Panzerkampfwagen 4 (Pz.Kpfw. IV, Panzer 4): описание основного среднего танка Т-4, характеристики боевой машины Вермахта

Танк Pz 4 Танки

Во время войн у каждой страны есть своя «рабочая лошадка». Это относительно недорогой танк массового производства, который способен выполнять боевые задачи и обладающий потенциалом для модернизации. В Советском союзе такой лошадкой был легендарный Т-34. Для Германии такой машиной стал Panzer IV.

Читайте также: тактико-технические характеристики танка Тигр Порше (Pz.Kpfw. VI Tiger P)

История танка Pz.Kpfw.IV

Проект немецкого Pz.Kpfw.IV начал разрабатываться в 1934 году, сам танк задумывался как машина поддержки пехотных соединений. В его «профессиональные» задачи также входило уничтожение вражеских огневых позиций. Базой для «четверки» стала свежая разработка Вермахта – средний танк «Pz.Kpfw.III». С началом разработки Германия не стала афишировать новую машину, так как для них новые виды вооружения были запрещены. Первое название проекта звучало как Mittleren Tractor, второе – Вataillonfuhrerswagen (BW) («машина командира батальона»).

Из подготовленных вариантов выбор остановился на детище AG Krupp – VK 2001(К).

Военное командование сначала пошло в решительный отказ, потому что рессорная устаревшая подвеска не соответствовала их требованиям. Но в тот момент Вермахт уже сильно нуждался в новой танковой технике, поэтому было решено не начинать разработку торсионной подвески, грозившейся затянуться на неопределенный срок, а просто отправить выбранный проект на доработку.

Танк Pz 4 история
Танк Pz 4

Первый Bataillonfuhrerswagen появился на свет в 1934 году. Тогда он еще имел «замаскированное» название. Свое финальное имя Panzerkampfwagen IV получил после того, когда немцы приняли унифицированную систему наименований танковой техники.

Первый макет Pz. 4 был изготовлен из фанерных листов. После утверждения внешнего вида был изготовлен стальной прототип. Он направился на испытания в Куммерсдорф. После успешного их прохождения началось серийное производство Панцеркампфвагена 4.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) Panzerkampfwagen 4

Средний танк Pz. 4 обладал следующими ТТХ:

Снаряженная масса 25 т
Длина корпуса 5,89 м
Ширина корпуса 2,88 м
Высота силуэта 2,68 м
Лобовое бронирование 80 мм
Бортовое бронирование 30 мм
Кормовое бронирование 20 мм
Лобовое бронирование башни 50 мм
Бортовое бронирование башни 30 мм
Кормовое бронирование рубки 30 мм
Бронирование башенной крыши 18 мм
Запас хода по шоссе 300 км
Максимальная скорость 40 км/ч

Модули

Ничего прорывного в конструкции и оборудовании Pz. 4 не было, перед немецкими конструкторами и инженерами стояла задача разработать массовый танк для поддержки пехоты.

Башня орудия

Башня «Панзера 4» изготавливалась с заделом на будущие модификации и позволяла модернизировать основное вооружение. В башне располагались три члена экипажа. Наводчик и заряжающий сидели слева и справа от казенника соответственно, командирское место установили под наблюдательной рубкой. Для дополнительной защиты башни использовалось противокумулятивное экранирование. На танке был установлен башенный электропривод, сохранившийся вплоть до предпоследней модификации.

Двигатели

Двигатели для Pz.Kpfw.IV поставляла фирма «Майбах». Они были четырехтактными, с 12 цилиндрами. Всего для разных модификаций существовало три модели ДВГ: HL 108TR, HL 120TR и HL 120TRM, мощность которых составляла 250, 300 и 265 л.с. соответственно.

Для охлаждения двигателя использовались радиаторы слева от мотора и вентиляторы слева. Воздух циркулировал в моторном отсеке через специальные бронированные воздухозаборники. Для «питания» двигателя здесь же размещалось три бака емкостью 110, 140 и 170 литров. На последней модификации появился четвертый 189-ти литровый бак.

Танк Pz 4 двигатель
Двигатели для Pz.Kpfw.IV поставляла фирма «Майбах»

Ходовая часть

На каждый борт «Четверки» приходилось по восемь парных опорных катков с обрезиненной поверхностью, 3-4 (в зависимости от модификации) поддерживающих катка, одно ведущее колесо и ленивец.

Одногребневые гусеницы цевочного зацепления выполнены из стальных мелких звеньев. В зависимости от модификации Pz.4 общее количество траков на две гусеницы составляли от 198 до 202 штук. После столкновения с обледеневшей поверхностью командование решило добавить специальные грунтозацепы.

Радиостанции

Для поддержания связи с другими экипажами и командованием командирами взводов использовалась ультракоротковолновая радиостанция Fu 5 и приемник Fu 2. Рядовые экипажи довольствовались одним приемником. Все Pz.4 имели внутреннее переговорное устройство для общения экипажа внутри машины. Стоит отметить, что оно поддерживало лишь 4 человека, поэтому заряжающий оставался без связи.

Варианты и модификации танка Pz.4 (Т-4)

Четвертый «Панзер» имел потенциал для модификаций, поэтому с момента появления первого прототипа спроектировали немало модификаций:

  • Pz.Kpfw.IV Ausf – предсерийная версия машины, изготовленная тиражом в десять единиц. Как ни комично, обладал достаточной защитой лишь от выстрелов огнестрельного оружия пехоты противника. Защита приборов наблюдения также была на слабом уровне.
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. В – изменена форма корпуса, улучшена защита смотровых приборов. Штатный двигатель усовершенствован, установлена обновленная КПП. Курсовой пулемет в комплектацию не входил. Масса машины увеличилась, как и максимальная скорость (40 км/ч). В германскую армию было поставлено 42 танка модификации «В».
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. С – первая массовая версия четвертого «Панцера». От «В» ее отличает иной двигатель и небольшие усовершенствования. Всего с 1938 года произвели на свет 140 единиц техники третьей модификации.
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. D – последняя довоенная модификация. Башня обзавелась маской орудия, утолщенным бортовым бронированием и своими особенностями. Тираж этой версии составил 45 единиц.
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. E – первая военная модификация. Конструкторы спроектировали новую башню командира, новый танк обзавелся еще более толстой броней во всех проекциях. Были модернизированы приборы наблюдения, люки, ходовая часть. Масса со всеми усовершенствованиями уже достигла 21 тонны.
  • PzKpfw IV Ausf. F2 – после столкновения с советскими танками стало ясно, что штатные орудия Pz4 не способны противостоять вражеской технике, поэтому было решено установить новый калибр 75-мм. Но этой машине все еще не хватало брони для лобового столкновения.
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. G – увеличилась защита танка, длина ствола возросла до 48 калибров.
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. H – самый высокий тираж Pz4. Выпуск производился в 1943 году. По сравнению с прошлой модификацией возросла броня крыши башни, появилась новая трансмиссия.
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. J – Последняя модификация, изготавливающаяся с 1944 года до конца Великой отечественной войны. Германия уже вовсю сдавала позиции по всем фронтам, необходимо было удешевлять производство Pz4. Было решено убрать башенный электропривод, пистолетные порты, конструкцию люков также упростили.
Panzerkampfwagen IV Ausf. G
Танк Panzerkampfwagen IV Ausf. G с увеличенной защитой

Машины на базе Pz.Kpfw.IV

База Pz.4 послужила основой для следующих машин:

  • Самоходная артиллерийская установка класса «штурмовое орудие» StuG IV.
  • Противотанковая самоходная артиллерийская установка Nashorn.
  • Зенитная самоходная артиллерийская установка Flakpanzer IV «Möbelwagen».
  • Самоходная артиллерийская установка класса «истребитель танков» Jagdpanzer IV.
  • Транспортер боеприпасов Munitionsschlepper.
  • Самоходная артиллерийская установка класса «самоходная гаубица/штурмовое орудие» Sturmpanzer IV.
  • Самоходная артиллерийская установка класса «самоходная гаубица» Hummel.

Боевое применение Panzer 4 (Панцер 4)

Средний танк Pz.IV был для Германии основной бронированной боевой единицей с 1938 по 1945 года, также они применялись другими странами вплоть до 1967 года.

Ранние годы

Первые представители четвертой линейки немецкого танкостроения в количестве трех Pz.4 были получены Вермахтом в начале 1938 года, а всего в этот годы было произведено 113 танков. Дебютировала «четверка» в Австрийском аншлюсе и боях в Чехословакии. Уже через год Panzer IV прошел победным маршем по улицам Праги.

Вермахт накопил 211 танков первых трех модификаций к началу вторжения на территорию Польши. Среди польской танковой техники не было конкурентов для «четверки», основные потери возникали из-за малого бронирования, чем активно пользовались противотанковые орудия.

290 танков Pz.Kpfw.IV на стороне Панцерваффе участвовало в войне с Францией. Они в очередной раз показали свою эффективность, уничтожая французскую бронетехнику быстрее, чем та успевала отбиваться. Стоит заметить, что общая доля средних Pz.IV была меньше, чем легких «однушек» и «двоек».

Танк Pz 4 на войне
Танк Pz 4 на войне показал свою эффективность

Вторая мировая война

К проведению операции «Барбаросса» было подготовлено 439 Pz.4, которые немцы, судя по данным, классифицировали как тяжелый танк. Солдаты Вермахта были шокированы, что их «тяжелый» танк уступал по всем показателям не только действительно тяжелому КВ-1, но и среднему Т-34. Недооценка противника привела к потере трех с половиной сотен танков. В Северной Африке ситуация повторилась схожим образом.

Из истории известно, что Германия потерпела поражение в Северной Африке. Случилось это, в том числе, и из-за «сырости» первых модификаций Pz.4. Даже несколько побед с участием модернизированной версии Pz.lV Ausf.G и подключением «Тигров» не смогли изменить исход Африканской кампании. Стоит отметить, что и сами танкисты нелестно отзывались о первых «Пазиках».

В Сталинградском наступлении и продвижении на Северный Кавказ участвовали Pz.lV Ausf.F2. После закрытия выпуска Pz.III в 1943 году именно четвертая модель стала основой танковой армии Германии. У командования было намерение прекратить выпуск «четверки» после запуска серии «Panther», однако производство прекращено не было, что стало верным решением. К середине Второй мировой войны 60% от всех танков Германии составляли «четверки», причем наиболее массовыми модификациями стали G и H.

Танк Pz 4 ВОВ
Pz 4 стал основой танковой армии Германии

Во время проведения операции «Цитадель» танков «Tiger» и «Panther» было значительно меньше, чем рабочих лошадок Panzer IV. Интересно, что, судя по статистическим данным, советские войска часто путали «Четверку» с «Тигром». Это подтверждает то, что по подсчетам Советского союза «Тигров» было уничтожено гораздо больше, чем их на самом деле участвовало в Великой отечественной войне.

Из-за слабого бронирования за 1943 год было подбито 2402 Panzerkampfwagen IV. После ремонта в строй вернулся лишь 161 танк.

К лету 1944 войска Германии сдавали позиции на обоих фронтах. За полгода было уничтожено еще 1139 танков «Панзер 4», они не выдерживали напора противника.

Контрудар на Балатоне и Арденнское контрнаступление – последние значимые наступательные действия Германии в ВМВ, в которых принимали участие немецкие «четверки». Достичь успеха все равно не удалось, множество машин было утеряно. До самого конца войны эти машины принимали участие и в обороне Берлина, и в боях в Чехословакии. Трофейные Pz.IV также применялись РККА и союзниками.

Послевоенное применение танка Панцер 4

После того, как Германии пришлось капитулировать, партия четвертых PZ была передана Чехословакии, где они были восстановлены и приняты на вооружение. Эти машины были замечены в таких странах как Испания, Финляндия, Болгария, Турция, Сирия и Болгария.

Танк Pz 4 в Чехословакии
После капитуляции танки Pz.4 были переданы Чехословакии

Во время так называемой «водной войны» за территорию реки Иордан на Ближнем Востоке в 1964 году танки модификации «H» были использованы для обстрела войск Израиля, после чего были уничтожены противником. Оставшиеся машины были захвачены израильскими солдатами через 3 года в «шестидневную» войну.

Pz.4 был основной силой Германии во время Второй мировой войны. У танка были свои недостатки, но невысокая стоимость производства и потенциал к модернизации позволили сделать большое количество модификаций, отвечающих новым запросам.

Какие интересные факты о танке Panzerkampfwagen 4 вы могли бы добавить?

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий

  1. Николай

    Коротко немецкий средний танк Pz Kpfw IV возможно назвать легкоуправляемым и довольно прочным, но его проходимость можно назвать весьма средней. Видел этот танк в музее в Кубинке.

    Ответить
  2. Роман

    На рисунке она прямо неуклюже выглядит. Но на будущее предполагалось, что он будет модернизирован и усовершенствован, поэтому можно сказать, что танк был неплох для своего времени.

    Ответить
  3. Юра

    Самое интересное что почти любая хорошо сделанная и спроектированна техника рано или поздно станет основой для следующего поколения техники на ее основе. Было интересно наблюдать как менялась техника, а точнее как она улучшалась на основе старых наработок.

    Ответить
  4. Алекс

    Вообще этот средний танк был настоящей звездой Вермахта во время Второй мировой войны. Считается, что Panzer 4 был одной из самых успешных и важных боевых машин Германии в течение конфликта.

    Что касается его характеристик, этот танк имел множество модификаций, что делало его универсальным в бою. Мне особенно нравится его орудие – оно было просто убойным! Изначально вооружен 75-мм орудием, оно позволяло Panzer 4 справляться с большинством ситуаций на поле боя. Помимо этого, танк имел неплохую броню и маневренность, что делало его опасным соперником для врагов.

    Ответить