Танк т43: история разработки, ТТХ, конструкция, боевое применение, оценка проекта

Танк т43 Танки

Проект Т-43 в 1942 году внедрялся по заданию И. В. Сталина для модернизации Т-34М. Недавно начатый проект 34М уже не успевал за быстрым наращиванием у врага огневой мощи и защиты. Срочно приступили к 43-му проекту.

История создания Т-43

Задачей было увеличить защищенность – толщину брони – до 80 мм. Также требовалось получить скорость – до 50 км/час, гарантированный общий пробег до 2 000 км и достаточный обзор для экипажа. Силовая установка и ходовая часть должны были сохраняться.

Народный комиссариат обязывал разработать трехместную башню. В нем появилась командирская башенка ближе к корме. По параметрам танк Т-43 приближался к КВ, оставаясь средним танком и получая высокую скорость.

Первый танк Т-34, пройдя череду многих проектных изменений в конце 1930-х годов, пошел в серию в 40-м. А в середине февраля 41-го появились проработки его модернизации с двумя вариантами корпусов, похожих на КВ.

Танк т43 история
Танк т43

1941 год. В проекте поменяли места механика-водителя и стрелка-радиста. Удлинили башенный погон, изменив борта. Ввели 6 катков, уменьшив диаметр до 600 мм, поэтому появились 4 опорных катка. Перешли к торсионной подвеске вместо пружин. Торсионы раньше уже были в КВ (Т-50). Прорабатывали коробки на 6 и 8 ступеней.

Башня с башенкой командира и люками напоминала башню Т-50. Для орудия 76 мм возвращались к неподвижной бронировке, опять как в КВ-1. Предполагалась скорость 60 км/ч, которую комиссия предложила поднять.

По ходу изменений появлялись индексы Т-60, Т-34-Т, к апрелю с деревянным макетом появился индекс объект А-43. От лобового листа типа КВ-1 отказались, вернулись к верхней лобовой детали типа Т-34. Сильно менялся корпус. В башне квадратные люки поменяли на круглые. Погон увеличился до 1,7 м.

Рассматривались траки 450 мм и 480 мм, разрабатываемый дизель В-5 на 600 л. с. Лобовая и бортовая броня корпуса была 60 мм, в башне 50 мм. В итоге при 29 т скорость получалась 55 – 60 км/ч. Комиссия составила массу замечаний по корпусу, башне, боковым приборам. Были данные по новым немецким танкам, и предлагалось усиливать броню, при этом сохранять вес, как у серийного Т-34 (27,5т).

В мае 1941-го изменились башня и корпус, ходовая. Но новые двигатель В-5 и коробка с 8 ступенями были лишь в разработке. На конец лета был запланирован опытный образец. К 15 июня на полигоне Мариуполя испытали обстрелами броню. Корпус стал снова похож на серийный, погон вернули к 1,6 м.

Когда началась война, заводу № 183 в Харькове было не до больших модернизаций, в рамках которых производство модернизированных Т-34М перенесли на январь 1942-го в Нижнем Тагиле. В итоге, бумажному проекту Т-34М не хватило двух месяцев для реализации. Хотя промежуточные варианты сотнями выпускались, но в них перешли отдельные наработки.

Когда осенью 1941 года завод 183 полным составом вместе с А. А. Морозовым эвакуировался в Нижний Тагил, там продолжался выпуск серийных Т-34. В это время бои и новые немецкие танки показали, нужно переходить к значительному усилению – больше, чем в Т-34М. Таким образом, Т-34М 1941 года прекратил существование по следующим факторам:

  • В военное время сосредоточились на массовом выпуске отлаженных и достаточно грозных Т-34. Переключаться на полное освоение новой машины было бы ошибкой.
  • Планируемый для Т-34М новый дизель В-5 не был готов.
Танк Т-34
Танк Т-34

Но решения по отложенной версии прорабатывались, как и внедрялись отдельными элементами в серийный танк. Так, Сталин подписал Постановление ГКО 1879сс 5 июня 1942 о том, чтобы изготовить три варианта 5-скоростных КППП до 15 июля, испытать их до 15 августа на двух Т-34. В постановлении отмечалась плохая обзорность Т-34.

Эти решения с башней командира, 3-местной башней переносились с другими решениями в Т-34М варианта 1942 года, который с совсем новыми данными стал называться Т-43.

1942 год. Проект снова дорабатывали, увеличивая боекомплект. Пришли к 3-местной башне. Первый проект Т-43 Морозовым был запланирован на сентябрь 1942 года. В октябре позвонил Сталин, указал на срочное изготовление опытного образца. Но ГАБТУ КА на бумаге его подготовили только к концу октября, а на 183-й завод в Тагиле передали первым числом ноября. Оказалось, что их требования отличались от проекта Морозова.

После споров, в управлении исправили требования по указаниям Морозова, и сборка началась в декабре. Опытный образец собрали 16 декабря 1942 года.

При этом в проекте предусматривали максимальную унификацию. Танк Т-43 с серийным Т-34 имел 24 общие позиции по узлам и агрегатам. С другой стороны, на серийных Т-34 обкатывались многие агрегаты и узлы Т-43, чтобы выявлять детские болезни. Например, КПП с 5 скоростями прижилась в Т-34 навсегда. Был также создан их гибрид – Т-34С скоростной. К концу 1942-го работы по Т-34С прекратились, и продолжились активно по Т-43.

В готовом образце версии декабря 1942-го появились изменения. Вернулись к погону 1,4 м. Было 4 члена экипажа, командиру освободили путь в кабину, с передвижением гидроулавливателя. Стрелок-радист был упразднен, его место слева убрали, вернули сюда водителя, справа за плитой отвели место баку для 500 л топлива. Люк мехвода снова убрали – опять ему затруднительно эвакуироваться, зато повысилась надежность лобовой брони. Из неподвижного курсового пулемета нужно было стрелять мехводу. На корпусе была 75-мм лобовая броня, 60 мм на корме и бортах. Лобовая на башне была 90 мм. Это было похоже на КВ-1.

Зимой 1943-го Т-43 прошел более 3 тысяч км. Несмотря на выявленные дефекты, он был надежнее опытных КВ-13, ИС-1 и 2, испытания которых проходили параллельно. Общее впечатление комиссии было положительным. Но замечаний было много. Механику было мало обзора. Неудачной была командирская башня, так же как и место командира сразу за пушкой. В начале 1943-го у серийного Т-34 вес достиг 30,5 т, а у Т-43 он приблизился к 33 т. Удлинилась башня, ее оборудовали портами под стрелковое оружие экипажа.

В итоге, образец Т-43 обогнал по весу Т-34 на 1,7 т. Но по броне, многим параметрам, превзошел КВ.

Т-43
Танк Т-43 обогнал по весу Т-34

Доработки утвердили в начале апреля 1943 года. Нужно было сместить влево башню командира, ввести пулемет на курсе, обеспечить водителя своим люком (до этого влезал через башню). Всего 12 замечаний, среди них – увеличить калибр орудия, усиливая общее вооружение. В старой башне это было невозможно. Требовалось расширить башенный погон снова до 1,6м. Нужны были гусеницы с цевочным зацеплением, новая радиостанция.

Новую машину назвали Т-43-II, и она стала лучше Т-34-76. В сентябре 1943 на одну машину ставили 85-мм орудие Д-5Т-85, что послужило примером для Т-34-85. Но проект Т-43 уже остановили.

Это стало роковым моментом. Приступать к новым испытаниям и готовить в серию не стали. Пришли к более простому и быстрому варианту.

Параллельно с Т-43 испытывали Т-34 с нововведениями. Теперь на него решили поставить 85-миллиметровое орудие: таким образом перешли к проекту Т-34-85.

Производство

После первого опытного образца в декабре 1942 года, в 1943-м зимой – весной изготовили еще два. Всего изготовлено три опытных машины. С учетом обстановки и нехватки времени на освоение Т-43 не принимался на вооружение, его серийное производство не начиналось.

Он был готов к серийному производству в июле 1943 года. Опытные образцы даже поучаствовали в боях. Но с производством проект опоздал. К началу Курской битвы с немецкими «Тиграми» и «Пантерами» его 76-мм пушки уже было мало. Начинать новое проектирование просто не имело смысла.

Взамен серийный Т-34 оснастили 85-мм орудием и пустили в серийное производство.

Башня Т-43 отлично легла на Т-34 и подходила для установки в нее уже необходимого 85-мм орудия. Было проще установить такую башню на Т-34 с новой пушкой, чем заново осваивать производство Т-43.

Поэтому Сталин сказал Морозову, что тот создал хорошую машину, но хорошая уже есть – Т-34. И задача увеличить выпуск улучшенных Т-34, но не готовить выпуск новых.

Т-43 производство танка
Всего было изготовлено три опытных машины Т-43

Конструкция танка

У Т-43 классическая компоновка с башней посередине корпуса. Боевое отделение в средней части корпуса, управление впереди, МТО в корме. Корпус – сварная броневая коробка. Башня литая, имеющая сварную крышу.

Конструкция танка проектировалась с максимальной унификацией по узлам Т-34.

Броневой корпус и башня

Толщина брони корпуса лобовая равнялась 75 мм, по бортам и на корме – 60 мм. На дне – 20 мм, на крыше – 30 мм. Лобовая броня башни – 90 мм.

Двигатель и трансмиссия

Дизель В-2-34 V-образного типа с 12-цилиндрами, жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском. Позже стояла подвеска на независимых торсионах.

Опорные катки – по 5 на каждой стороне, двухскатные, имеющие резиновую ошиновку. Ведущее колесо зубчатое – сзади.

Т-43 трансмиссия

Вооружение

Пушка Ф-34М 76 мм с нарезным стволом длиной 41,6 калибра, 82 заряда. Пробовалась Д-5Т-85 калибром 85 мм. Пулемет ДТ 7,62 мм.

Средства наблюдения и связи

Оснащался телескопическим прицелом ОП-1, ПТ-4-7, ТМФД-7 и радиостанцией 9РС.

Тактико-технические характеристики

  • тип – средний танк;
  • вес боевой – 34 т;
  • экипаж – 4 человека;
  • длина (с пушкой) х ширина х высота – 6 900 (8 100) х 3 000 х 2 580;
  • мощность дизеля – 600 л. с.;
  • скорость – 50 км/ч на шоссе, 30 км/ч в поле;
  • запас хода – 280 км;
  • преодолевал преграды – ров 2,5 м, брод 1,3 м.
Т-43 характеристики
Средний танк Т-43 имел вес 34 т. и вмещал экипаж 4 человека

По проходимости и запасу хода уступал «тридцать четверке» из-за большего веса и усиленного давления на грунт.

Боевое применение

Три опытных машины были направлены в сотую танковую роту на Центральном фронте с начала августа по начало сентября 1943 года. Командир роты отлично охарактеризовал машины. А командир одного танка с экипажем получили правительственные награды за уничтоженные вражеские орудия и бронетехнику.

Все Т-43 получили попадания (в один – 11 зарядов). При этом все машины оставались в строю. Но со всеми достоинствами, со своей пушкой к новым «Тиграм» танк готов не был.

Оценка проекта

Несмотря на отличные характеристики, он сильно задержался. Во многом вина была на главном конструкторе А. А. Морозове. Он отказался от широкого погона версии 41-го года, и долго пытался втискивать все характеристики в узкий. После 3000-километрового пробега на испытаниях, отлично показала себя торсионная подвеска, позже внедренная на Т-34.

Т-43 оценка
Морозов отказался от широкого погона Т-43 версии 41-го года и танк сильно задержался

Конструктор не вводил широкий погон, потому что это добавляло 2 т веса, что для среднего танка – много, усиливалась нагрузка на ходовую. К широкому погону все равно вернулись, но отличный проект опоздал почти на год.

Сохранившиеся экземпляры

Данных на сегодняшний день не осталось. В музеях бронетанковой техники в Кубинке и Нижнем Тагиле они не значатся. Вероятно, после месяца участия в боях они могли использоваться для комплектации новых танков Т-34-85 благодаря унификации узлов.

Эта боевая машина получили отличные характеристики, но опоздала по времени. Активные боевые действия не самое удачное время для освоения нового производства. Но это не значит, что работа над танком была напрасной. Многие его решения, в том числе башня, торсионная подвеска, пошли в серийное производство Т-34-85.

А что Вам известно об этой боевой машине? Поделитесь интересными сведениями!

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий