Значительная часть военной техники построена на основе концепций прошлого. Порою, учитывая ошибки прошедших лет, не удается воплотить мечту. Конструкторы и ученые ломают головы над своим творением, прежде чем выйдет что-то стоящее. Такое происходит и с авиацией. Новинки боевой техники в начале пути имеют многочисленные недостатки, которые нужно доработать. Только не в случае с самолетом МиГ-21СМТ. Этот истребитель стал примером того, что можно создать стоящие образцы боевого истребителя, если приложить нужные усилия. Чем же запомнилась знаменитая «Чебурашка»?
История советского истребителя МиГ-21СМТ
Разработка машины началась еще в далекие 1950-е, когда страна нуждалась в истребителях третьего поколения. Это один из массовых самолетов своего времени. ОКБ Микояна занималось модернизацией МиГ-21, так как страна нуждалась в подобной технике.
Проектировку истребителя доверили А. Г. Брунову в 1957 году. Он пытался учесть многие факторы, которым должна была соответствовать будущая машина: маневренность, размещение ракетно-пушечного вооружения, скорость полета. Конкурентом МиГ-21 считался американский F-104.

Изначально были построены прототипы Е-2 и Е-4, последний из которых хоть и прошел испытания, но нуждался в серьезной доработке. Так и появился Е-5, который позднее получил наименование МиГ-21. Свой первый полет самолет совершил в январе 1956 года. В скором времени его приняли на вооружение.
Производство и модернизация МиГ-21 СМТ
Версия СМТ появилась в 1971 году, когда самолет стал вмещать в себя дополнительное топливо. Увеличенный запас горючего позволил выполнять задачи более длительное время.
Однако стоит заметить, что модификации предшествовал МиГ-21СМ, где был установлен более мощный двигатель Р-13-300, встроена пушка ГШ-23 Л. МиГ-21 СМТ прозвали «Чебурашкой» из-за его горбинки на фюзеляже пилота.
В том же 1971 году была выпущена первая партия из 116 машин. Правда, вскоре после этого выявили серьезные недостатки: самолет стал тяжелее, из-за чего маневренность ухудшилась. Всего была выпущена 281 боевая машина. Но они не привнесли заметный вклад в историю советской авиации. Надежды военных летчиков не были оправданы.
Летно-технические характеристики
- максимальная скорость: 2 200 км/ч;
- продолжительность времени виража: 36 сек;
- максимальный потолок высоты: 16 000 м;
- вес взлета/ макс: 10 000 кг;
- двигатель: Туманский Р-13Ф-300;
- система охлаждения: воздушная.
Помимо тормозных щитков, позволяющих сбросить полетную скорость, самолет был оснащен тормозным парашютом. Последний позволял уменьшить остановочный путь на взлетной полосе.

Особенности конструкции
От своих предшественников МиГ-21 СМТ отличался большим накладным топливным баком, емкость составляла девять сотен литров. Общий запас топлива вырос до значения более 3 000 литров.
Замене подлежал и двигатель. Теперь на машину был установлен Р13Ф-300. Это позволило увеличить тягу по сравнению с силовой установкой предыдущих моделей.
Вооружение самолета состояло из пушки ГШ-23 Л (общий боекомплект 200 снарядов), ракеты класса «воздух – воздух» Р-60 и ее модификаций, а также класса «воздух – земля» С-24. Помимо этого на МиГ-21 размещались авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.
Преимущества и недостатки истребителя
Преимущества;
- увеличенный запас топлива по сравнению с другими модификациями;
- установлена более серьезная силовая установка (Р-13Ф-300);
- наличие «чрезвычайного форсажа»;
- высокая скорость полета.
Недостатки:
- установка дополнительных топливных баков стала причиной ухудшения управляемости и маневренности МиГ-21СМТ;
- неоправданные ожидания военных, которые возлагались на самолет; как следствие было выпущено незначительное количество для нужд ВВС СССР;
- высокий расход топлива.
Боевое применение МиГ-21СМТ
Сверхзвуковой самолет МиГ-21СМТ применялся не только в качестве истребителя, но и носителя тактического ядерного оружия. Так, например, в составе ГСВГ в частях 16-й воздушной армии размещалось 9 истребительных полков.
Советские самолеты защищали воздушное пространство страны от вторжения американских и иранских летательных аппаратов. В ноябре 1973 года СМТ, пилотируемый капитаном Геннадием Елисеевым, протаранил иранский разведчик. По итогам столкновения пилоты «Фантома» катапультировались, но советский летчик, к сожалению, погиб.
Модификации МиГ-21 активно участвовали в боевых действиях во многих уголках земного шага: война в Корее, Индо-Пакистанский конфликт, война в Анголе, Ирано-Иракский конфликт и другие.
Активно советские истребители применялись в войне Судного дня, ими управляли сирийские и египетские пилоты. Машина хорошо показала себя против израильских «Миражей». Правда, порою квалификация арабских пилотов оставляла желать лучшего.
Не лишним будет упомянуть и об участии МиГ-21 в войне в Афганистане. Большая часть боевых вылетов была совершена именно данными истребителями, так как основу авиапарка советских ВВС в Афганистане составляли МиГи. Всего было потеряно двадцать машин. Советские эксперты не учитывали потери афганских коллег.
После окончания войны в Афганистане и прихода к власти талибов в стране началась гражданская война. Противоборствующие стороны активно применяли МиГ-21 в боевых столкновениях. В итоге ВВС Талибана на момент 2001 года имела в своем распоряжении восемь исправных машин. Большая часть истребителей была уничтожена американской авиацией.
Самолету также принадлежит абсолютный рекорд набора высоты. Так, в конце апреля 1961 года летчик Мосолов достиг потолка в 34 714 метров, и таким образом Михаил Константинович на личном примере показал преимущество МиГ-21 над американскими машинами.
Вплоть до 1986 года СССР производил на экспорт МиГ-21 и поставлял его в различные страны. Это был один из самых массовых истребителей своего времени.
Версия СМТ за рубеж не экспортировалась. Для дружественных стран был изготовлен вариант МТ. Всего на заводе «Знамя труда» было произведено пятнадцать единиц, но ни одна из них не была поставлена за границу.
Оценка проекта
Самолет был одной из версий истребителя МиГ-21. В свое время на машину возлагались большие надежды, так как увеличенный запас топлива способствовал большему времени полета. В итоге это стало главным недостатком техники: как итог, вырос вес, снизилась управляемость, что потребовало установки более мощного двигателя.

Позднее было найдено простое решение – уменьшение объемов дополнительных баков. Количество выпущенных машин говорит о том, что возможности СМТ были переоценены. Возможно, это была одна из самых неоднозначных модификаций для своего времени.
Самой последней версией МиГ-21 стал прототип БИС. В нем были исправлены все недостатки предшественника. Главной особенностью техники стала улучшенная РЛС «Сапфир», новая система навигации и автоматического самоуправления.
Помимо самолета изменялось и его вооружение. В начале 1970-х появилась ракета Р-13М с тепловой головкой самонаведения. Часть БИС оснащалась подвеской для несения ядерных зарядов.
Еще долгое время истребители МиГ-21 остаются на вооружении многих государств: Сирии, Анголы, Кубы, КНДР, Ливии, Хорватии, Кубы, Индии и других. Многие бывшие эксплуатанты получили технику в период 60 – 70-х годов.
Почти полвека истребитель стоял на вооружении стран Восточной Европы, Азии и Африки, а где-то и продолжает нести свою службу. На сегодняшний момент самолет безнадежно устарел. Чтобы продлить срок эксплуатации, проводится его дальнейшая модернизация.

МиГ-21СМТ хоть и был выпущен малыми партиями и не экспортировался за рубеж, но он честно выполнял свою задачу по охране воздушного пространства и границ СССР.
Он имел недостатки, но вместе с этим обладал некоторыми преимуществами, которые перекочевали к последователям в процессе дальнейшей модернизации. У экспертов неоднозначное мнение касаемо СМТ. Некоторые утверждают, что машина имела потенциал.
Однако тот факт, что было выпущено малое количество этого прототипа, говорит о том, что машина не была популярна в армии. Более перспективной считалась версия БИС, которых было произведено более двух тысяч.
В итоге хочется сказать, что самый массовый самолет своего времени МиГ-21 успел поучаствовать в конфликтах второй половины двадцатого столетия и зарекомендоваться с лучшей стороны.

Порою МиГ выходил победителем из схваток, где победа казалась невозможной. Американцы всерьез опасались главного конкурента и старались избежать боевого столкновения. Советское небо было под надежной защитой.
А что Вам известно об этой боевой машине? Поделитесь интересными фактами!