Танк тигр 131: история, захват противником, ремонт и сохранение танка

Танк тигр 131 Танки

Непробиваемая броня, мощное орудие и огромные размеры сделали его легендой своего времени. Он вселял ужас в сердца танковых экипажей союзников. Что же о нем известно на сегодняшний день?

Что известно о Тигр 131

Разработанный в 1941 году компанией Henschel & Sohn (которая помимо танков производила также самолеты), «Тигр» стал немецким ответом на советский Т-34. Это был средний танк, с которым вермахт столкнулся во время вторжения в СССР в июне того же года.

Немецкий танк весил почти 58 тонн, был сильно бронирован, а его пушка имела калибр 88 мм – небольшой для современной бронетехники, но во Второй мировой войне это был грозный противник для танков союзников, чьи пушки имели меньший калибр и чья броня не могла противостоять огневой мощи «Тигра».

История создания и эксплуатация

Он был построен в Касселе на юге Германии. Корпус был изготовлен фирмой Henschel, а башня – фирмой Wegmann AG. Строительство танка завершилось в феврале 1943 года. Он был отправлен в Тунис между 12 марта и 16 апреля 1943 года.

Танк тигр 131 история
Танк тигр 131 был создан в Германии

Первое появление «Тигра» в бою состоялось в сентябре 1942 года во время блокады Ленинграда, где его большие размеры оказались непригодными для передвижения по лесистой местности, ограничиваясь уже подготовленными тропами.

Западные союзники впервые столкнулись с «Тигром» в Тунисе в марте 1943 года. Этот танк оказался очень эффективным на открытой местности Северной Африки, где он также обеспечивал хорошую защиту пехоты. Западные союзники смогли уничтожить первый «Тигр» только 20 апреля 1943 года, причем сделали они это не танками, а батареей противотанковой артиллерии британской армии.

В 1951 году танк передали в Бовингтонский танковый музей, основанный в 1947 году на юго-западе Англии. В период с 1990 по 2003 год он был вывезен из музея и подвергся капитальному ремонту, в ходе которого на него установили двигатель от танка Königstiger. После этого он стал единственным действующим «Тигром» из девяти, сохранившихся до наших дней, и из более чем 1 300, построенных во время Второй Мировой войны.

В 2014 году «Тигр 131» появился в фильме «Ярость» с Брэдом Питтом в главной роли. Это был первый случай за последние 64 года, когда в фильме появился настоящий «Тигр» (обычно в фильмах используются модифицированные советские танки Т-55).

Конструкция

Он создавался как глобальная версия «Тигр 1», поэтому конструкция у них была одинаковая. Использовались многие компоненты, изначально разработанные для других танков.

Среди них были детали от VK36.01: рулевой механизм, бортовые передачи, подвеска, амортизаторы, отбойные упоры, ведомое колесо, дисковые колеса и ведущие звездочки. От VK36.01 (H) достались кованые цельные рычаги дорожного колеса, ведомое колесо с удаленной резиновой шиной и ступицей из бронированной стали, а также оси ведомых колес.

Была увеличена броня и огневая мощь. Прочие особенности конструкции:

  • водонепроницаемая моторная палуба и отсек на глубине 4,5 м;
  • система охлаждения выхлопных газов и трансмиссии двигателя;
  • привод башни (от главного карданного вала);
  • топливная система с 4 топливными баками объемом 348 литров, включая броневую плиту толщиной 8 мм над верхними топливными баками внутри корпуса;
  • телескопическая труба воздухозаборника;
  • новые амортизаторы и отбойники для первого и последнего колес;
  • багажник для 92 патронов калибра 8,8 см;
  • держатели инструментов;
  • радиоустановка – радиостанция FuG 5 в стандартной комплектации для всех машин, а также FuG 2 для машин командира взвода;
  • гидравлический насос и трубопроводы для бронированного щита;
  • трюмный насос;
  • третье резиновое колесо на каждую ось;
  • оригинальные гусеницы шириной 520 мм, которые отличались для левого и правого борта, были объединены в единую конструкцию гусениц для обоих бортов шириной 725 мм, чтобы справиться с возросшей массой танка;
  • изменения в рулевом механизме L600C для устранения наименьшего радиуса поворота.
Танк тигр 131 конструкция
Схема танка Тигр 131

Благодаря улучшениям, он, как правило, выходил победителем в схватке, и решающими факторами становились его броня и пушка.

Тактико-технические характеристики

Страна использования Германия
Количество произведенных единиц 1 354
Основное орудие 88-мм пушка
Вспомогательное вооружение два 7,92-мм пулемета
Экипаж 5 человек
Вес 57 тонн
Скорость 40 км/ч
Броня 102 мм
Полное название Sd Kfz 181 Panzerkampfwagen VI Ausf E
Страна производства Германия

Захват танка противником

29 апреля 1943 года танки «Черчилль» из 48-го Королевского танкового полка британской армии столкнулись с «Тигром» у Джебель-Джаффа в Тунисе. Немецкий танк принадлежал 504-му тяжелому танковому батальону.

Обладая менее мощными орудиями, чем их противники, британские танки не смогли уничтожить «Тигр», но сделали три попадания, выведя из строя его башню. Экипаж покинул его практически невредимым.

Именно он стал первым захваченным танком такого типа, и это событие было отмечено средствами массовой информации стран-союзниц. Король Георг VI и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль лично осмотрели его в Тунисе, где он был отремонтирован и выставлен в качестве военного трофея до отправки в Великобританию в октябре 1943 года.

Ремонт и сохранение танка

Когда «Тигр» прибыл в Школу танковых технологий, была продолжена обширная работа по технической оценке, и были подготовлены подробные отчеты о его конструкции и характеристиках. В итоге танк «Тигр 131» стал собственностью Министерства снабжения, а 25 сентября 1951 года передан в Танковый музей.

Танк тигр 131 в музее
Танк Тигр 131 в танковом музее

«Tiger 131» оставался в экспозиции до июня 1990 года, когда начались работы по его восстановлению. Эти работы были выполнены музеем и организацией по ремонту армейских баз и включали в себя полную реконструкцию танка.

Чтобы вернуть 131-й в рабочее состояние, на него установили двигатель Maybach HL230 от бовингтонского «Tiger II». Работы были завершены к концу 2003 года, и в декабре того же года «Tiger 131» был возвращен в музей, став единственным ходовым «Tiger» в мире.

С тех пор «Tiger 131» поддерживается в рабочем состоянии, а в 2012 году был проведен ремонт стоимостью 80 000 фунтов стерлингов, и теперь он является звездой мирового масштаба в главном танковом музее Великобритании.

Впервые поступивший на вооружение 502-го тяжелого танкового батальона и развернутый под Ленинградом, а также единственный ходовой экземпляр, хранящийся в Бовингтоне, «Тигр» служил по меньшей мере в десяти батальонах немецкой армии, трех дивизиях СС и различных специальных боевых группах.

Хотя экипажи «Тигр» никогда не были непобедимыми, они вели свою войну на всех основных театрах военных действий Германии с сентября 1942 года до ее капитуляции.

Оценка проекта

В некотором роде он появился случайно, взяв части от других проектов и объединив их в один. При проектировании броня была внушительной, но по ходу войны она стала менее грозной.

Даже в самых благоприятных условиях он не мог похвастаться проходимостью – у него возникали механические проблемы. Они усугублялись износом в ходе длительных маршей, в результате чего многие машины просто ломались и их приходилось бросать или уничтожать силами экипажа.

Последнее слово о «Тигре» принадлежит британцам, которые в 1944 году подвели итог серии весьма продолжительных технических, научных и практических исследований и оценок танка, заявив:

«Тигр 131 с его тяжелой броней, вооружением двойного назначения и боевыми качествами – это, по сути, отличный танк, и, несмотря на отмеченные недостатки, он значительно превосходит все танки, которые мы испытывали. Его самым большим недостатком, вероятно, является ограничение подвижности из-за веса, ширины и ограниченного радиуса действия. Если брать все в целом, то это очень грозная боевая машина, которую нельзя было недооценивать».

А что Вам известно об этой грозной машине? Поделитесь интересными фактами!

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий