Легкий танк БТ-2 (12 фото): описание колесно-гусеничной боевой машины, характеристики бронетехники СССР Второй мировой войны, история советской конструкции

БТ 2 легкий танк Танки

Танкостроение и тактика использования танков постоянно совершенствовались в СССР во время войны. Было разработано большое количество различных моделей бронетехники, а также стратегий, благодаря которым которых советские танкисты сумели справиться с вражеской бронетехникой.

История создания колесно-гусеничного танка БТ-2

Конец 20-х годов двадцатого века. Молодая страна Советов находится во враждебном окружении. Польша, Финляндия, Япония вынашивают планы по захвату советских земель. Непростые дипломатические отношения складываются с Францией и Великобританией. В Италии у власти фашистский режим Муссолини, главной задачей которого, стала борьба с коммунистами.

Большинство соседних государств в военном отношении превосходило Советский Союз. Исключить их агрессию было нельзя. Страна ещё не оправилась от политических потрясений 17-го года и последствий Гражданской войны. Была разрушена промышленность, не хватало продовольствия.

БТ 2 легкий танк создание
Легкий танк БТ 2

Новую затяжную войну, тем более на несколько фронтов, СССР мог и не потянуть. Для защиты суверенитета требовалась эффективная армия и новая военная стратегия. Нужно было не только сдерживать противника на своих границах, но и в случае нападения иметь возможность нанести молниеносный удар на вражеской территории. Решающей силой Красной армии должны были стать танки.

Роль бронетехники в войне была многогранной:

  • для прорыва обороны противника;
  • захвата стратегически важных точек;
  • поддержки пехоты;
  • подавления огня противника.

Советские танки часто создавали надёжные бреши в обороне противника, позволяя советской пехоте и другим боевым единицам перемещаться в тылы врага и разрушать его инфраструктуру.

Историю советского танкостроения можно начать с того, что в новой системе танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА, утверждённой Реввоенсоветом 18 июля 1929 года обозначилась организация и классификация типов и предназначений танковых единиц.

В тот момент первое в мире коммунистическое государство имело большие проблемы в строительстве танков, которые отвечали бы установленным требованиям. Стране предстояло начинать практически с чистого листа полномерное создание танковой отрасли, обучать и готовить квалифицированных специалистов в области конструирования и производства, развивать промышленную базу и научные исследования, чтобы быстро обеспечить армию современной бронетехникой.

В 1929 году было создано Управление по моторизации и механизации РККА, а его первым руководителем стал командир корпуса И. А. Халепский. Иннокентий Андреевич активно поддерживал повышенную производительность танков в СССР путём закупки новейших машин за рубежом. 6 декабря 1929 года председатель Наркомтяжпрома постановил выделить средства из государственного бюджета на приобретение иностранных бронемашин.

БТ 2 легкий танк производство

Советская делегация 30 декабря 1929 года во главе с И. Халепским осуществила визит в Америку с целью изучения рынка в области бронетехники и поиска опытных образцов для дальнейшей закупки. Делегацию привлёк внимание танк, разработанный Дж. У. Кристи, который специализировался на конструировании колёсно-гусеничных машин:

  • Танк обладал рекордной скоростью, что являлось его главной особенностью.
  • Для тех времён этот танк сконструирован с применением инновационных конструкторских задумок.
  • В машине имелись и запатентованная Кристи подвеска и поперечный двигатель, а также корпус, собранный с применением сварки.
  • Ко всему этому этот агрегат мог передвигаться как с гусеницами, так и без них, разгоняясь до 75 километров в час. С гусеницами скорость движения танка была до 50 км/ч.

Кристи на демонстрации своей техники предложил советской комиссии усовершенствованную модель М1940. Поначалу комиссия поднимала вопрос о целесообраности покупки танка, поскольку этот тип бронемашин не входил в список новой системы вооружения, утверждённый Реввоенсоветом. На решение купить танк повлияло два основных фактора:

  1. В первую очередь, возросший интерес к танку со стороны Польши, бывшей на тот период потенциальным врагом страны Советов. Польское руководство ещё до визита представителей Советского Союза в США посетило ангар Кристи для рассмотрения прототипа М1928 с модернизированным вариантом М1931. Польским гостям танк понравился, и уже 26 февраля они подписали контракт с конструктором на поставку одной машины с лицензией на изготовление в Польше. Однако позже компания Кристи расторгла сделку, возвратив деньги заказчику по причине заключения более выгодного договора с Советским Союзом.
  2. Во вторую очередь, Кристи активно шёл на сотрудничество, поскольку в Америке его разработки встретили достаточно прохладно и конструктору были нужны деньги. Он был готов поделиться со своими чертежами и даже предложил работать в СССР.
БТ 2 легкий танк разработка
Компания Кристи расторгла сделку с Польшей по причине заключения договора с Советским Союзом

В итоге Советская комиссия 28 апреля 1930 года заключила с ним контракт на покупку двух экземпляров M1940 с официальным разрешением на серийный выпуск их в стране.

Производство советского легкого танка БТ2

13 февраля 1931 года постановлением РВС танк Кристи приняли на вооружение Красной армии под аббревиатурой БТ-2.

14 марта 1931 года бронемашину продемонстрировали высшему и старшему составу РККА и членам правительства на полигоне в Кубинке. Делегации высоких гостей знакомились с заморской диковинкой вплоть до 16 апреля, при этом танк неизменно производил на присутствующих хорошее впечатление.

К этому времени стало ясно, что ярославский автозавод не сможет справиться с производством Кристи. Начались поиски другого предприятия, в результате чего остановились на ленинградском заводе «Большевик» – предприятии, имевшем опыт изготовления танков МС-1.

24 апреля 1932 года здесь прошло совещание о танковой программе на 1931 год, на котором приняли решение о выпуске до конца года ста БТ-2 при условии снабжения предприятия прокатной цементованной бронёй. Однако из-за того, что изготовление танков Т-24 с харьковского паровозостроительного завода было снято, выпуск БТ передали из Ленинграда на ХПЗ.

Харьковский паровозостроительный завод был выбран советским руководством не просто так, поскольку производственные мощности позволяли построить танк самостоятельно, минимально прибегая к сторонним предприятиям. Помимо этого, сотрудники ХПЗ уже обладали опытом ремонта трофейных иностранных бронемашин в 1920 – 1923 годах, массово производились тракторы «Коммунар», в строительстве паровозов применялась электросварка. Таким образом, опыт и наличие большой производственной мощности на территории завода создало все условия для изучения и разработки новой техники.

В период с мая по июнь 1931 года проходили испытания танкового прототипа Кристи. В результате анализа тестов был составлен доклад, в котором было выявлено несколько недоработок и улучшений, требующих внедрения в конструкцию. Это совершенно исключило возможность полного копирования танка, как было задумано изначально.

БТ 2 производство танка
Выпуск танков БТ передали из Ленинграда на ХПЗ

Затрудняло процесс создание башни, поскольку отечественным конструкторам пришлось создавать её с самого начала. В связи с этим под руководством Н. Тоскина была создана специализированное подразделение КБ, которое занималось внедрением улучшений бронетехники.

Первоначально командование планировало произвести 6 единиц M1940 к 7 ноября 1931 года, чтобы они могли участвовать в парадах. Однако производство первых образцов давалось медленно, потому что сотрудники Харьковского завода не хотели изучать новую модель, предпочитая продолжать конструировать старый Т-24.

Благодаря проведённым решениям высшего руководства и правительства, было произведено лишь 3 модели, из которых только 2 единицы участвовали в параде Москвы 7 ноября 1931 года. У третьего танка БТ внезапно возникло возгорание в моторном отсеке.

По этой причине комитет РККА на совещании заводит речь касательно дальнейшего производства бронемашины. Однако во время совещания комитет постановил продолжить производство.

С передовым танком в стране возникли значительные трудности из-за недостатка необходимых ресурсов и инфраструктуры:

  • Производство станков, подготовленных кадров и качественных материалов было ограничено.
  • Выпуск качественной брони и компонентов для башен и корпусов стал проблемой.
  • Также возникли трудности с поставкой долговечных двигателей, и пришлось использовать уже использованные в авиации моторы или закупать запасы устаревшего двигателя Liberty.
  • Проблемы также возникли с артиллерийским вооружением. Их массовый выпуск, особенно 37-мм орудия Б-3, был затруднён из-за проблем советской промышленности.
БТ 2 легкий танк ресурсы
Качественных материалов для производства танков было ограничено

Описание конструкции легкого танка БТ 2 бронетехники СССР Второй мировой войны

Этот танк был оснащён 13-мм бронёй и мощным двигателем, что позволяло машине развивать высокую скорость и манёвренность в бою.

Корпус и башня

Корпус и башня БТ-2 имеют уникальную конструкцию. У каркаса удвоенный слой брони по бокам, в носовой части имелось сужение для поворота передних опор при передвижении без гусениц. На танке устанавливалась цилиндрическая башня, расположенная наверху и способная вращаться на 360 градусов, что позволяло экипажу эффективно атаковать цели в разных направлениях без необходимости поворота всего танка.

Вооружение

Основным оружием БТ была пушка 37-го калибра. Машина оснащена пулемётом, расположенным на правой стороне корпуса. Из-за дефицита стандартных пушек некоторые танки БТ имели разные варианты вооружения – от спаренных пулемётов ДТ и заканчивая огнемётом.

БТ 2 легкий танк вооружение
Основным оружием танка БТ была пушка 37-го калибра

Бронирование

БТ-2 имел достаточную защиту для своего класса. Лист литой брони однородно обкатывался и собирался на болтах и заклёпках. Толщина листа составляла всего 10 – 13 миллиметров и защищала экипаж от пуль и осколков артиллерии малого и среднего калибра.

Двигатель и трансмиссия

В кормовой части корпуса был размещён либо американский четырёхтактный двигатель Liberty, либо отечественный аналог – двигатель M-5 мощностью 400 л. с., который обеспечивал танку скорость до 70 км/ч без гусениц. Трансмиссия танка обеспечивала передачу мощности на гусеницы, что помогало танку маневрировать в разных направлениях и без проблем преодолевать препятствия.

Ходовая часть

Ходовая часть БТ-2 состояла из четырёх катков и нескольких пар колёс, соединённых поперечными рессорами. Танк мог перемещаться по любым дорогам и преодолевать препятствия.

БТ 2 легкий танк ходовая часть
Танк БТ 2 мог перемещаться по любым дорогам

Приборы наблюдения и связи

БТ-2 не был оснащён каким-либо оборудованием. Внутри бронемашины имелось небольшое окошко для водителя и маленький прицел для командира. Радиостанция отсутствовала в связи с недостатком места в транспорте и высокими помехами.

Внешняя связь осуществлялась примитивным способом путём использования флажковых сигналов через люк. Внутренняя связь велась с помощью светосигнального прибора.

Тактико-технические характеристики

БТ-2 был выпущен в СССР в 1932 году и был одним из первых танков с лёгкой бронёй, предназначенных для лёгких операций. Он имел следующие тактико-технические характеристики:

  1. Машина весила всего 11 тонн, что делало её достаточно лёгкой для быстрой манёвренности на поле боя.
  2. Экипаж включал двух человек: командира-наводчика и механика-водителя. Это позволяло быстро обучать команду и давало им возможность лучше сотрудничать между собой.
  3. Длина корпуса составляла 5 500 мм, ширина корпуса – 2 230 мм, высота – 2 172 мм. Эти размеры позволяли машине легко проезжать сквозь узкие дорожки и маневрировать в условиях городской застройки.
  4. Танк оснащался одной 37-мм пушкой и двумя пулемётами. Это делало его не слишком эффективным в бою против тяжёлой бронетехники, но его стрелковое оружие было очень действенным в борьбе с пехотой и лёгкими машинами.
  5. БТ-2 мог достигать максимальной скорости до 70 км/ч, что делало его одним из самых быстрых танков того времени. Эта скорость позволяла танку быстро перемещаться по полю боя и выходи́ть из опасных ситуаций.
  6. Толщина броневого слоя БТ-2 варьировалась от 6 до 13 мм. Это делало его достаточно защищённым против инфантерии и осколков, но вражеские танки могли легко пробить его броню.
БТ 2 легкий танк вес
Танк БТ 2 весил 11 тонн

Модификации и прототипы

Существовало несколько модификаций БТ-2, каждая из которых обладает своими особенностями и вооружением. К сожалению, точное количество выпущенных единиц каждой модификации неизвестно из-за различий в данных между разными источниками.

Однако можно сказать, что пулемётных машин было гораздо больше, чем танков с пушками. Ниже приведены некоторые образцы.

  • пушечно-пулемётный БТ;
  • пулемётный БТ;
  • химический БТ – огнемётный танк;
  • сапёрный БТ – танк-мостоукладчик.
Сапёрный БТ танк-мостоукладчик
Сапёрный БТ танк-мостоукладчик

Служба и боевое применение

Лёгкие танки БТ-2 участвовали в военном конфликте против Польши в 1939 г., в войне с Финляндией в 1939 – 1940 гг. Накануне 1941 года танки выполняли роль учебных машин, но в связи с осложнением обстановки и нехваткой бронетехники на фронте министерство обороны СССР постановило приводить устаревшую технику в боеготовность.

В 1944 г. БТ-2 использовались в боях под Ленинградом и внесли вклад в прорыве блокады.

Основные недостатки БТ-2, выявленные в полевых условиях

Использование этих танков на фронте вызывало ряд трудностей и выявило множество недостатков, таких как частая поломка двигателя, проблемы с траками гусениц и нехватка запасных деталей.

БТ 2 легкий танк недостатки

Мифы и заблуждения о БТ-2

  • Модель Кристи М1940 не являлся прообразом для БТ-2. За основу была взята модель улучшенного Model1928, выпускаемая под названием Model1931.
  • Два танка Кристи, купленные в Америке, были отправлены в СССР с официального разрешения федеральных служб США.
  • За всю историю развития БТ-2 на нём отсутствовала вторая башня. Экипаж состоял из двух человек, а также отсутствовала какая-либо радиосвязь.

Оценка машины

В целом, данная модель была преобразована в быструю и действенную боевую единицу против пехоты и лёгких машин, но не слишком эффективную в бою против более тяжёлой техники. Легкий танк был быстр, манёвренен и достаточно защищён, что делало его полезным для операций в рамках своих технических характеристик.

БТ 2 легкий танк в бою
Танк БТ 2 не слишком эффективен в бою против более тяжёлой техники

Сохранившиеся экземпляры

В наши дни не осталось ни одного образца БТ-2, поскольку эта модель была разработана и конструировалась в СССР в 1930-х годах. Большинство данных боевых машин были утилизированы в период Второй мировой войны. Однако в Кубинском танковом музее можно увидеть более позднюю версию танка БТ-5 с башней от оригинальной двойки.

BT-2 внёс значительный вклад в советское танкостроение. В рамках своего времени он считался передовым за счёт использования оригинальных решений, а также скорости, позволяя осуществлять быстрые манёвры. Однако с течением времени технологии развивались быстро, и он уже в начале Второй мировой войны стал устаревать. Советские инженеры были вынуждены создавать новые модели, которые соответствовали бы более современным требованиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что машина была достойным представителем для своего времени, но неспособной конкурировать с последующими поколениями танков.

Кубинский танковый музей
БТ-5 с башней от БТ-2 в Кубинском танковом музее

Конструктивные решения и опыт использования в бою стали важным вкладом в разработку продвинутой бронетехники, которая окажет колоссальную помощь в Великую Отечественную войну.

А что Вам известно об этой машине? Поделитесь интересными фактами!

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий