Появление тяжелой бронетехники на поле боле изменило ведения правил войны. Новые военные машины, те же танки, могли в одночасье изменить исход сражения. С того момента прошло около ста лет, а наводящая ужас техника по-прежнему продолжает развиваться, становясь смертоноснее и опаснее. В данной статье приводится подробный рассказ о боевых машинах середины 20 века. В частности, о французских танках Второй мировой войны.
Развитие и общая характеристика бронетанковой техники во Франции
История танкостроения во Франции берёт своё начало с середины Первой мировой, когда полковник французской армии Жан-Батист Эжен Этьен убедил совет главнокомандующих, что бойцам на передовой, требуется поддержка «бронированных повозок». Они должны были помогать в продвижении и укрытии солдат от огня противника, а также способствовать преодолению ухабистой местности для успешного наступления. Решение проблемы стало бы ознаменованием конца оппозиционных войн и переход в фазу активных действий.

Так, 9 декабря 1915 года был продемонстрирован первый французский танк «Шнейдер», чья скорость и манёвренность на полигоне произвели поражающее впечатление на высокопоставленных военных чинов Франции. По итогу успешного испытания новую модель было принято незамедлительно отправить на фронт для дальнейшего применения.
Разумеется, у начальной партии бронетанковой техники Франции было множество недостатков, что по большей части связано со спешкой моделирования конструкции аппарата и в заимствовании ходовой части у английских союзников. Из-за этого прототипы показывали полную неспособность преодоления уже на первой траншее на своём пути.
В дальнейшем развитии танков Франции проблема гусеничных шасси стала постоянно дорабатываться.
Также главным неудобством стало размещение вооружения, а вместе с тем и прочность металлических пластин. Над каждым отверстием нависали выступы лобовой брони, которые частенько отрывались, застревая в расщелинах. В связке с маломощными орудиями танк оказывался весьма небалансным и легко пробиваемым даже от винтовочных выстрелов.
Однако с задачей переброски солдат машина справлялась отлично, правда, не всегда доживала до финиша. В связи с хрупкостью танка было принято решение усилить гусеницы и разместить два пулемётных гнезда по обеим сторонам с главным орудием наверху. Задумка оправдала себя, и выживаемость экипажа повысилась в два раза, как и эффективность ведения боя.
Сколько единиц танков имела Франция во Второй мировой войне
На момент начала Второй мировой, в сентябре 1939 действующих боевых единиц насчитывалось около 4436. Сюда входило общее количество экспортированных моделей. Однако стоит учесть, что Франция оказалась неподготовленной к наступлению Гитлеровской армии, а потому новые машины активно начали производить только в мае 1940, да и то с большим интервалом. В связи с чем лёгкие танки, такие как «Рено» и «K35», были задействованы чаще, чем другие их собратья по размеру.
По итогу в сражениях участвовало 6126 танков, половина из которых остались искорёженными и поржавели на зелёных лугах.

Легкие французские танки Второй мировой войны
Основными моделями лёгких танков, стоящих на вооружении французской армии, были «Renault» и «Hotchkiss». Каждая из спроектированных инженерами конструкций танков показала себя отлично на поле боя. Рассмотрим эти и другие одели легких танков Франции времен Второй мировой.
Рено R 35
Танк R 35, разработанный фирмой «Рено» в 1935 году, выпускался с 1935 по 1940 гг. Его конструкция была классической, широко использовались литые детали. Методом литья изготавливались борта, крыши, днище и даже башня. Вооружение – 37-мм пушка и 7,5-мм пулемет, спаренный с ней.
Механизм наводки – ручной. Управление огнем осуществлялось с помощью телескопического прицела. Трансмиссия механическая, с однорядными бортовыми редукторами. Двигатель – карбюраторный четырехцилиндровый, мощность – 82 л.с. Масса – 10 тонн, скорость небольшая – всего 19 км/ч. До начала активных боев в мае 1940 г. было построено около 1500 таких машин.

Рено K35
Главной отличительной чертой лёгкого танка является его скорость передвижения и прикрытие пехоты сопровождающим огнём. Лёгкий танк Renault «K35» имел стандартную компоновку, сделанную из отлитых деталей с бронированным по всей площади корпусом, что обеспечивало хорошую защищённость экипажа в лице двух человек.
Конструкция, состоящая из трёх частей: лобовой, кормовой и подбашенной, давала тесно объединиться управляющему танком вместе с мехводом для эффективных исполнений приказов. Вращение пушки осуществлялось с помощью ручного механизма в виде вентиля. В основании дула пушки использовался телескопический прицел, обеспечивающий попадание на малые и средние дистанции. Общая масса танка составляла 10 тонн с учётом главного орудия, с чем аппарат мог развивать скорость 19 км/ч.
Гочкис
Созданный в 1935 году фирмой «Гочкис» танк внешне очень походил на R-35 фирмы Рено. Но он отличался использованием в ходовой части 6 опорных катков, объединенных в 3 тележки по два катка в каждой. В конструкции использовались литые детали. Вооружался танк 37-мм пушкой и спаренным 7,5-мм пулеметом.

В 1939 г. Танк был модернизирован. Установлен более мощный двигатель (120 л.с.), повышена скорость до 34 км/ч. Установлена длинноствольная пушка 37-мм, броня осталась прежней: толщина лобовой брони башни – 45 мм, лобовой и бортовой брони корпуса – 34 мм. Всего было выпущено около 1200 единиц танка «Гочкис».
Н35
Схожесть данного танка со своим собратом Рено в плане общей конструкции во многом пересекаются. Однако различие кроется в его ходовой части, использующей шесть опорных катков для мобильности и вёрткости на поворотах. Сходство заключается в тех же отлитых деталях, что и сделан «Renault». Кабина всё также представлена в виде двух мест. Все компоненты соединены болтами.
Несмотря на значительное ослабление прочности металлических пластин, танк обладал хорошей управляемостью и был вооружён 37-мм пушкой. Из-за вытянутой формы, в задней части которой размещался двигатель с топливными баками на 120 литров, скорость могла превысить 34 км/ч.
На этапе производства конструкторы сразу окрестили танк «французским истребителем».

Средние французские танки второй мировой войны
Во Второй мировой средние танки Франции использовались реже, чем предполагалось командованием изначально. Ввиду нехватки материалов и быстрой атаки противника модели «Д2» и «S35» выкатились в сражения только к середине военной кампании. Однако задержка не столь повлияла на дальнейшие победы в ходе боевых действий.
Рено Д2
Средний французский танк «Hotchkiss Д2» прибыл на вооружении Франции в 1929 и уже предназначался для действенной поддержки пехоты. Снабжённый дополнительной броней и 47 мм пушкой, танк был способный вести бой практически в любых условиях. Первостепенной задачей передних танков заключалось в преодолении окопов и прорыв вражеских позиций.
Помимо главного орудия машина оборудована пулемётом, который находился прямо под дулом, вследствие чего поворот башни означал перенос обзора для стрелка. Несмотря на прочность, гусеницы были ахиллесовой пятой этого железного зверя, так как машину можно было остановить путём подброски гранат в гусеницы или метким попаданием из противотанкового ружья.
Приобретённые в дальнейшем модификации увеличили массу до 20 тонн, с чем выросла надёжность машины.
S35
Разработанный фирмой «SOMUA» танк «S35» обладал восьмицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, что делало его одним из быстрых средних танков на поле боя (если не считать пересечённую местность). Большая часть единиц выезжало на передовую и устремлялась вглубь сражения, что отлично показывали себя как в наступлении, так и в удержании позиций.
Защита была удовлетворительной, однако танк больше надеялся на скорость, чем на показатель брони, а потому в пылу битвы «S35» долго не жили.
Главной тактикой являлась быстрая атака, в которой бронетехника стремительно врывалась в бой, после чего быстро выходила из него. Подход оборачивался успешнее всего, когда количество противников оказывалось мало. Танк обладал хорошей прорывной силой и даже мог посоревноваться с немецким «Тигром», но с первым же выстрелом по себе выходил из строя моментально.

Тяжелый французский танк второй мировой войны В1
Пожалуй, один из значимых танков, который стоял на вооружении Франции и обладал лучшей по крепости броней. Как следует из логики, массивная бронетехника не отличалась скоростью. Своей особенностью в битве было исполнение роли мобильной крепости.
С задачей танк справлялся превосходно и даже слишком. Имея на себе 75-мм пушку и ещё две 47-мм, движущая громадина наводила ужас на всех, кто находился рядом. Здесь стоит поговорить про забавное проектирование башни, которая в основной части имела механизм вертикальной наводки, в то время как горизонтальная осуществлялась по средству поворота башни. Таким образом, человек, сидящий за главным орудием, выполнял функцию как мехвода, так и наводчика.
За годы войны и после нее французское танкостроение существенно «выросло». В нынешних реалиях бронетанковая техника Франции по-прежнему продолжает развиваться, составляя серьезную конкуренцию боевым машинам других стран.
Какой французский танк времен Второй мировой был самым значимым, на ваш взгляд?