Советский легкий танк Т-26 (22 фото): технические характеристики, история создания бронетехники Второй мировой войны, чертеж конструкции СССР, экипаж, двигатель

Т 26 легкий танк Танки

Т-26 разработан в Советском Союзе в начале 1930-х годов и стал самым массовым из танков Красной Армии в предвоенный период и во время начала Великой Отечественной войны. На его основе было создано множество модификаций, которые использовались как в Европе, так и в Азии.

Содержание
  1. История разработки и создания легкого советского танка Т-26
  2. Серийное производство и дальнейшее развитие
  3. Начало производства
  4. Серийное производство двухбашенных танков
  5. Переход к однобашенному танку
  6. Развитие и производство Т-26 в 1937 – 1941 годах
  7. Модификации
  8. Тактико-технические характеристики
  9. Конструкция танка
  10. Броневой корпус и башни
  11. Вооружение
  12. Двухбашенные модификации
  13. Однобашенные модификации
  14. Средства наблюдения и связи
  15. Двигатель и трансмиссия
  16. Ходовая часть
  17. Машины на базе Т-26
  18. Самоходные артиллерийские установки
  19. Бронетранспортеры
  20. Разведывательные машины
  21. Инженерные машины
  22. Тягачи
  23. Химические танки
  24. Телетанки
  25. Состоял на вооружении
  26. Эксплуатация и боевое применение
  27. Гражданская война в Испании
  28. Бои у озера Хасан и на Халхин-Голе
  29. Советско-финская война
  30. Великая Отечественная война
  31. Оценка проекта
  32. Сравнение с аналогами
  33. Сохранившиеся экземпляры
  34. Танк Т-26 в массовой культуре
  35. Стендовый моделизм
  36. Т-26 в компьютерной и игровой индустрии

История разработки и создания легкого советского танка Т-26

  1. В 1929 году создается закупочная комиссия по поиску наиболее подходящих образцов танков, на основании которых СССР изготовил бы собственные. После рассмотрения различных опытных образцов был выбран британский «Виккерс», на базе которого впоследствии и появился Т-26.
  2. Прототип был несколько легче своего советского преемника. Сразу же было решено не копировать иностранную машину, а модернизировать, из-за чего танк утяжеляется.
  3. В 1931 модели совершенствуются. Броня защищала экипаж от ведения огня из пулемётов, что на тот момент времени было достаточным.
  4. В 1933 были созданы первые модели с пушкой 45 мм на борту, а танк был принят на вооружение.
Т 26 легкий танк история
Танк Т 26

Серийное производство и дальнейшее развитие

Первоначально планировалось, что танки будут изготавливаться на заводах в Ленинграде и Сталинграде, поскольку только на них имелось нужное оборудование.

Начало производства

Советские техники столкнулись с рядом трудностей: перевод чертежей в метрическую систему, наличие специальных инструментов и оборудования.

Первые модели, появившиеся уже в июне 1931 года, отличались мягким железом в своей конструкции и более тонкой броней по сравнению с последующими модификациями.

В 1932 году для начала массового производства не хватало квалифицированных кадров, деталей, а также оборудования. В том же году был создан трест для решения проблем, состоявший из четырех заводов. В итоге план на производство сильно уменьшен, особое внимание теперь уделялось качественному, а не количественному развитию. Всего было произведено 450 единиц.

Серийное производство двухбашенных танков

Двухбашенные модели Т-26 выпускались с 1931 по 1932 гг. При их проектировке применялось множество интересных конструкторских решений:

  1. 1931 – модель с двумя пулеметами. Отличие от предшественника: наличие двух башен (более высоких) и смотровых окон.
  2. 1931 – модель с пулемётом и 37-мм пушкой, находившейся в правой башне. Планировалось оснастить танки пушкой ПС-2, но производство затянулось, было решено разработать новую пушку – В-3, которую после разработки устанавливали в основном на БТ-2, а на Т-26 продолжили ставить пушки 37-мм. Выпущено 450 моделей, в том числе и с пушкой Гочкис, которая могла стрелять ядрами, осколочными гранатами из стали и чугуна, а также картечью. Эта французская пушка применялась из-за нехватки пушек В-3. Ядра и гранаты развивали дульную скорость до 440 метров в секунду.
  3. 1932 – модель с радиостанцией. Подразумевалось, что танки будут оснащаться радио, а командование – проводиться дистанционно. Предполагалось, что оборудование будет стоять на машинах командиров взводов и вышестоящих командиров. Серийное производство не началось, поскольку вскоре запустили выпуск многобашенных Т-26 с радио.
  4. 1932 – модели со специальными устройствами. Планировалось, что такие танки будут оснащены телефонами, которые соединят командира взвода с 4 другими танками, пехотой и командным составом. Но работа Научно-исследовательского института так и осталось всего лишь экспериментом, который впоследствии не был воплощён в жизнь.
Двухбашенные модели Т-26
Двухбашенные модели Т-26 выпускались с 1931г. по 1932г.

Всего же было выпущено около 2 000 моделей с двумя башнями, что составило 20% от общего числа Т-26.

Переход к однобашенному танку

В 1933 году начинается переход к созданию однобашенных танков на постоянной основе. На двухбашенную модификацию необходимо было тратить дополнительный металл, управление было сложнее контролировать, поэтому в дальнейших модификациях функции второй башни зачастую выполнялись пулеметами или же полуавтоматическими пушками.

Развитие и производство Т-26 в 1937 – 1941 годах

В последние годы производства акцент сместился с количества на качество. Шёл отход от полностью новых модификаций, в основном же шли улучшение и модернизация уже существующих, заключавшиеся в увеличении качества деталей, добавление модулей на технику.

Модификации

Довольно часто разработка модификаций останавливалась из-за войн, а также из-за переброски мощностей для производства уже производимых моделей или их модернизации.

Тактико-технические характеристики

В разные моменты развития Т-26 его характеристики довольно сильно разнились. В тактико-технические характеристики включены данные для однобашенного Т-26 1933 года.

Зачастую на его параметры влияли цели, которые ставились при разработке (благодаря чему появилось множество модификаций для выполнения самых разнообразных целей: САУ, бронетранспортеры, инженерные и разведывательные машины, тягачи, химические танки, а также телетанки, о которых речь пойдет позже).

Также стоит отметить и то, что кроме поисков наиболее совершенных машин влияло и совершенствование техники противника и устаревание Т-26.

Т 26 легкий танк технические характеристики
В разные моменты развития Т-26 его характеристики довольно сильно разнились

Конструкция танка

Самыми главными изменениями конструкции стали изменения башен (количественные и качественные), ходовой части, изменения в орудиях.

Зачастую они трактовались устареванием техники и нужды в ее улучшении для повышения боевой эффективности.

Броневой корпус и башни

Первые модели имели мягкую сталь, трещины и были тоньше запланированного (10 мм). Со временем броня становилась толще и к 1941 году приблизилась к 40 мм. Зачастую благодаря действиям завода № 174 удавалось увеличить броню. Стоит отметить, что завод осуществлял также ремонт танков, а также вмонтировал часть танков в качестве бункеров при защите Ленинграда.

Башни постоянно модифицировались, становились бронированнее, меняли форму. Танки имели цилиндрические или конические башни. Это увеличивало пулестойкость.

Вооружение

Основным вооружением являлись пушки 37 мм и 45 мм, пулемёты калибра 7,62 мм и 20 мм.

Пушка 45 мм, которая со временем стала наиболее часто используемой, имела важный недостаток: зачастую не выполняла функции полуавтоматического орудия, открывать затвор и извлекать гильзы приходилось вручную. Это осложняло не только перезарядку орудия, но и уменьшало его скорость стрельбы.

Также не массовыми модификациями являлись танки с огнеметным вооружением, отравляющими веществами. Некоторые из упомянутых экземпляров были единичны или же не ушли дальше опытных образцов.

Дальность стрельбы пушек достигала 6 400 метров, а пулеметы были способны вести огонь на расстоянии до 1 600 метров.

В малой башне могли устанавливаться как орудие или пулемет, так и огнемёт. В однобашенных модификациях пулемет ставился впереди, где до этого располагалась малая башня. В более поздних модификациях пулемёт также ставился с задней стороны башни.

Т 26 легкий танк вооружение
Дальность стрельбы пушек достигала 6400 метров

Двухбашенные модификации

Двухбашенные модификации производились только на первых этапах производства танка. С одной стороны, они были более функциональны и зачастую имели большую огневую мощь.

С другой же стороны, две башни могли мешать друг другу вести огонь, и зачастую от них было больше вреда, чем реальной пользы.

Однобашенные модификации

Среди однобашенных моделей можно выделить самые массовые модификации:

  • Т-26 с радио. Стала самой массовой моделью и несколько раз модернизировалась, получив замену корпусов и башен на сваренные, задний танковый пулемёт, а позже ещё и прожектор вместе с ним (впоследствии была усилена защита прожекторов). Этих моделей было выпущено около 4 000, то есть в два раза больше, чем всех двухбашенных аналогов.
  • Примерно столько же было выпущено и однобашенных Т-26 без радио, зачастую на их базе происходили модификации: химические танки, огнемётные и другие. Также данная модель могла нести большее количество боеприпасов как для пушки (на 20 %), так и для пулеметов (на 12,5 %) соответственно.

Т 26 легкий танк с радио

Средства наблюдения и связи

Со временем у Т-26 модифицировали и средства связи:

  • Внутри бронетехники благодаря сигнальным трубкам, а затем с помощью световых сигналов командир экипажа мог связываться с механиком-водителем.
  • Внешняя связь со временем также проходила эволюцию: двухбашенные танки располагали лишь флажковой сигнализацией. В более поздних моделях с одной башней имелись телефонная и телеграфная связь, которые зависели от количества абонентов, выбранного вида связи, а также от того, используется ли она в движении или находится на одном месте.

Что же касается средств наблюдения, то со временем и они претерпевали изменения. Появлялись специализированные приборы, позже они становились бронированными, а значит более долгоживущими и помогающими эффективнее выполнять экипажу поставленные перед ним задачи.

Т 26 легкий танк двухбашенный
Двухбашенные танки располагали лишь флажковой сигнализацией

Двигатель и трансмиссия

Сергей Александрович Гинзбург – советский конструктор бронетанкового вооружения и техники – предлагал Климу Ворошилову создать танк с трансмиссией и ходовой «Виккерса» (В-26) и корпусом и мотором Т-19.

На протяжении существования Т-26, двигатель постоянно модифицировался, поскольку модернизация танка приводила к увеличению массы, некоторые образцы имели вес до 12 – 13 тон, иногда даже модернизированных двигателей не хватало для работы на высоких передачах (как было с моделью 1939 года).

В этой обстановке предприняли попытку производства Т-26-5, который имел двигатель в 130 лошадиных сил, а также модернизированную подвеску. Танк прошел испытания, но начало советско-финской войны стало причиной того, что производство отложили, а заводы занимались нуждами армии. В таких условиях невозможно было быстро наладить производство танков. Еще одной проблемой являлось то, что новый двигатель имел проблемы с надежностью.

Т 26 легкий танк моторный отсек
Моторный отсек танка Т 26

Предпринимались попытки разработки двигателя с мощностью от 150 до 180 лошадиных сил, он работал на дизельном топливе, но также имел ряд серьезных недостатков. Кроме того, советско-финская война показала то, что танк имеет более важные недостатки, которые в короткие сроки необходимо было решить.

Стоит отметить, что повышение веса также приводило к перегрузке шасси, трансмиссии и двигателя, вследствие чего танки довольно быстро выходили из строя. Трансмиссия соединялась с пятью передачами.

Для решения проблем с перегревом было принято решение прибегнуть к двигателям воздушного охлаждения, которые лучше всего проявляли себя на больших скоростях, а значит эффективнее работали на быстрых танках, по сравнению с их более медленными аналогами.

Ходовая часть

Первоначально в танках использовалась ходовая часть от купленных у Британии «Виккерсов».

Т 26 легкий танк ходовая часть

Ходовая также зачастую страдала от повышения веса танка: выходила из строя, гусеницы слетали, плавность поворотов заметно снижалась. Это также негативно влияло на сохранность и боеспособность танков.

В 1936 году об этом писал Сергей Гинзбург, что наращивание массы, ходовой части и подвески отечественных танков перегружаются, техника становится более склонной к выходу из строя во время боя. Спустя 3 года он же проводил модернизацию танка и усилил его подвеску за счёт переработки чехословацкого танка Skoda в стенах завода № 185.

В том же году на другом заводе, № 174, реализовывали приказ Бронетанкового управления Красной армии по модернизации танков. Перед инженерами стояла задача по замене башни на коническую, схожую с БТ-7, и вооружение танков более современной пушкой калибра 76,2-мм. Это бы значительно увеличило боевую мощь танка. Но и в этот раз ходовая часть танка была перегружена и приказ не был выполнен.

Машины на базе Т-26

Кроме устаревания техники, из-за которой танк множество раз обновлялся, существовала и другая цель – решение задач, для которых не существовало подходящей техники.

Машины на базе Т-26
Артиллерийский тягач т-26т

Поэтому на базе Т-26 было представлено огромное множество машин для решения различных задач, часть которых не относились напрямую к ведению огневых действиях. То есть технику планировали использовать в мирных или же иных целях, в том числе для нужд армии, установки переправ, транспортировки десанта, разведки и множества других.

Всего существовало более 50 модификаций, чуть менее половины из них были запущены в серийное производство, они составили более 10% от произведенных на базе Т-26 бронемашин.

Самоходные артиллерийские установки

На основе Т-26 создавались не только отечественные, но и иностранные САУ. Танк послужил основой для первой советской установки СУ-5-2, имевшей орудия калибра 122ММ. Техника участвовала в столкновениях во время советско-финской войны.

В 1943 – 1944 немецкие войска заменили на трофейных Т-26 орудия на французские 75 мм орудия, но вскоре они были заменены.

СУ-5-2
Самоходная артиллерийская установка СУ-5-2

В более поздних машинах на основе Т-26 – СУ-6 и СУ-Т-26 использовались пушки калибра 76,2 мм.

Бронетранспортеры

В конце 1933 и начале 1934 создаются две модели бронетранспортеров: ТР-4 и ТР-26, вмещающие от 13 до 15 человек, но дальше моделей разработка не ушла.

Десантники должны были размещаться в центре машины. А сама техника была оснащена пулеметом и управлялась экипажем, состоящим из одного человека – водителя.

Кроме того, были созданы транспортеры для выполнения других целей: транспортировки боеприпасов (ТР4-1 и ТВ-26) и горючего (Т-26Тс и ТТс-26).

Разведывательные машины

Разведывательные машины на базе Т-26 были востребованы, но далее разработки дело не пошло. Стоит выделить две модели, созданные на базе Т-26 с целью разведки, и отметить их особенности:

Название модификации Назначение Уникальное
оборудование
Основные
характеристики
ТН-26
  • наблюдение;
  • корректировка огня
  • дальномер;
  • упредитель;
  • телефон
  • вес – 8 тонн;
  • экипаж – 3 или 5 человек;
  • броня – 6 – 15 мм
  • разведка; осуществлялась через специальные отверстия
Т-26ФТ
  • фотосъемка;
  • видеосъемка
  • наличие пулемёта;
  • отсутствие пушки.
  • оборудование для фотосъёмки и видеосъёмки;
  • пушка заменялась муляжом для маскировки

Инженерные машины

Инженерные машины разграждения, саперные танки, инженерные танки – всё это инженерные бронированные машины. Они имели основу от Т-26 в виде ходовой части и механизмов управления.

СТ-26
Саперный танк СТ-26

Бронемашина получила название СТ-26, она производилась с 1933 по 1935 годы, служила установки мостовых, понтонных и подобных конструкций. Было произведено 65 машин, ещё 6 было переоборудовано из Т-26.

Тягачи

Т-26Т и Т-26Т2 – артиллерийские машины, производившееся 1933 по 1936 года. Всего было произведено чуть более 200 единиц техники. Вес 7 тонн, экипаж составлял 2 человека. Выпускался с брезентовым или бронированным верхом.

Производился с 1933 по 1936 годы, а эксплуатировался с 1933 по 1960, хотя практически все экземпляры были потеряны в первые дни войны.

Главной задачей танка была транспортировка артиллерийских орудий.

Химические танки

Различные модификации танка получили название: ХТ (химический танк) или ОТ (огнеметный танк). Подразумевалось, что машины данной модификации будут заниматься огнеметанием, постановкой дымовых завес и химического заражения земли.

Т 26 химический танк
Огнеметный танк Т-26

Телетанки

Также получили название радиотанков. Бронемашин, которые управлялись на расстоянии и не имели экипажа внутри. На основе Т-26 было создано две модификации, которые действовали совместно:

  1. ТТ-26 – лёгкий химический танк, имевший на борту огнеметную установку, пулемёт, мог устраивать дымовые завесы.
  2. ТУ-26 (танк управления), который имел на борту танковую пушку 45-мм.

Данные машины использовались как во время советско-финской войны, так и во время ВОВ.

Состоял на вооружении

За 10 лет Т-26 смог зарекомендовать себя во множестве конфликтов, поэтому зачастую использовался в боях не только после поставок союзником, но и как военный трофей.

Т 26 легкий танк на вооружении
Танк Т-26 зарекомендовал себя во множестве конфликтов

Танк состоял на вооружении благодаря прямым поставкам СССР в таких странах, как:

  1. Испания (позже трофейные танки перешли в руки националистов, после свержения нацистского режима они продолжали стоять на вооружении армии Испании).
  2. Турция, получившая около 60 моделей, большинство 1933 года выпуска.
  3. Националистический Китай.

Также в качестве трофейной техники попал на вооружение:

  1. Финляндии (были захвачены в качестве трофеев во время советско-финской войны).
  2. Нацистской Германии, Венгрии, Румынии. Использовали трофейную технику, захваченную во время ВОВ.
Т 26 легкий танк Финляндии
Легкий танк Т 26 в Финляндии

Эксплуатация и боевое применение

Зачастую успешной эксплуатации мешали технические недоработки, ненадежные детали, а также особенности конструкции. Ещё одной проблемой была неправильная эксплуатация, а также то, что зачастую не хватало деталей и ремонтных бригад, что приводило к еще большим поломкам и уменьшению времени эксплуатации.

За свою историю танк Т-26 нашёл применение не только на родине, но и во множестве других регионов, подчас не только сражаясь наравне с противниками, но и значительно превосходя технику врага по характеристикам.

Благодаря широкой модернизации он имел множество способов применения, из-за чего использовался как в разных условиях, так и в различных регионах.

Гражданская война в Испании

В Испании в 1936 – 1939 гг. во время гражданской войны советские танки впервые столкнулись с немецкими Panzer I, а также итальянскими танкетками, имевшими только пулеметы на борту. Т-26 зачастую хватало брони для защиты экипажа. В бою это давало огромное преимущество, поскольку почти 300 поставленных из СССР танков имели не просто пулеметы, но и пушки.

Т 26 легкий танк в Испании
Танк Т 26 во время войны в Испании

Националисты использовали в боях гранаты и огненные бомбы с целью повреждения двигателей.

Бои у озера Хасан и на Халхин-Голе

Бои у озера Хасан показали, что брони танка уже недостаточно для 1938 года, и он ещё раз был модернизирован и усилен, стоит отметить, что в боях в основном были представлены модели с конической башней (более безопасной для экипажа).

Вскоре в боях на Халхин-Голе вскрылись и другие проблемы танка: заклёпки и неровная сборка у швов. Из-за этого японцам удавалось использовать против экипажа коктейли Молотова, а заклёпки таким образом превращались в опасное оружие для экипажа. Хотя 37-мм пушки японцев не могли пробить машины советской армии.

Советско-финская война

В советско-финскую войну танк уже устарел: тросовая система ненадежна, а бронирования не хватало. Поэтому было принято решение дополнительно усилить броню танка для защиты экипажа. Таким образом его броня достигала 40 мм и могла выдержать выстрел 45-мм орудия при дальности стрельбы более 400 м.

Т 26 легкий танк Советско-финская война
Танк Т 26 в советско-финской войне

Финнам принадлежит рекорд в длительности эксплуатации Т-26, они были списаны лишь в 1960-ом году.

Великая Отечественная война

К началу войны танки имели ряд уязвимостей, частые ремонты, а также изношенности двигателей и трансмиссий. Пришлось использовать для починки части уцелевших моделей. Большинство танков потеряли ещё на начальном этапе войны. Этому способствовало также и то, что попросту не хватало людей для ремонта техники.

Несмотря на трудности, Т-26 могли соперничать по бронебойности с немецкой техникой на первых этапах войны, хоть и уступали средним танкам Panzer III и Panzer IV в бронированности, скорости, мощности пушек.

После Битв за Сталинград и Кавказ танки применялись редко. Но до 1944 иногда использовались не только на передовых участках фронта, но и в тылах, а также в прорыве блокады Ленинграда.

Т 26 легкий танк ВОВ
Т-26 могли соперничать по бронебойности с немецкой техникой на первых этапах войны

Оценка проекта

Т-26 при правильном использовании – надежный и удобный для управления танк, что делало его эффективным в бою. Также это способствовало частому экспорту, а также желанию захватить танк во время боев, как трофейную технику.

Преимущества: двигатель и топливные баки отделены от кабины экипажа, что увеличивало выживаемость.

Стоит также отметить, что благодаря легкой для изменения конструкции, на базе танка появилось множество машин для различных потребностей армии.

А благодаря множественным модернизациям танк зачастую был сравним по характеристикам с техникой противника или даже превосходил её.

Но из-за слабого бронирования (характерного для двухбашенных моделей), несовершенств конструкции (как было при конфликтах с Японией), а также нехватки деталей и ремонтных бригад танк становился легкой мишенью для противников.

Т 26 легкий танк оценка
Танк зачастую был сравним по характеристикам с техникой противника и даже превосходил её

Сравнение с аналогами

Среди аналогов Т-26 занимал почётное место. Он заметно выигрывал у своего прародителя, «Виккерса», поскольку был в короткие сроки модернизирован.

Если сравнивать немецкие и советские танки на начало войны, то последний был эффективнее немецких Panzer I, II, 35(t) и 38(t) (которые составляли до половины фашистских войск на начало войны).

Но Т-26 проигрывал более поздним Panzer III и IV (средним танкам) по калибру орудия, максимальной скорости, толщине брони. Несмотря на это, он мог им эффективно противостоять.

Если же сравнивать с американским M3 Stuart, который также являлся лёгким танком и был сконструирован в 1938 – 1941 годах, то зарубежная машина выигрывает во многих характеристиках.

M3 Stuart
Легкий танк M3 Stuart

Сохранившиеся экземпляры

Большинство танков находятся в Москве (как стране производителе), Испании (поставлялись под заказ, а после стали трофейными), Турции (поставки под заказ) и Финляндии (трофейная техника).

Сохранившееся техника находится в различных музеях и училищах:

  1. В Пярнуском училище и Центральном музее ВОВ двухбашенные Т-26 (1931 года) с двумя орудиями.
  2. Также можно увидеть бронемашины 1933 года выпуска в музее Кубинки, музее «Прорыве блокады Ленинграда», в музее «Северо-Западного фронта».
  3. В иностранных музеях модификация Т-26 1933 года является самой популярной: их можно встретить в Финляндии, Испании, Турции. Кроме того, его можно встретить в Британии (в качестве трофея, ранее попавшего финским войскам).
  4. Плохо сохранившиеся модели находятся в Чехословакии, Франции и Монголии (по одной единице на каждую страну).

Т 26 легкий танк в центральном музее ВОВ

Танк Т-26 в массовой культуре

Т-26 в настоящее время не так популярен, как Т-34 «Танк победы» или Т-34-85, но несмотря на это, невозможно не замечать его главной роли на первых этапах Великой Отечественной войны.

Танк часто появлялся в искусстве: фильмах, книгах, видеоиграх, а также стали выпускаться коллекционные модели.

Стендовый моделизм

Популярность танк обрел и в моделировании. При моделировании собирается основа готовых наборов, а затем по усмотрению коллекционеров модернизируется (добавляется оборудование из последующих модификаций техники или же заменяются детали по желанию, перекрашиваются модели, изменяются согласно потребностям).

Самодельные модели, собранные по чертежам, менее распространены, но легче в изменении под нужды моделиста и состоят из текстолита, гетинакса (электроизоляционные прессованные материалы).

Т 26 моделизм
Танк Т 26 обрел популярность в моделировании

Т-26 в компьютерной и игровой индустрии

Танк попал и в многочисленные игры, затрагивающие период 30-ых – 40-ых годов.

Множественные модификации появлялись в популярных компьютерных, консольных и мобильных играх, таких как War Thunder и World of Tanks. Понятно, что в играх реализованы только некоторые модификации в силу трудности воспроизведения.

Т-26 сыграл ведущую роль в развитии военной техники XX века, особенно в контексте развития советской и мировой станкостроительной промышленности. Ему также принадлежит рекорд СССР по количеству выпущенных в довоенный период экземпляров. Значение в мировой истории 30-ых и начала 40-ых годов было огромно, хотя он и не справлялся с поставленными задачами.

А что Вам известно о этой машине? Поделитесь интересными сведениями!

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий