танк А32 Танки

До сих пор нет точных сведений о количественном и качественном состоянии танкового парка накануне ВОВ. Отечественная литература давала следующую характеристику: Советская Армия располагает многими видами вооружений, но в основе своей оно находится в плачевном состоянии или банально устарело.

Общее количество танков составляло около 23 тыс. единиц. Из них 20 % – новые машины, 80 % – потеряли эффективность или требуют ремонта. А время не ждет, в воздухе пахнет войной. Политическая обстановка чрезвычайно накалена. Танковый парк нужно немедленно приводить в порядок, совершенствовать и увеличивать количество боевой техники.

История разработки А-32

После тщательного анализа в сентябре 38 г. комиссия выбрала макет нового танка БТ-20. Было 2 варианта:

  • колесно-гусеничный;
  • гусеничный.

Решено изготовить оба. Были представлены рабочие чертежи машины, которая получила заводское наименование А-20 и гусеничный вариант – А-20Г, который впоследствии обозначался как А-32. Существует версия, что некоторые члены комиссии настаивали на изготовлении только колесно-гусеничного «кавалерийского» механизма. Главный аргумент – жесткие сроки.

Танк А32 история
Танк А32

Руководитель КБ-24М Михаил Ильич Кошкин настаивал на постройке обоих образцов: только практика может показать, какой из них лучше. Принято решение изготовить опытные образцы обоих танков.

Объект под литером «А» отдали Харьковскому паровозостроительному заводу. Именно он занимался выпуском этих видов машин. В мае 39 г. оба танка были готовы к ходовым испытаниям. Выявлено:

  • А-20 на колесах более подвижен, но в труднодоступных местах проходимость А-32 в значительной мере выше.
  • При существующей ходовой части А-20 сильно уязвим, но усилить бронезащиту и установить дополнительное вооружение нет возможности.
  • На А-32 к началу испытаний уже установили 76-мм пушку Л-10. Толщину брони сделали на 5 – 10 мм больше. И это не предел.

Итак, танки готовы. Испытания проходили в Кубинке и НКО. Сделаны соответствующие выводы.

Решение было следующим: так как танк А-32 показал лучшие технические характеристики, принять на вооружение рабоче-крестьянской Красной Армии именно эту модель.

Предписывалось увеличить толщину брони до 45 мм, улучшить обзорность, оснастить его дополнительным вооружением.

Производство опытного образца

Главное расхождение во взглядах заключалось в том, какой проект запускать: на гусеничном ходу или колесно-гусеничном. В результате жарких споров, закрывая совещание, И. В. Сталин согласился на изготовление обоих экземпляров. К марту 1940 г. оба объекта были готовы к проведению заводских испытаний.

Танк А32 производство

Коллектив лаборатории завода № 183 озадачили произведением расчетов по поводу увеличения толщины броневых листов. Появлялась гарантия защиты экипажа и внутреннего оборудования от воздействия 37-мм противотанковой артиллерии.

Второй образец танка А-32 не укомплектовали оптическими приборами, механизмом подъема пушки, приводом управления жалюзи, средствами связи и т. д. Масса увеличилась до 24 т за счет дополнительного груза, уложенного на приваренные кронштейны с обеих сторон борта, в носовой части и на крыше.

Итоги испытаний: оба экземпляра достойны выполнять боевые задачи. Но продолжать работу следует по танку А-32. Главный аргумент – возможность наращивать броневую защиту. На основе полученных рекомендаций узлы, системы, механизмы, агрегаты и детали претерпели многочисленные изменения.

Доказано, боевые качества А-32 не пострадали из-за увеличения его массы. Впоследствии единственный экземпляр использовали в целях обучения вождению экипажей танков Т-34.

Особенности конструкции танка А-32

Изменения во внешнем виде:

  • толщина бортовых листов, направленных вертикально, увеличилась на 15 мм;
  • броневые детали корпуса обрели другой угол наклона;
  • размеры нижней часть корпуса остались без изменения, а там, где стыковались верхние и нижние бортовые листы, танк стал шире на 132 мм;
  • внешняя поверхность танка освобождена от приваренной площадки и скоб для крепления и перевозки гусениц в случае их снятия.
Схема танка А32
Схема танка А32

Корпус и башня

  • Направляющее колесо крепится к бортовому листу в передней части кронштейном.
  • Бортовой редуктор помещен в специальный вырез в задней части механизма.
  • Шахты оборудовали внутри машины, в них под углом закреплены пружины и штоки 2 – 5 узлов подвески.
  • Между шахтами – баки, в которых хранится топливо и масло;
  • Карманы в носовой части предназначены для узлов подвески 1-х опорных катков.
  • Доступ к деталям подвески в разных местах обеспечивают специальные вырезы и люки. Снаружи их закрывают броневые крышки.
  • Заправка осуществляется через люки, размещенные в передней части подбашенного листа.
  • Днище танка имеет прямоугольную форму, оснащено 2 бронированными листами.
  • Размеры люка-лаза составляют 350 на 416 мм, форма – овальная.
  • В днище танка сделано 10 прямоугольных вырезов – по 5 с каждого борта. Их расположили под карманами 1-х и шахтами 2- 5-х узлов подвески.
Танк А32 корпус
Заправка танка осуществлялась через люки, размещенные в передней части

Конструкция башни почти не отличалась от башни А-20. Исключения:

  • Так как установлена более мощная пушка, то размер амбразуры в лобовой части увеличен.
  • В передней части крышки над рабочим местом удалено заряжающее отверстие, его заменил броневой стакан панорамы ПТК.
  • Перемещение смотровых приборов командира и заряжающего в специальные бронировки повысило удобство пользования и увеличило объем внутри башни. Пользоваться пушкой Л-10 стало намного удобней.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка представлена 4-тактным 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем В-2 мощностью 500 л. с. В моторном отделении его носок направлен в сторону кормы. Поначалу было достаточно 6 топливных баков.

С внешней стороны крепились 4 топливных бака на 134 л. В ходе войны увеличилось число баков до восьми. Один из баков иногда заполняли маслом для двигателя. Подключение наружных баков к системе питания двигателя исключалось. Двигатель запускался электростартером или сжатым воздухом.

Трансмиссия расположена в кормовой части. Состав:

  • многодисковый главный фрикцион сухого трения;
  • 4-ступенчатая коробка передач;
  • 2 бортовых фрикциона;
  • 2 однорядные бортовые передачи;
  • тормоза.

Коробка передач 3-ходовая, 4-скоростная.

Танк А32 трансмиссия
Двигатель танка запускался электростартером или сжатым воздухом

Ходовая часть

Относительно одного борта ходовая часть состояла:

  • из колеса с резиновой ошиновкой;
  • направляющего колеса с червячным механизмом натяжения гусеницы переднего расположения;
  • колеса с резиновой ошиновкой;
  • сдвоенных опорных катков с индивидуальной пружинной подвеской с диаметром 830 мм, количество – 5;
  • ведущего колеса гребневого зацепления заднего расположения;
  • гусеницы с шириной трака 400 мм, количество траков – 72.

Тактико-технические характеристики

Год выпуска 1939
Численность экипажа 4 чел.
Масса 19 т
Удельная мощность 26,4 л. с./т
Размеры
  • длина – 5,96 м;
  • ширина – 2,65 м;
  • высота – 2,435 м
Клиренс (расстояние от земли до днища танка) 0,4 м
Вооружение
  • полуавтоматическая танковая пушка Л-10, калибр 76 мм;
  • пулемет калибра 7,62;
  • зенитный пулемет 7,62 калибра
Боезапас из 121 снаряда и 2010 патронов
Двигатель «В-2», дизельный, 12-цилиндровый, мощность 500 л. с.
Запас топлива 480 л
Максимальная скорость 70 км/ч
Запас хода по шоссе – 400 км, по пересеченной местности – 350 км.
Тип подвески торсионная, Кристи
Количество экземпляров 1

Радиосвязь на танке отсутствовала. Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством ТПУ – 2.

Танк А32 технические характеристики
Численность экипажа танка составляла 4 человека

Н. В. Барыкин, директор опытного завода сказал: «Запомните этот день – день рождения уникального танка».

Преимущества и недостатки

Конструкция советского среднего гусеничного танка не была идеальной. Человеческая мысль всегда стремится вперед и выше. Однако он обладал неоспоримыми преимуществами перед другими образцами:

  • превосходит по мощности вооружения;
  • наклонное бронирование уменьшает силу удара вражеских снарядов;
  • оснащение отличными фугасами;
  • повышенная проходимость и скорость передвижения;
  • облегченный доступ для ремонта и обслуживания;
  • больший запас прочности;
  • может участвовать в боях с пониженным уровнем сложности.
Танк А32 преимущества
Танк А32 имел повышенную проходимость и скорость передвижения

Среди недостатков:

  • погрешности в точном наведении цели;
  • несколько ограниченный обзор;
  • у членов экипажа специфическое распределение ролей.

В основе своей боевое преимущество А-32 было на порядок выше немецких Ausf. H («Тигров»).

Судьба проекта

Еще не закончились испытания танка А-32 на полигоне в Кубинке, а в стенах опытного завода началась сборка 2 пилотных экземпляров, впоследствии известных под маркой Т-34. Это был прежний А-32, только догруженный на 6 900 кг.

Сталину машина понравилась, последовало распоряжение о начале серийного выпуска при условии устранения всех недостатков. К январю 1941 г. были готовы первые 115 машин. С началом ВОВ их производство перенесли на Урал.

Танк А32 испытание
Испытание танка А32

В послевоенные годы Т-34 принимал участие в боевых столкновениях в Китае, Корее, венгерских событиях, в Афганистане и других странах. Оценка американцев – «превосходный танк». Оценка от фельдмаршала фон Клейста – «лучший танк в мире».

Разработчики на этом не остановились, проработали проект. Новые машины мало походили на своего предшественника:

  • Двигатель установили спереди поперек. Внутри появилось больше свободного пространства. Одна из задач – прикрывать экипаж.
  • На броню установлена танковая динамическая защита.
  • Люк заменен на полноценную дверь.
  • Для расширения обзора боевую машину оснастили камерами и новыми прицелами, в том числе тепловизионными.

Танк в культуре

В 2010 г. появился аналог танка А32 в игровой форме: 12 августа состоялся официальный выпуск (релиз) игры на рынок. «World of Tanks» – всем известная мужская забава. Танк выпущен в небольшом количестве, выдан тем игрокам, кто купил пакет «Комиссионный».

Танк А32 в World of Tanks
Танк А32 в игре World of Tanks

В 2021 г. танк можно было купить на «черном рынке». Количество составило 10 тыс. единиц по цене 7,5 тыс. «голдов». К 7 декабря на сервере насчитывалось более 25 тыс. игроков. Они по достоинству оценили качество игры в современном рандоме. Единодушное мнение – довольно приятная игра.

В заключение остается сказать, что танк А-32 послужил базовой основой для выпуска мощного орудия возмездия. События на СВО показали, что русские танки остаются самыми лучшими в мире.

А что Вам известно об этой боевой машине? Поделитесь интересными фактами!

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий