«Летающий Калашников» – одно из лучших достижений советских авиаконструкторов. Модели МиГ находились в использовании армии СССР с конца 50-х и до 1986 года. Прослужить более полувека в период гонки вооружения – многое значит. Миг-21 оказался самым востребованным сверхзвуковым истребителем за эти годы.
Прототипы для реактивного самолета МиГ-21
В 1957 году А. Бурунова назначили главным конструктором. На его плечи перенесли всю ответственность за проектирование, постройку и испытания истребителей.
- Первая версия будущего МиГа имела стреловидное крыло. Для Е-1 когда-то хотели разработать и отдельный двигатель, но не уложились в срок.
- Второй образец имел такое же стреловидное крыло и был поставлен на двигатель МиГа предыдущего поколения, поэтому Е-2 мог держать скорость 1700 км/ч. На Е-2А был поставлен двигатель нового поколения, который позволял удерживать скорость до 1900 км/ч.
- Третий вариант разрабатывался параллельно со второй – в нём так же использовали двигатель модели АМ-9Б, но уже на треугольном крыле. Многорежимный воздухозаборник позволял Е-4 набирать скорость до 2000 км/ч. Дальнейшее усовершенствование именно этой модели привело к появлению самолёта МиГ 21 в том виде, в котором все его знают.

История создания истребителя Миг-21
СССР был необходим самолёт, который бы мог перехватить вражеские бомбардировщики и вести сражение с истребителями противника. Перед Буруновым стояла задача сделать универсальную машину, и за основу было решено взять вариант истребителя Миг-15, хорошо показавшего себя в Корейской войне.
Изготавливали самолёт из алюминия и его сплавов – необходимо было сохранить лёгкость модели при её больших, относительно человека, размерах. Детали между собой соединялись в основном заклёпками, сварка и другие способы соединения не использовались или использовались в минимальном количестве. Крыло сделали тоньше, чем у предшественника, а также поставили всего один двигатель, что не помешало истребителю МиГ-21 стать одним из лучших в своём деле.
В планах у инженеров было серийное производство параллельного проекта (на базе Е-2) со стреловидным крылом, но эти планы в жизнь так и не воплотились.
Описание конструкции МиГ 21
Одноместный среднеплан с крылом 57 градусов по передней кромке. На крыльях стоят аэродинамические гребни, придающие большую устойчивость самолёту при высоких углах атаки. Крыло состоит из 2 консолей с одни лонжероном, на каждой консоли имеется по 2 бака для топлива. В некоторых версиях МиГ-21 было до 13 топливных баков.

Часть нагрузок в себе несёт фюзеляж, а другая часть перекладывается на силовые элементы в каркасе истребителя. Такой тип фюзеляжа называется полумонокок. Двигатель Миг-21 находится в хвосте и ограждён стальной пластиной – это один из способов обезопасить двигатель от пожара. А воздухозаборник, через который свежий воздух направляется в двигатель, находится на носу МиГа.
Кроме того, на носу находится ещё и конус, выполняющий две функции: во-первых, он регулировал силу потока воздуха, поступающего в двигатель самолёта, а во-вторых, там находилась антенна радио-прицела.
Интересно, что в зависимости от скорости истребителя конус занимал разные позиции. На небольших скоростях он находился внутри кабины и, чем сильнее развивалась скорость, тем сильнее конус выходил из кабины наружу.
В гермокабину воздух попадал через компрессор, который повышал плотность кислорода на большой высоте, что давало возможность пилоту свободно дышать. В кабине находились также терморегулятор, позволяющий изменять температуру и анти-обледенительная система, для омывания лобового бронестекла ото льда.
Шасси Миг-21 было трёх опорным. Убирались с помощью гидравлической системы против потока воздуха и только при аварийном выпуске с помощью воздушной системы. Все колёса шасси МиГа тормозные.
Технические характеристики
МиГ-21 бис, выпущенный в 1972 году, является четвёртой и последней серийной версии. Считается, что это самая совершенная модель из всех МиГов из 21 линии. Его характеристики следующие:
- Вес незагруженного самолёта составлял 5 460 кг.
- Максимальная взлётная масса была чуть выше 10 000 кг, из которых 2750 занимала масса топлива.
- Тяга самолёта на реактивном двигателе составляла 6 850 кг/с, без реактивного двигателя – 4 100 кг/с.
- Максимальная тяга на форсаже была зафиксирована на отметке 7 100 кг/с.
- У земли МиГ мог разогнаться до 1 300 км/ч, а в воздухе максимальная скорость была зафиксирована 2 230 км/ч. Крейсерскую скорость МиГ держал на 1 000 км/ч, а посадочная скорость – 260 км/ч.
- На вооружении у МиГа было 3 ракеты типа «воздух-воздух», 2 ракеты «воздух-поверхность», 1 встроенная пушка калибром 23 мм, неуправляемые авиационные ракеты калибра 57 мм и 270 мм, а также свободнопадающие бомбы различных форм и видов весом вплоть до 1 тонны.
- Длина истребителя МиГ-21 составляет 14,10 метров, высота 4,71 метра. Размах крыла 7,15 метров.
- Дальность полёта истребителя – 1 210 км.

Модификации Миг-21
Опираясь на опыт лётчиков, вернувшихся со сражений во Вьетнаме, конструкторы продолжали совершенствовать истребитель.
Первое поколение
- МиГ-21Ф – фронтовой истребитель, созданный в 1959 году. Среди вооружения две пушки калибром 30 мм, 16 неуправляемых ракет С-5, С-24 или бомб. Собрано около 83 самолётов.
- МиГ-21Ф-13 – 1960 год. Появляется возможность устанавливать на подкрылки управляемые ракеты типа «воздух-воздух». Увеличен запас топлива за счет демонтажа одной пушки. На этом истребителе в 1961 году был установлен абсолютный рекорд высоты 34714м.
Второе поколение
- МиГ-21П – в 1960 году у МиГов появляется радиолокатор и система управления истребительной авиацией «Воздух-1». Снята вторая пушка, оставлено лишь две управляемые ракеты К-13.
- МиГ-21ПФ – 1961 год. Добавлен всепогодный перехватчик, установлены усовершенствованные модели двигателя, радиолокатора, прицела.
- МиГ-21ПФС – в 1963 году инженеры решили, что истребителю необходима возможность использования грунтовых аэродромов. Буква «С» в названии переводится как «сдув пограничного слоя». Применение этой технологии позволяет сократить пробег почти на полкилометра, а посадочную скорость на 20 км.
- МиГ – 21ПФМ – вновь возвращается возможность подвешивания пушки, дорабатываются радиолокационные прицелы, устанавливается перископ, совершенствуется катапультное кресло и новая система радиолокационного опознавания.
- МиГ – 21Р – в 1965 году появляется модель МиГа предназначенная для разведки. На специальный держатель крепится контейнер, в котором хранится различное разведывательное оборудование.

Третье поколение
- МиГ-21С – 4 управляемые ракеты, гондола ГП-9, пушка ГШ-23, новейшая модель автопилота, усовершенствованная система наведения на цель и датчик, предупреждающий об облучении.
- МиГ-21СН – буква «Н» обозначает термин «носитель», так как данная модель предназначалась для переноса атомной бомбы.
- МиГ-21СМ – в 1968 году на модель МиГа поставлен модернизированный двигатель, обладающий большим запасом газодинамической устойчивости. Кроме того, присутствует несколько режимов реактивной тяги. Модель отличается улучшенными характеристиками разгона и скороподъёмности.
- МиГ-21БИС – последняя и самая совершенная модель в своей линейке. Увеличена скороподъёмность, уменьшены топливные баки ради улучшения аэродинамики истребителя и вновь усовершенствовано оружие.
Отдельного упоминания стоят и учебные двухместные МиГи. Среди тренировочных моделей были такие, которые предполагали отработку манёвренности, скорости, стрельбы, правильного катапультирования, разведки и многого другого.
Практически под каждую задачу военного лётчика была разработана отдельная модель МиГа.
Боевое применение
Первое сражение с применением Миг-21 произошло во время Вьетнамского конфликта в 1966 году. Появление этого истребителя стало переломным моментом и спустя всего два года поступило предложение о мирных переговорах.
Специальные экспортные модификации МиГа использовались также во время конфликта между Индией и Пакистаном. Потери самолётов Пакистана были в 2-3 раза больше потерь Индии, для которой было собрано несколько МиГов.
В 1973 году противостояние Сирии и Израиля, противники вновь несли огромные потери воздушных единиц, в то время как МиГ занимал место самого манёвренного истребителя на всём воздушном пространстве.
Среди сражений, в которых участвовал МиГ-21 можно назвать:
- Защита воздушного пространства ГДР в 1974 году;
- Война во Вьетнаме в 1966 году (примерно 1300 боевых вылетов за весь период войны);
- Арабо-Израильский конфликт 1966 года;
- Шестидневная война;
- Война на истощение 1969 года;
- Октябрьская война 1973 года;
- Бой за гору Хермон в 1974 году;
- Война в Ливане 1976 год;
- Индо-Пакистанский конфликт 1971 года;
- Защита Советско-Иранской границы в 1973 году;
- Египетско-Ливийская война;
- Война в Анголе 1976 года;
- Эфиопо-Сомалийская война;
- Афганистан 1995 год;
- Ирано-Иракская война в 1980-х годах;
- Гражданская война на Шри-Ланке в 1987 году.

На счету МиГов не только эти, но и множество других сражений, не менее важных и памятных. Каждый вылет истребителя МиГ-21 приносил победу своему пилоту независимо от места и времени сражения.
Интересные факты
- Истребитель МиГ-21 использовался в качестве военной техники в 65 странах мира
- Пилоты 4477-ой эскадрильи писали в бумагах, что «МиГ-21 – супер-самолёт. Смотрится отлично и летает великолепно».
- В 1963 году во время разработки МиГ-21 инженеры пытались приделать к шасси самолёта лыжи для более мягкой посадки на грунтовых дорогах. Позже эта идея была использована при создании СУ-7БКЛ.
МиГ-21 до сих пор находится в списках вооружения ряда стран. Считается, что на сегодняшний день есть около 2 000 моделей этих истребителей, готовых к боевым действиям.
Легенда. Достаточно сказать, что в некоторых странах, в том числе в странах бывшего Варшавского договора, они до сих пор стоят на боевом посту. А в других их используют в качестве целей во время воздушных боев.
Истребитель явно был прорывом для своего времени. Он до сих пор используется в некоторых странах, но сейчас его заменили более современными модификациями, более быстрыми и надежными.