Французские танки Первой мировой войны (12 фото): описание боевых машин Франции, характеристика, модификации

Французские танки Первой мировой войны Танки

Франция до определенного времени оставалась страной, в которой артиллерии вообще не придавали особенного значения. Считалось, что достаточно подготовить пехоту, а потом просто направить её в бой для решения любых задач. Поэтому долго артиллерию не разрабатывали. Но появления французских танков Первой мировой всё равно было не избежать.

Общая характеристика бронетехники Франции в Первую мировую

Первые подобные транспортные средства Франция начала готовить одновременно с Англией – в начале 1916 года. Военное руководство поддерживало далеко не каждый танк. Но процесс со временем пошёл активнее.

Французские танки Первой мировой войны

Первые машины были неуклюжими. Но ведение боевых действий изменилось окончательно после того, как они появились.

Средний танк SOMUA S35

Средний танк SOMUA S35

Его разработали для бронетанковых частей кавалерии. Первые изделия выпущены ещё в 1936 году. Спустя два года началось массовое серийное производство. Оно продолжалось до 1940 года, когда Франция потерпела поражение. Общее количество транспортных средств данной разновидности составило 427 единиц.

Устройство сочетало в себе все необходимые показатели на должном уровне:

  • подвижность;
  • защищённость;
  • огневая мощь.

Главными преимуществами считали противотанковые возможности пушки. При этом конструкторам удалось полностью разделить функции экипажа в трёхместной башне. Радиофикация всех танков также давала большую гибкость в своём применении.

Тяжёлый танк Renault B1

Первые образцы этого транспорта появились ещё в 1930 году. Спустя пять лет удалось начать производство. Отличительные черты описывались следующим образом:

  • корпус с прямоугольным сечением;
  • броневые листы, соединявшиеся с помощью заклёпок;
  • гусеничный обвод, охватывавший корпус.
Тяжёлый танк Renault B1
Тяжёлый танк Renault B1

Механику-водителю приходилось приподнимать рабочее место, чтобы можно было видеть происходящее.

В литой башне ставили 47-мм пушку, а в корпусе справа от механика-водителя присутствовал калибр 75 мм. Водитель одновременно становился и наводчиком.

Для своего времени броня была действительно неплохой – 60 мм для корпуса, 56 мм для лобовой брони.

Двигатель стоял рядный и V-образный 6-цилиндровый. Его размещали в задней части танка за противопожарной перегородкой. Мощность двигателя 272 л. с. Поддерживалось жидкостное охлаждение.

Сверхтяжелый танк FCM 2C

Разработан ещё в ходе Первой мировой войны. Но не нашёл применения в бою. По метрическим размерам техника была самой большой среди других устройств, принимавшихся на вооружение. Оснащен пушкой APX на 75 мм.

Сверхтяжелый танк FCM 2C
Сверхтяжелый танк FCM 2C не нашел применения в бою

Комплект дополнительного вооружения включал 4 пулемёта калибром 8 мм.

Бронирование обустраивали так, чтобы оно легко противостояло снарядам, получившим распространение во время войны. Бортовые листы брони имели толщину 30 мм, лист корпуса – 45 мм.

Но в целом компоновку техники называли не очень удачной. Понадобился целый сдвоенный двигатель, чтобы машина начала движение. Силовую установку ставили практически в центре корпуса танка. Наверх при этом пришлось вывести систему выхлопа и радиостанцию, которые закрывали бронированным кожухом.

Трансмиссия танка тоже была достаточно сложной. Для каждого из двигателей использовали отдельный генератор постоянного тока. В результате начинала двигаться соответствующая гусеница. Если один из двигателей выходил из строя, скорость движения значительно снижалась.

В армии этим машинам отводилась роль танков прорыва. Использовались и в послевоенное время, но потом устройства быстро списали.

Сверхтяжелый опытный танк FCM F1

Уже к началу 1930 годов французские военные поняли, что танки серии FCM 2C стали устаревшими. Поэтому в ноябре 1936 года объявили конкурс на создание новой машины.

Первые эскизы появлялись спустя два года. Инженеры развернулись по полной, спроектировав транспортное средство, отвечавшее всем требованиям.

Но проект остался нереализованным из-за начала Второй мировой войны и быстрого поражения французской армии. Хотя сомнений и без того было много. Далеко не каждый путь выдерживал танк, весящий 140 т, а именно таких показателей достигла масса ещё на этапе разработки.

Боевая ценность вообще многим казалась сомнительной. Разве что броня превзошла все существующие на тот момент разработки: 100 мм для бортов, 120 мм для лобовой брони.

Сверхтяжелый опытный танк FCM F1
Сверхтяжелый опытный танк FCM F1 имел вес 140 т.

Лёгкий танк Renault R35

Модель появилась, как попытка создать преемника для серии FT-17, ставшей легендарной.

Машина отличалась некоторыми недостатками:

  • низкая манёвренность;
  • превышение массы.

На вооружение она поступила, но с требованием провести дальнейшую доработку.

Отличие от предшественника было в том, что на поворотах техника не начинала раскачиваться. Пехота и кавалерия в равной степени обратили внимание на разработку.

Легкий танк Hotchkiss H35

H35 так и не принял участие ни в одном боевом сражении. На границу с Румынией к 1939 году перебросили только третью модификацию танка, у которого усилили броню и добавили двигатель в 120 л. с. Технику потеряли в ходе попытки прорваться через границу.

Легкий танк FCM 36

Модель, которая ничуть не уступала Renault R35. Но и заметного улучшения характеристик у нее тоже не наблюдалось. Обладала эффективностью в бою согласно первоначальному техническому заданию.

В 1936 году выпустили всего 100 единиц. Они использовались в военных действиях ограниченно. После капитуляции оказались захвачены германскими войсками, в дальнейшем применялись в качестве опоры для самоходных орудий.

Прототипы САУ: Lorraine 37L, SOMUA SAu 40 и ARL 40 V39

SAu-40 называют весьма оригинальной разработкой от французов. По своим качествам модель во многом была аналогична танку S35, но в плане вооружения присутствовали некоторые проблемы.

Танк SAu-40
Французский танк SAu-40

Например, старые и новые орудия калибра 75 мм не давали поражающей способности. Борьба с долговременными укреплениями и танками представлялась невозможной.

Lorraine 37L отличалась такими качествами:

  • одноимённые транспортёры в качестве основы;
  • 47-мм пушка.

Позже появилась усовершенствованная модель. Но серийное производство так и не начали из-за оккупации.

Somua SAu 40 по конструкции также не сильно отличалась от среднего кавалерийского танка S35. Ставили пушку 75 мм при помощи домкрата с приводом от двигателя орудие способно было частично втягиваться в корпус. Но пришлось почти полностью изменить корпус. Точное количество произведённых моделей неизвестно.

Остальные разработки создавались примерно по тому же принципу. И точно так же не добрались до реализации по известным причинам.

ARL 40V39 начали разрабатывать ещё в 1935 году. Это самоходка из неброневой стали. Проблема только в том, что к 1940 году не успели полностью подготовить ни одной единицы транспорта. Проект также вынуждены были остановить по известным всем причинам.

Разработки модификации среднего танка S35

Сначала пехотное командование отвергло модель S35, так как технические требования не были выполнены. Поэтому сформировали новые требования к технике:

  • запас хода до 400 км;
  • скорость по шоссе и вне дорог 20 – 50 км/ч;
  • 7,5-мм пулемёт и пушка 47 мм;
  • 40 мм брони;
  • масса до 20 тонн.
Танк S35
Танк S35 развивал скорость 20-50 км/ч

Решили, что такой массы невозможно достичь, выполняя остальные условия. Поэтому программа трансформировалась: массу увеличили до 35 т, а калибр пушки – до 75 мм.

Программу постоянно модифицировали, пытались улучшить и изменить. Из-за этого любые работы по реализации проекта тормозились. К тому времени, когда что-то удавалось реализовать, технических преимуществ у самого транспорта уже не осталось.

После капитуляции работы пришлось приостановить окончательно. Даже один полноценный прототип построить не удалось.

Разработка других опытных танков

Оккупация стала главной причиной того, что большая часть проектов оказалась провальной. Как только всё закончилось, множество фирм обратили внимание на разработки. В конце концов заказчики тоже разочаровывались в проектах, поэтому и серьёзных экспортных поставок не состоялось.

Проекты французских танков

Разработка нового тяжёлого ARL 44

Планировалось, что транспорт будет обладать следующими характеристиками:

  • общий вес до 35 т;
  • наличие пушки SA32 на 75 мм;
  • броневая защита не хуже, чем у «Шерман».

Постройку прототипа хотели пропустить, как и все эксперименты вместе с задержками. Для армии планировали выпустить 500 единиц с ежемесячной постройкой от 50 до 70 экземпляров.

Но уже на первых этапах возникли сложности с определением того, что использовать в качестве основы. Решено было увеличить броню до 120 мм, но взять шасси от другого танка – B1 bis. Также приняли на вооружение план на создание 60 устройств, чтобы промышленность не перегрузилась из-за заказов.

Танк ARL 44
Для армии планировали выпустить 500 танков

К марту 1946 года удалось запустить и собрать первый прототип. У него ставили пушку на 76 мм, но её посчитали слабой. Следующая машина снабжалась 90 мм орудием. Но на технику нельзя было поставить ни один нормальный из имеющихся двигателей, поэтому выбрали немецкий аналог – с мощностью 600 л. с.

1947 год стал временем, когда появилась первая модель. Множество испытаний выявили серьёзные недостатки, которыми обладает техника. Эксперименты продолжались до 50-х годов, но конструкторы так и не смогли решить существующих проблем.

В декабре 1951 технику отстранили от службы. А потом уже посчитали, что проще окончательно отказаться от нее. Разработчики извлекли урок из произошедшего, поэтому позже всё-таки смогли создать машину, полностью удовлетворяющую требованиям боевых действий.

Проект SARL 42

Разработан между 1940 и 1942 годами. За это отвечал инженер Юбер Клермон. В основу легли сведения из проекта по пехотному танку G1R. Планировали добавить части среднего танка из серии Somua S35. Но к 1944 оказалось, что техника обладает недостаточными характеристиками и уже устарела с технической точки зрения.

Танк SARL 42
Танк SARL 42 разрабатывал инженер Юбер Клермон

75-мм пушка с длиной ствола на 42 калибра стала основным артиллерийским вооружением. Показатели с баллистической точки зрения такие же, что и у американского танка Sherman. Потом это же орудие планировали добавить в средний танк ARL 44.

Бронеавтомобиль Panhard 178

В 1931 году объявили конкурс на новый разведывательный бронеавтомобиль. Вариант от фирмы «Панар» признали лучшим, когда провели целый ряд испытаний и переделок, касающихся вооружения. Panhard 178 – серийное наименование техники, под которым началось производство.

Компоновку машин описывали следующим образом:

  • позади расположен двигатель;
  • в середине – боевое отделение, башня на два места;
  • целых два поста управления – спереди и сзади, возле мотора.
Panhard 178
Разведывательный бронеавтомобиль Panhard 178

За счёт такого устройства транспорт двигался как передним, так и задним ходом. Присутствовали кормовой и передний водитель. В членах экипажа присутствовали также заряжающие и наводчики.

Транспорт начал поступать на вооружение с 1937 года. В дальнейшем производстве сталкивались с некоторыми проблемами, в том числе из-за забастовок рабочих. Но удалось выпустить более 1 100 машин.

Общий вес машины доходил до 8,5 т. Это был лёгкий бронированный автомобиль. Но его отнесли бы к средним моделям, если говорить о советской классификации. Бронирование было лучше, чем у существующих на тот момент аналогов, а также танков.

Пушка SA35 с калибром 25 мм стала основным орудием. Оно отличалось хорошей способностью пробивать броню, высокой скоростью снаряда. Для неё не существовало только осколочных снарядов, поэтому указывали на необходимость использования пулемёта для сражений с пехотой. Эту роль играл Reibel на 7,5 мм.

Reibel на 7,5 мм
Пулемет Reibel на 7,5 мм

Отдельного внимания заслуживают скоростные характеристики машины:

  • 105-сильный двигатель;
  • бензин в качестве топлива;
  • разгон до 73 километров в час;
  • вперёд и назад показатель максимальной скорости одинаковый. Поэтому и передач вперёд и назад было по 4 штуки.

Автомобиль отличался наличием полного привода, мог похвастаться высокой проходимостью. Для своего времени машина стала одной из лучших разработок.

Французская армия активно использовала Панары, потом они перешли к немцам. В дальнейшем германские войска переделали транспорт под бронедрезины. Итальянцам и советским войскам досталось по две машины.

Panhard 178 привод
Французская армия активно использовала Панары

Еще в 1940 году началось создание модификации, в которую планировали поставить 47-мм орудие и новую башню, но поражение Франции стало причиной для остановки проекта.

К нему вернулись только к 1945 году, чтобы доделать до конца. Во французские колонии попало несколько новых машин. Например, они охраняли автомобильные колонны.

Несмотря на некоторое отставание в этом плане, Франции удалось стать второй страной, которая в принципе обзавелась своими танками. Конструкторская школа государства оказалась более прогрессивной по сравнению с другими.

Количество выпускаемых единиц техники ничуть не уступало качеству, например, Renault FT вообще стали самыми массовыми видами транспорта. Одновременно это первые лёгкие машины, для которых официально начали серийное производство. Впоследствии компоновку техники признали классической для остальных. Потом появлялись противники у разработок, но это не помешало добиться успеха, кроме того, появлялись новые концепции, в том числе и для создания танков среднего класса.

Как на Ваш взгляд, какие танки Франции по-настоящему заслуживают внимания?

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий