Морской защитник МиГ-29К (МиГ-29Куб): описание палубного истребителя, кабина, двигатель, модификации, история конструкции

МиГ 29 к Истребители

Легендарный истребитель советских времен МиГ-29 был создан в 1970-х годах. Некоторые противники недооценивали советскую боевую промышленность, но легкий сверхзвуковой самолет доказал свое превосходство. Самолет способен сопровождать и прикрывать бомбардировщик от противников. Современная аппаратура, установленная на борту, позволяет легко вычислять противников. Самолет маневренный, а при определенных фигурах пилотажа способен скрыться с радаров.

История создания истребителя МиГ-29К

Разработчики в СССР всегда стремились создавать технику, превосходящую НАТО. ОКБ Микояна, Сухого, Яковлева, Гуревича следили за новыми разработками США, Франции, Германии, чтобы ни на шаг не отставать в военной авиационной технике.

В 1969 году было принято решение спроектировать новый истребитель с названием МиГ-29. Разрабатывать новый легкий и маневренный самолет в ОКБ Микояна начали с 1974 года.

В 1977 году состоялся первый полет МиГ-29, где советским конструкторам удалось доказать превосходство над зарубежными аналогами. Но не все так гладко, как казалось: в ходе эксплуатации случились две авиакатастрофы. После этого инцидента серийное производство отложили. Требовалось много доработок, которые удалось совершить и запустить истребитель в массовое производство в 1982 году.

МиГ 29 к история
В 1977 году состоялся первый полет МиГ-29

Производство самолетов было налажено на авиазаводе «Знамя труда» в Москве. Для боевого снаряжения МиГи отправляли на авиабазу «Кубинка».

Истребитель выпускался в разных модификациях и даже производился на экспорт. Проектировщики выпустили не только палубные боевые самолеты, но и учебные версии.

Начиная с 1982 года было произведено 1 600 единиц техники. Всего в авиапарке ВВС РФ примерно 270 самолетов МиГ-29. Производилась техника также на авиазаводе в Нижнем Новгороде.

Серийное производство и экспорт МиГ-29Куб

Сверхзвуковой истребитель используется не только в ВВС России, но и в других странах мира. Старые версии МиГов постепенно списывают, а на замену приходят новые модификации, имеющие более широкие возможности.

Например, одной из новых версий является МиГ-29СМТ. Важно отметить, что данную модификацию закупил Алжир в количестве 24 единиц. Но спустя время самолеты вернули.

Причиной возврата оказались низкого качества узлы и прочие детали. Алжирские представители власти также утверждали, что на самолетах используются детали, бывшие в употреблении, однако российская сторона этот факт отрицала. В итоге, истребители, предназначенные для Алжирской армии, после расторжения контракта поступили на вооружение ВВС России.

В 1999 году Бангладеш закупил 8 истребителей. После развала СССР боевые самолеты остались в Туркменистане, Белоруссии, Узбекистане, где и по сегодняшний день эксплуатируются.

Также МиГ-29 закупила Индия в количестве 80 единиц. В Сирии 62 самолета, в Иране 36. Египетские власти заказали 46 истребителей. В Малайзии 18 боевых летательных аппаратов.

Примерная стоимость МиГа на мировом рынке составляет около 22 000 000 долларов.

Технические и летные характеристики МиГ-29К Куб

Следует ознакомиться с характеристиками боевого истребителя МиГ-29:

вес пустого самолета 10,9 т
макс. взлетный вес 18,4 т
высота подъема 18 км
запас топлива 4 300 л (внутри) и 1 500 л (в подвесных баках)
экипаж 1 – 2 человек
размах крыльев 11,36 м
длина и высота 17,32 и 4,73 м
скороподъемность 330 м/с
максимальная скорость 2 415 км/ч
посадочная скорость 260 км/ч
боенагрузка 3 000 кг
боевой радиус 710 км
дальность полета 2 000 км
скорость полета у поверхности земли 1 500 км/ч

Особенности конструкции морского защитника

Чтобы полностью иметь представление о легком и маневренном истребителе МиГ-29, следует ознакомиться с особенностями его конструкции.

МиГ 29 к конструкция

Вооружение истребителя

Ведение боя «воздух – воздух» одними ракетами не дало перспективных результатов. После чего было решено оснастить МиГи дополнительно автоматическим 30-мм орудием ГШ-301, оснащенным водяным охлаждением. Оружие имеет запас на 100 выстрелов, а в минуту способно выстреливать до 1 500 снарядов.

Пилоны-носители разрабатывались специально для ракетного вооружения. Подвесные узлы рассчитаны и на более современные ракеты. Всего на истребителе 6 пилонов, на которые устанавливаются различные ракеты.

Чтобы уничтожать наземные объекты, используют X-25M, которые наводятся на цель при помощи телевизионного канала или лазера. РЛС используется для бомб и неуправляемых кассетных боеприпасов.

Чтобы поразить морские цели, на МиГи ставят боевое оборудование УР Х-29, а также сверхзвуковые ракеты Х-31А. Общая масса ракет и бомб, которые может поднять истребитель в воздух, составляет от 3 до 5 тонн.

В вооружение легендарного истребителя входит следующее:

  • УР «воздух-воздух» – Р27, Р73, Р60;
  • пушка ГШ 301 со 150 снарядами;
  • кассетная КМГУ 2;
  • «воздух – земля»: ФАБ 250, ФАБ 500;
  • атомная бомба РН-40;
  • блоки НУР 57мм, 130 мм, 240 мм.

Боевая нагрузка составляет 3 тонны, а крепится на 6 и 8 точках подвески.

Двигатель

МиГ-29 оснащается двумя двигателями РД-33. В модификации «М» используются двигатели РД-33К. Силовая установка выдает тягу 17 600 кН.

Общая взлетная масса самолета составляет 15 тонн. Истребитель маневренный и способен на фигуры высшего пилотажа. Причем это важно не только для показательных выступлений, но и в бою с противником.

Самолет способен зависать в вертикальном положении. Это в свою очередь скрывает его с радаров системы ПВО. Для противника истребитель становится невидимым, когда использует прием «кобра» или «колокол».

РЛС

В маневренном истребителе МиГ-29 используется радиолокационная система РЛС НО-93. Она способна поддерживать ведение до 10 целей одновременно и входит в состав прицельно-навигационного комплекса ОЭПРНК-29. В свою очередь, последний способен вести оперативное картографирование на местности и определять расстояние до вражеского объекта.

МиГ 29 к РЛС НО-93
В истребителе МиГ-29 используется радиолокационная система РЛС НО-93

Оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29 может находить цель на расстоянии до 75 км, но в режиме догона расстояние сокращается до 35 км. Система управления сложная, но инженеры сделали все возможное, чтобы экипаж мог удобно использовать оборудование.

Кабина

В каплевидной форме выполнена кабина истребителя. Летчику открывается широкий обзор за счет того, что на козырьке нет переплетов. Что касается приборной панели, она полностью повторяет Су-27. В кабине установлено катапультное кресло К-36ДМ, благодаря которому пилот может катапультироваться даже на малой высоте.

В зависимости от модификации самолета, в кабине может находиться 1 или 2 пилота.

Модификации МИГ-29

МиГ-29 выпускался в нескольких модификациях, некоторые из которых создавались другими государствами. Ниже представлены некоторые варианты боевого самолета:

  • МиГ-29К – предназначается для взлета с палубы корабля;
  • МиГ-29 КВП – палубный истребитель для учений и отработки взлета с палубы;
  • МиГ-29UPG – версия была разработана для Индии;
  • МиГ-29УБТ – модификация, кабина которой имеет два места;
  • МиГ-29М2 – двухместная версия с увеличенной дальностью полета;
  • МиГ-29КУБ – палубный истребитель, предназначенный на экспорт;
  • МиГ-29БМ – модернизированная модель, собранная в Белоруссии с обновленной РЛС;
  • МиГ-29СМТ – выпускался в 1994 году на экспорт с улучшенными характеристиками;
  • МиГ-29AS – предназначался для воздушного флота Словакии;
  • МиГ-29СМ – модификация с улучшенными бомбами «В-П»;
  • МиГ-29МУ1 – изготовлен Украиной и имеет улучшенные навигационные приборы;
  • МиГ-29С – модификация оснащена управляемыми ракетами PBB-AE, а также увеличилась боевая масса, которая составляет 4 тонны.
МиГ-29СМ
МиГ-29СМ

Эксплуатация

Истребитель может использоваться не только для боевых действий, но и для разведки, а также сопровождает бомбардировщики и прикрывает их от вражеских самолетов. За счет усиленного шасси, МиГ может взлететь практически с любой взлетной полосы, даже с той, которая плохо подготовлена. Истребители доказали свою эффективность в боевых действиях. Они отлично справляются на передовой и помогают армии побороть противников.

Более 270 истребителей используются в ВВС России, а также 40 единиц техники находится на вооружении Российского флота.

В Забайкалье в 2008 году разбился один из истребителей, а летчик, не успев катапультироваться, погиб. Чрезмерные нагрузки разрушили оперение хвоста самолета, от чего и произошла катастрофа. После этого случая все МиГи не использовались на территории России некоторое время.

Экспертам пришлось снять со всех самолетов оперение хвоста и отправить производителю. Как показало расследование, проблема была не только в хвостовой части. Обнаружились значительные трещины на узлах корпусов.

На вооружении

В 2009 году на вооружение России поступило 34 новых самолета, так как контракт с Алжиром был расторгнут. Еще 3 истребителя были доставлены в РФ в 2010 году. Начиная с 2008 года и по 2010 год у российских военных появилось 28 самолетов модификации МиГ-29СМТ, а также МиГ-29УБТ в количестве 6 единиц.

МиГ-29 широко применялся в боевых действиях, о которых следует знать:

  • В 1991 году произошел военный конфликт в Персидском заливе. Операция называлась «Буря в пустыне». В небе сражались МиГ-29, которые были на вооружении Ирака, и американские F-15. В ходе боя американская сторона выиграла, но есть доказательства, что МиГ-29 достойно сражался в воздухе.
  • В 1991 – 1992 году произошел конфликт в Приднестровье с Молдавией, у которой на вооружении были истребители. В конечном итоге победу одержать не удалось, МиГ был сбит, хотя этот факт молдавские власти пытались утаить. Но обломки истребителя все же удалось найти.
  • В 1994 году самолет использовался в военных целях в Йемене.
  • В 1999 году истребитель был на вооружении в Югославии, а также во время Каргильской войны.
  • С 1998 по 2000 годы происходила Эфиопо-Эритрейская война, в которой участвовали боевой МиГ-29 со стороны Эритреи и Су-27 ВВС Эфиопии. В ходе боя было сбито три МиГа, так как Эфиопские истребители имели большее превосходство.
МиГ 29 к на вооружении
Истребитель МиГ-29 широко применялся в боевых действиях

В настоящее время МиГ-29 успешно эксплуатируется в боевых действиях на территории Украины.

Сравнение с аналогами

Аналогом советского истребителя МиГ-29 является американский F-16. Оба самолета считаются легкими боевыми аппаратами и относятся к 4 поколению. Аналог появился на вооружении США и в других странах еще в 70-х годах, а МиГ – только в 80-х годах.

Необходимо отметить, что 800 российских истребителей были экспортированы за границу. При этом покупатель всегда сравнивает две боевые машины.

У американского F-16 имеется немало преимуществ, среди которых лучший обзор из кабины. Конструкторам удалось сделать удачной форму кабины, и расположение кресла позволяет летчику расширить обзор, чего нет в советском самолете. Но при этом у МиГа улучшенная защита от огня противника.

F-16
Американский истребитель F-16

Нельзя не отметить безопасность советского истребителя. Оснащается двумя двигателями, и даже если один откажет, боевую машину можно приземлить. У F-16 один двигатель, и при его поломке или поражения противником, самолет обречен на катастрофу.

Сравнить самолеты можно и по боекомплектам. Например, у российского истребителя пушки имеют большой калибр, а также есть лазерный прицел. У американской боевой машины боевой комплект большой, но при этом мелкий калибр.

Критика проекта

Имея хорошие летные характеристики, истребитель не раз подвергался критике. Бывший американский офицер Брент Иствуд раскритиковал российский самолет и назвал его слабые стороны. Он отметил, что у МиГа недостаточно большая дальность полета, несмотря на дополнительные подвесные баки.

Отсутствие штанги лишает возможности дозаправки самолета в воздухе. Также американский критик отмечает, что у советской машины аналоговые приборы, когда у F-16 дисплеи, что гораздо удобнее для летчика. Многие недочеты были со временем модернизированы, но в ходе этого истребитель значительно потяжелел, что ухудшило маневренность и скорость.

МиГ 29 к оценка
МиГ 29

Раскритиковали военный самолет и аналитики из Индии. Аудиторское агентство отмечает, что у истребителя множество недоработок. Например, имеются проблемы с двигателями, недоработана система дистанционного управления рулями, но при этом ВМС Индии не собирается отказываться от сверхзвукового палубного истребителя МиГ-29К/КУБ.

Несмотря на критику и несколько катастроф, военный истребитель считается одним из лучших. МиГ-29 защищает рубежи страны от нападения противников, а также служит на вооружении и в других странах. Советская боевая машина не раз модернизировалась и имеет большое количество вариаций. Помимо боевых действий, самолет используется для показательных выступлений в пилотажной группе «Стрижи», находящейся в Кубинке.

А что Вы думаете об этой боевой машине? Поделитесь мнением!

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий