Легкий танк ПТ-76 (объект 740 ПТ-76 Б): описание плавающего устройства, характеристики двигателя, вес, размеры, броня, конструкция снаружи и изнутри, история

ПТ 76 Танки

ПТ 76 – обозначение лёгкого плавающего танка советской разработки. В 1951 его впервые приняли на вооружение и выпускали до 1967 г. Поэтому были произведены не только основные версии, но и ряд модернизаций. Советская Армия активно эксплуатировала технику, но БМП в скором времени полностью её заменили. До 100 танков, относящихся к данному типу, стояли на вооружении к 2004 году. На экспорт в зарубежные страны было отправлено около 2000 моделей.

История танка ПТ-76

Некоторый опыт с танками плавающего типа у СССР был ещё до Второй мировой. Но к началу конфликта подобные проекты пришлось заморозить, потому что конструкторы справлялись с другими задачами, более важными. К 1941 году парк плавающих танков у СССР стал одним из самых серьёзных во всём мире. Большая часть техники оказалась утерянной к началу продвижения советских войск на запад в 1943 году. У Красной Армии к тому времени остались только устаревшие машины, надёжность которых оставляла желать лучшего.

Танк ПТ 76
Танк ПТ 76

Количество самоходных средств для переправки требовалось увеличить, чтобы водные преграды Восточной Европы не оказались такими серьёзными. И тогда Советский Союз не создавал ничего сам. Имеющейся техники не хватало для выполнения условий. К примеру, с дополнительной нагрузкой справлялась плохо. Поэтому переправы осуществляли с помощью подручных средств. При этом транспортировка тяжёлого вооружения была практически исключена. Темпы наступления замедлялись, потери, наоборот, были больше.

Проблема отсутствия подходящей техники на вооружении сохранялась даже после того, как война закончилась. Советские войска столкнулись бы с серьёзными проблемами в случае конфликта с западом на территории Центральной Европы.

Именно поэтому к концу 1940-ых годов было принято решение разработать несколько видов устройств:

  • Транспортёры.
  • Автотранспорт, способный плавать.
  • Средства, помогающие организовать переправку.

Создание амфибийной бронетехники связано с определёнными проблемами. Отчасти по указанным выше причинам, когда война закончилась, сразу разработали задание на плавающий танк и бронетранспортёр с максимальной унификацией.

Две бригады конструкторов ВНИИ-100 отвечали за разработку проекта. Тогда и появилось обозначение Объекта-740.

Главным конструктором для техники назначили Н. Ф. Шашмурина. Во время разработки старались учесть все недостатки, которыми обладали предшественники. Процесс шёл весьма успешно. Уже весной 1950 года появились первые опытные образцы. К июлю того же года уже начались испытания государственного масштаба.

Объект 740, который после и назвали ПТ-76, спустя год оказался на вооружении и на практике.

Производство танка ПТ76

Серийное изготовление танков началось в 1952 году. За пятнадцать лет этого процесса появилось множество модернизаций, касавшихся:

  • Габаритов корпуса с бронированием.
  • Формы.
  • Оборудования дополнительного типа.
  • Средств связи.
  • Приборов видеонаблюдения и вооружения.
Танк ПТ 76 производство
Серийное изготовление танков началось в 1952 году

Например, к 1952 году добавили ещё один насос механического типа, чтобы было проще откачивать воду. Другая модификация связана с волноотражательным щитком, его конструкцией. К важным дополнениям относят новые обоймы, в верхней части снабжённые защитными козырьками из металла. Поэтому саму конструкцию техники удалось упростить, отбросив броневые заслонки вместе с приводами. Это положительно сказалось на углах обзора. 76Б тоже отличался данными преимуществами.

С 1955 монтировали новый вид пушки, отличавшейся дульным тормозом с двумя камерами. За продувку канала в стволе отвечало эжекционное устройство. Дополнял эту установку пулемёт. Изменили систему обогрева, добавили поддержку подкалиберных и кумулятивных снарядов.

В основном модификации обеспечивали повышенный комфорт для водителя и остальных членов экипажа. Время от времени улучшали защиту со средствами наблюдения. При добавлении новых типов вооружения старались решать вопросы, связанные с безопасностью для экипажа во время эксплуатации.

Самые существенные изменения вносили в машину уже после 1960-х годов. К ним добавляли самое современное вооружение, поэтому и остальные характеристики приходилось подгонять соответствующим образом.

Годы эксплуатации объекта 740

Вьетнамская война стала одним из конфликтов, где транспорт видели часто. Плавающий танк ПТ 76 был замечен в других конфликтах:

  • С Египетским правительством.
  • Между Израилем и Сирийским государством.
  • В Индо-Пакистанской войне 1971 года.
  • Югославской войне 1991-1995 годов.

Во время боевых действий в Чечне технику тоже периодически замечали на поле боя.

3 марта 1969 во время Вьетнамской войны – самое крупное боевое столкновение, в котором участвовал танк. Там находилось 12 моделей этого транспорта.

Танк ПТ 76 эксплуатация
Плавающий танк ПТ 76

Потом эксперты из США называли ПТ-76 танками-призраками. Отчасти это было связано с невозможностью применять против них обычные ручные гранатомёты. Машины удавалось подбивать, но только в минимальном количестве, хотя выстрелов было много, почти все с близких расстояний.

Конструкция танка ПТ-76

Конструкцию легкого плавающего танка ПТ-76 можно назвать классической. Рассмотрим подробнее основные элементы.

Корпус и бронирование

У корпуса с дополнительной защитой есть три основных отсека:

  1. Силовое отделение в корме. Вмещает в себя пару водомётных движителей вместе с дизельным мотором. Подобная комбинация используется на практике впервые.
  2. Боевой. Занимает часть установки в центре, снабжается башней в форме конуса.
  3. Носовая часть заполнена отделом, отвечающим за управление. ПТ 76 Б устроен так же.

Механик-водитель занимает сидение, размещённое на продольной части машин. Здесь находятся рычаги и педали, которые служат главными органами управления. Так же находится место для устройств связи, курсоуказателя, контрольно-измерительных приборов, приборов наблюдения.

Водитель проникает в кабину либо выходит из неё через люки в форме круга. Основание этой конструкции выступает над верхним броневым листом. В отделении управления размещают две батареи аккумуляторной группы, углекислотные баллоны и заполненные сжатым воздухом. Тут же присутствует часть ЗИП вместе с автоматом, защищающим от возгораний. Боевое отделение также вмещает разные компоненты:

  1. Часть ЗИП.
  2. Ручные огнетушители.
  3. Аппараты ТПУ.
  4. Водооткачивающий насос.
  5. Танковую радиостанцию Р-113.
  6. Частичный боекомплект.
  7. Автомат Калашникова.
  8. Рабочие места для командира и заряжающего.
Танк ПТ 76 корпус
Водитель проникает в кабину через люки в форме круга

Для моторно-трансмиссионного отделения используют специальную перегородку. Ведь здесь размещают насосы для откачки воды вместе с двумя баками топлива, водомётами, трансмиссией и двигателем.

Вооружение

Включает такие компоненты:

  1. Пулемёт СГМТ на 7,62 мм.
  2. Телескопическая форма прицела с номером ТШК 66.
  3. Пушка нарезной разновидности калибром 76 мм.

Стрельба ведётся на расстояние до 12 километров. Поддерживаются углы обзора вплоть до 360 градусов.

Двигатель и трансмиссия

По сути, здесь использовали модернизированный мотор от танка серии Т-34. У этой же модели заимствована коробка передач. Водомётные двигатели нужны для улучшения манёвренности и приличной скорости на воде. Именно за счёт этого легко преодолеваются любые разновидности водоёмов, даже если всё заросло кустарником.

Танк ПТ 76 двигатель
Водометные двигатели нужны для улучшения маневренности и скорости на воде

Ходовая часть

Давление траков на почву в то время характеризовалось как низкое. Поэтому у машин не возникало проблем с тем, чтобы пересечь даже заболоченную местность. Компактность и простота в обслуживании стали главными преимуществами для боевой амфибии. Отмечали удобное взаимодействие между торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами. Что положительно сказывалось на крейсерской скорости, плавности хода.

Кроме того, имелись следующие дополнительные элементы:

  1. Автоматическое противопожарное устройство.
  2. Система защиты от ОМП.

С форсированными маршами дальностью до 500 километров техника справлялась без каких-либо проблем.

Танк ПТ 76 ходовая часть
Компактность и простота в обслуживании стали главными преимуществами танка

Тактико-технические характеристики пт 76

Основные показатели машины описываются следующим образом:

  1. Удельная мощность на 17,1 л. с/т.
  2. Индивидуальная подвеска, которая относится к торсионному типу.
  3. 210 и 70 километров – запас хода по пересечённой местности, либо на плаву.
  4. Способность преодолеть рвы на 2,8 метра.
  5. Общий вес до 14 тонн.
  6. Максимальная скорость до 44 километров в час по суше. На плаву это 10,2 километра час.
  7. Использование дизельного мотора с мощностью 240 лошадиных сил, серии B6.
  8. Дорожный 37-сантиметровый просвет.
  9. Колея на 2,74 миллиметра.
  10. База в 4,08 м.
  11. Броня толщиной 5-13 миллиметров. Точные цифры определяются местом расположения конкретного элемента.
Общий вес танка ПТ 76 до 14 тонн
Общий вес танка ПТ 76 до 14 тонн

Модификации ПТ-76Б и ПТ-76М

Среди самых заметных модификаций стоит отметить следующие решения:

  1. Бронетранспортёр БТР-50, созданный на базе ПТ-76. Снабжён УР-76, дивизионным комплексом для разминирования. Так же отличается наличием пусковых установок для ракетных комплексов серии «Луна».
  2. Для морской пехоты с корпусами разведки ввели модификацию, снабжённую устройством для переговоров Р-123 и курсовым пулемётом ПКТ.
  3. В 1959 выпустили разновидность с обозначением ПТ-76Б. Главным отличием стало не только двухплоскостное орудие Д-56ТС, а так же вентиляционные установки с фильтрами и стабилизирующее устройство СТП-2П.
  4. Наконец, одна из моделей предполагала наличие пушки Д56ТМ на 76 миллиметров. Здесь же появились дополнения в виде противодымового термического приспособления, приборов ночного видения, внутренней рации и эжектора.
Пушка Д 56 ТМ
Модель танка с орудием Д 56 ТМ

Были и другие разновидности, но именно эти заслуживают больше всего внимания.

Боевое применение

Есть несколько конфликтов, за время которых танком пользовались активнее всего.

Война во Вьетнаме

3 марта 1969 года американские танки впервые столкнулись с этой разработкой. В 2020 танковом полку было 12 машин ПТ-76 и БТР-50П, с которыми и атаковали лагерь противника. Правда, атака оказалась неудачной, поскольку довольно быстро захлебнулась.

Индо-Пакистанская война 1965 года

На границе Индия постоянно испытывала нападения со стороны Пакистана. Поэтому было принято решение обратиться за помощью к Советскому Союзу. В августе того года страна уже получила первые танки. Перед началом активных боевых действий около 90 штук уже имелось на вооружении.

Индо-Пакистанская война 1965
Индо-Пакистанская война 1965 года

Разработки помогли с организацией контратаки в направлении деревень, захваченных раньше. Но потом и пакистанцы получили доступ к технике, когда им удалось захватить несколько моделей.

Индо-Пакистанская война 1971 года

С такими танками восточный фронт принял 2 полка и независимые эскадроны такого же количества. Пакистанцы владели всего несколькими образцами техники. На Восточном фронте всего столкнулись друг с другом около 200 единиц. Для действий в дельте реки Ганга они подходили лучше других разновидностей.

ПТ-76, принадлежащие Индии, внесли в победу значительный вклад и сыграли важную роль.

Шестидневная война

Это случилось в 1967 году. Применение танков не соответствовало назначению, поэтому и серьёзного успеха не удалось добиться. Например, две единицы транспорта полностью уничтожены, а 7 просто брошены. В строй 88-ого разведывательного батальона армии Израиля введены в строй 7 танков, которые получены в качестве трофеев. Затем к ним добавили двигатели, пулемёты американского производства, новые радиостанции.

Шестидневная война
Танк ПТ 76 на шестидневной войне 1967 года

Война судного дня

Речь идёт о событии 1973 года. ПТ-76 Израиля начали операцию ночью 16 октября. Именно в это время захватили плацдарм в районе станции Абу-Султан. Потом по противофланговым частям 2-ой египетской армии постоянно наносились удары, оттесняя военных к каналу. Ещё 200 танков было переброшено для поддержки действующих войск к концу 18 октября. На следующий день началось наступление.

Танки активно применяли мелкими группами, что стало довольно необычным подходом. По большей части, лёгкие танки серии ПТ-76 сопровождали авиацию, обеспечивая успешное наступление для неё.

6 октября эта же техника использовалась, когда требовалось форсировать Суэцкий канал. Правда, один из батальонов был вынужден отступить из-за того, что столкнулся со слишком сильным сопротивлением.

Аналоги

Есть Type 63 – китайский танк, который создан именно на основе советской разработки. Только в этой стране решили увеличить огневую мощь, используя самый простой приём. Например, установку боевого отделения, заимствованного у другой разновидности лёгкой техники. Наличие башни на три места полусферической формы с пушкой 85 миллиметров – главное отличие новой разработки от старой.

Танк Type 63
Type 63 китайский танк созданный на основе советской разработки

На базе этого плавающего танка была также построена авиадесантируемая самоходная установка.

В России были и другие проекты, построенные на основе этого:

  1. Пусковая установка 2П2 комплекса 2К1 Марс и ПУ 2П16 2К5 Луна.
  2. ГСП – серия паромов самоходного типа, с гусеницами.
  3. Экспериментальные модели танков, выпускавшие ракеты.
  4. Машины для пехоты, способные принимать участие в боях.

Зарубежные страны также пользовались наработками в данном направлении. И у каждой из них была своя история.

ПУ 2П16 2К5 луна
Ракетный комплекс 2П16 Луна

Оценка проекта

ПТ-76 можно назвать выдающимся достижением отечественного танкостроения. Специалистам удалось создать лёгкую боевую машину, для которой ни одна преграда не создавала проблем. Во всём мире за последующие десятилетия не появилось ничего более удачного.

Только китайские машины серий ZBD-2000 могут составить конкуренцию этой технике. Но сравнивать напрямую не совсем корректно, ведь каждая из них создавалась при соблюдении определённых условий и требований.

Практическое применение танка подтверждает, что при учёте назначения успех сопутствовал владельцам. Водоходные качества были исключительными. Броневую защиту пришлось принести в жертву, но по остальным направлениям результаты только улучшились. Гусеницы не стали исключением.

Недостатки у танка присутствовали, с этим никто не спорит. Но существенного значения они просто не имели. Например, низкий показатель удельной мощности. Из-за этого модели не могли двигаться также быстро, как некоторые другие.

Танк ПТ 76 оценка проекта
Танк ПТ-76 можно назвать выдающимся достижением отечественного танкостроения

Но предполагалось совместное использование с БТР-50, отличавшимися аналогичной силовой установкой. И резервы для модернизации оказались огромными. При желании легко было установить 12-цилиндровый двигатель, пусть из-за этого пострадала и плавучесть. В СССР серьёзному переоборудованию танки не подвергались.

Сотни танков с разными модернизациями из этой серии до сих пор стоят на вооружении во всём мире. Хотя они не способны противостоять более тяжёлому оружию. Но до сих пор остаются одними из лучших, когда дело касается именно местности с большим количеством водных преград. В этом плане никаких проблем до сих пор нет.

Какие интересные факты о танке ПТ76 вы знаете?

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий