Немецкий танк Panther Tank PZ 5 (Пантера, Панцер 5): история panzerkampfwagen 5, pz kpfw 5, pz kpfw v, характеристики, чертеж, вид сбоку

Пантера немецкий танк Танки

Во времена Второй мировой войны одним из самых известных танков оставался «Пантера» или Flakpanzer v. Её создали, чтобы заменить Panzer IV и III. Принципиальных отличий от предшественников у новой разработки было достаточно много.

История создания немецкого танка Пантера

Как уже говорилось, раньше у немецкой армии в основном были устройства серий Panzer III и IV. Но после сражений с британцами и французами всем стало очевидно, что эффективность этой бронетехники низкая, если говорить о противоснарядном бронировании. Немецкие машины в принципе оказались не такими защищёнными, как хотелось руководству.

В обстановке затягивающейся войны начали разрабатывать транспорт, который был бы способен противостоять советской разработке Т-34.

Разработка Panzerbeobachtungswagen Panther полноценно началась с 1943 года. Тогда же осенью появилась уже следующая версия. Последнюю по факту серию освоили весной 1944 года. Планировали ещё спустя год начать производство последней модификации, но не успевали закончить даже прототип. По сути, получился Тигр 2 уменьшенного типа. Броня была облегчённой, а башня довольно тесной.

Пантера немецкий танк история
Разработка танка Пантера полноценно началась с 1943 года

Производство танка Panther

Танки, известные под именем Пантер, разрабатывали с января в 1943 года до апреля 1945 включительно. Было несколько известных концернов, которые всерьёз озаботились этим проектом:

  1. Демаг.
  2. Хеншель.
  3. Даймлер-бенц.
  4. MAN.

136 смежных производств было задействовано в этом процессе.

Он отличался сложной, достаточно развитой кооперацией. Дублировалась поставка каждого важного узла и агрегата, которыми был снабжён танк Пантера. Это было нужно, чтобы избежать перебоев на случай внештатных ситуаций.

Решение оказалось удачным, поскольку по большей части союзникам было известно, где находились компании. В связи с этим проводились постоянные налёты на территорию. Частично заказы выполняли под землёй, либо за них отвечали предприятия небольшого масштаба. Не удивительно, что с первого раза так и не удалось достигнуть первоначального плана по производству. Но потом pz v для третьего рейха стал вторым танком, если говорить о численности.

Конструкция танка PZ 5

Это был первый танк для Германии, в котором использовали наклон бронелистов под рациональными углами. Было множество других решений, выделявших разработку среди аналогов. Основное название сохраняли всегда.

Броневой корпус и башня

Разновидности катанных плиты броневого типа – основа для корпуса. Для них применяли поверхностную закалку. Твёрдость у них была средняя, либо низкая. При соединении использовали метод «шип». Двойной шов, полученный сваркой, увеличивал прочность. Пантера сбоку защищалась полностью.

Пантера немецкий танк броневой корпус

Толщина 80 миллиметров была характерна для лобовой детали наверху. Показатель рационального угла наклона составлял 57 градусов по отношению нормали к горизонтальной плоскости. Под углом 53 градуса к нормали монтировали лобовую деталь снизу с 60-миллиметровой толщиной.

Механик-водитель вместе со стрелком-радистом могли пользоваться люками-лазами, смонтированными в крыше корпуса сверху, над отделением управления. Эти детали напоминали современные модели танков способностью крышек приподниматься вверх и сдвигаться в сторону.

Основных отсеков было три. Они могли наполняться водой, когда преодолевали препятствия. Жидкость не попадала только в часть с двигателем. На корпусе присутствовали дополнительные люки, чтобы открывать доступ к следующим частям конструкции:

  1. Спускная пробка Картера, дополнявшая коробку передач.
  2. Помпа, откачивавшая воду.
  3. Спускные краны для системы питания, охлаждения и смазки.
  4. Связанные с подвеской торсионы.

Броневые листы стандартной обкатки послужили основой для создания башни у Пантер. Она состояла из сварной конструкции целиком. Наклон к нормали в данном случае составлял 25 градусов, толщина листов доходила до 45 миллиметров. Орудие в литой маске монтировалось впереди.

Имелся гидравлический механизм, отвечавший за вращение башни. От двигателя танка шёл постоянный отбор мощности. Скорость вращения башни зависела от оборотов у мотора. При необходимости привод можно было активировать вручную.

Но эта часть конструкции не была уравновешена в достаточной степени. Поэтому поворот вручную оставался невозможным, если присутствовал крен более чем в пять градусов. Первоначальная толщина стали доходила до 17 миллиметров, в последующих модификациях её увеличивали до 30 мм. Так же присутствовала небольшая башенка для командира, снабжённая несколькими смотровыми приборами.

Двигатель и трансмиссия танка Пантера 1

Первые версии транспортного средства дополняли 12-цилиндровым карбюраторным двигателем, V-образным. Это был Maybach HL 210 P30. В 1943 году его сменила модификация HL 230 P45.

Пантера немецкий танк моторное отделение
Моторное отделение немецкого танка Пантера

Новый двигатель отличался следующими характеристиками:

  1. Объём до 23 литров.
  2. Увеличен диаметр поршней.
  3. Чугунный блок цилиндров.
  4. Увеличенная до 350 кг масса установки.

Благодаря этому добавлению танк не увеличил максимальную скорость. Что стало больше, так это запас тяги. Поэтому исчезали проблемы с преодолением бездорожья. В современном двигателестроении принято делать так, чтобы коренные подшипники коленчатого вала двигателя были скольжения. В Пантере же использовали роликовые разновидности. Это позволило сэкономить на цветных металлах, которые в то время были очень ценными для страны.

Элементы трансмиссии:

  1. Тормоза дисковых групп.
  2. Бортовые передачи.
  3. Механизмы, отвечающие за повороты.

Отличительной характеристикой считалось использование трёхвальной коробки передач. Для валов характерно продольное расположение. Это 5-ходовой и 7-ступенчатый механизм. Шестерни постоянно были зацеплены. Чтобы включить передачи со второй по седьмую, задействовали простые синхронизаторы или их конусные разновидности безынерционного типа.

Картер коробки скоростей был сухим. Сначала масло проходило через стадию очищения, а потом шло к месту, где зацеплялись шестерёнки. Машина отличалась очень простым управлением, которое никогда не доставляло проблем. Автоматически происходило выжимание главного фрикциона. Переключение нужной пары предполагало выставление нужного положения для КПП.

По сути, механизм поворота сливался в единый механизм с КПП. Поэтому когда собирали танк, центровочных работ нужно было не так много. А вот с демонтажом габаритного узла возникали проблемы, тем более по ходу сражения.

Управление танком осуществляли с помощью приводов комбинированной группы. Использовался гидросервопривод следящего действия, легко организовавший обратную механическую связь.

Пантера немецкий танк управление
Танк имел простое управление, которое не доставляло проблем

Ходовая часть PZ KPFW 5

Опорные катки конструкции Г отличались «шахматным» расположением. Чтобы ход был плавным, использовали книпкампу. За счёт такой конструкции давление на грунт распределялось более равномерно, если сравнить с существующими аналогами.

Минусом считалось то, что ремонтировать и производить именно такие конструкции было сложно. Вес изделия тоже увеличивался. К примеру, замена только одного катка требовала демонтажа трети, а то и половины внешних приспособлений. Каждый борт у танков снабжался 8 опорными катками, для которых был характерен увеличенный диаметр.

Подвеска работала совместно с упругими элементами в виде двойных торсионов. При этом гидравлические амортизаторы добавляли на переднюю заднюю пару катков в равной степени. Передняя часть оказывалась ведущей. Предполагалось применения съёмных венцов, цевочного зацепления гусениц. Сами они были мелкозвенчатыми из стали. У каждой – 86 траков из того же металла. Последние – литые, располагались с шагом 153 миллиметра. 660 миллиметров составлял шаг для конструкции.

Пантера немецкий танк ходовая часть
Передняя часть танка была ведущей

Вооружение Панцер 5

KwK 42 – обозначение танковой пушки на 75 мм, которая и считалась основным видом вооружения для этого транспорта. Без учёта дульного тормоза длина ствола орудия 70 калибров была равна 5250 мм.

Пушка обладала следующими особенностями конструкции:

  1. Использование подъёмного механизма секторного типа.
  2. Накатник гидропневматической группы.
  3. Упрощение отката с помощью гидравлики.
  4. Защита от отката.
  5. Полуавтоматическая разновидность клинового затвора, относящегося к копирной группе.
Пантера немецкий танк вооружение
Длина ствола орудия была равна 5250 мм.

Унитарные патроны, имевшие электрозапальную втулку, были единственным вариантом для ведения огня на этой техники. На маховике у механизма подъёма монтировали кнопку электрозапала. Компрессор со шлангом входили в систему с клапанами и шлангами. Так формировалось устройство, продувавшее канал орудия после того, как оно выстрелило. Продували всё воздухом, отсосанным из короба гильзоулавливателя.

Пушка обладала боекомплектом, которого хватало на 79, либо 82 выстрела. Стрелять разрешали осколочно-фугасными, бронебойно-трассирующими типами снарядов.

Только в 1944 году в Советском Союзе удалось разработать танк, который оказался полностью защищённым от подобных разработок.

Дополнительно к пушке присоединяли пулемёт MG-34. Место монтажа второго пулемёта – лобовой лист корпуса в бугельной установке. Также присутствовала мортирка в качестве дополнительной защиты в ближнем бою.

Пулемёт MG-34
Пулемёт MG-34

Ко многим модификациям у танка добавляли ломающийся телескопический прицел, бинокулярный. Потом ставили более простую разновидность этого приспособления. Позже добавляли не только приборы с ночным видением, но и наблюдение, расширявшее видимость на местности до 200 метров.

Тактико-технические характеристики Flakpanzer v

Танк отличался следующими тактико-техническими характеристиками:

  1. Двигатель мощностью до 700 л.с.
  2. Максимальная скорость передвижения по шоссе 75 км/ч.
  3. Использование торсионных подвесок.
  4. Общая высота – 2995 мм.
  5. Длина корпуса в целом 6870.
  6. Вес до 44,8 тонн.
  7. Максимальный экипаж – человек.
Пантера немецкий танк характеристики
Высота танка – 2995 мм, длина корпуса – 6870 мм.

Про оружие и конструктивные особенности уже сказано выше.

Модификации

В сентябре 1942 разработали модификации V1 и V2, но они на практике ничем не отличались друг от друга. D2 – индекс Пантер, которые начали выпускать в то время. Дульный тормоз с двумя камерами повышал эффективность техники. Сокращалось расстояние между орудием и командирами расчётов. От прилива командирской башенки экипаж освобождали.

Более того, в более продвинутых версиях изменили двигатель. Чертёж Panther того времени это подтвердит.

Новая башня добавилась после осени 1943 года. В этом случае изменения коснулись лючков, их пришлось упразднить. Прицел тоже использовали более простой по сравнению с прошлыми разработками.

Пантера немецкий танк модификации
В сентябре 1942 разработали модификации V1 и V2

Модификация с буквой G в названии появилась уже к марту 1944 года. Корпус отличался технологичностью, но, в то же время, был упрощённым. Решили полностью избавиться от люка-пробки для механиков-водителей. Форму маски орудия тоже постепенно меняли.

Вариант с обозначением F у Tank Panzer снабжался бронированием корпуса на 120 и 60 миллиметров для лба и борта. Конструкцию башни снова решено было менять. При этом последние прототипы ни разу не удалось завершить конца войны.

Машины на базе пантеры

Одна из первых разновидностей транспортных средств – САУ. В данном случае выбрали базу «Пантеры» и Panzer, а её дополнили рубкой с дополнительным бронированием и пушкой на 88 миллиметров, с длинным стволом. Долгое время транспорт занимал лидирующие позиции в своём классе.

САУ
САУ на базе танка Пантера

Другой пример – Bergepanther, разработанный, чтобы эвакуировать с поля боя подбитые машины. При этом когда идёт постоянный обстрел техники. У первых образцов были только 20-миллиметровые автоматические пушки, последующие снабжались пулемётом до 7,92 миллиметров. Сбоку броня была такой же.

Прототипы и проекты

Здесь можно отметить Panzerbeobachtungswagen Panther. Он был необходим для передовых артиллерийских наблюдателей. Отличался следующими параметрами:

  1. Отсутствие пушки в обычном понимании слова.
  2. Башня допускала вращение, на неё монтировали макет.
  3. На вооружении был пулемёт MG-34, который ставили в маске.

Для командира использовался перископ кругового вращения или широкоугольный перископ. В экипаже присутствовали радист и водитель, наблюдатель. Кто-то говорит, что была целая серия из 41 машины. Другие утверждают, что построили один единственный экземпляр.

Panzerbeobachtungswagen Panther

Проекты САУ на базе пантеры Panzer 5

«Пантеры» снабжались шасси, которые легко комбинировались с любыми боевыми машинами. Артиллерийское вооружение не играло роли. Но большая часть проектов осталась только на бумаге. Вот лишь некоторые:

  1. Установки с дополнительным бронированием самоходных групп, для запуска снарядов калибра 105 миллиметров. Последние – неуправляемые реактивные.
  2. САУ с пушкой 128 мм.
  3. САУ с тяжёлой полевой гаубицей 150 мм.
  4. САУ с тяжёлой полевой гаубицей с такими же характеристиками, но серии sFH 18/4.
  5. 150-миллиметровая гаубица самоходного типа с рабочим названием Grille 15.

Это часть разработок, которые не были реализованы.

Проекты ЗСУ на базе пантеры

Многие новые самоходные зенитные установки разработали, опираясь на базу нового танка. Первый пример – одна из моделей с шасси от Пантеры и пушкой на 88 миллиметров FlaK 18. Но проект был отклонён в пользу вариантов, у которых использовали мелкокалиберные автоматические пушки.

FlaK 18
Зенитная пушка FlaK 18

Потом разрабатывали модели с пушками от 37 до 50-55 миллиметров. Также удалось построить макет с башней, снабжённой двумя автоматическими пушками по 37 миллиметров. Но до изготовления реального прототипа дело не дошло.

Боевое применение Panzerkampfwagen 5

5629 – общее количество танков, которые были потеряны за всё время боевых действий. Не удалось найти статистику по более позднему времени. Но точно известно, что уничтожить машин удалось ещё больше. Ведь бои с их участием продолжались до 45 года. Современный тип транспорта сзади может выглядеть немного по-другому.

Курская битва

51 и 52 танковые батальоны первыми получили по одному танку из серии Пантер. Потом они относились к 39 танковому полку, в котором всего числилось 200 машин. Они начали атаковать село Черкасское, которое заняли уже к вечеру. Потери к первому дню составляли всего 18 танков. В дальнейшем это количество только увеличилось. Продвижение продолжили, но со временем транспорта становилось всё меньше.

Пантера немецкий танк курская битва

Потом ударная мощь самого полка тоже уменьшалась. Отряды воевали под Брянском и Харьковом. Именно здесь потеряли последние машины, сохранявшие функциональность.

В первых боях удалось увидеть как отрицательные, так и положительные стороны машины. К последним относили:

  1. Хорошие приспособления для прицеливания.
  2. Мощную пушку.
  3. Надёжную защиту у лба корпуса.

Недостатками признали уязвимость к огню орудия на 45 и 76 миллиметров.

Применение на советско-германском фронте в 1944-1945 годах

Потом танки собрали в 52 батальоне, а последний переименовали в первый. В Германии доукомплектовали и другие батальоны. Их прибыло ещё три, вместе с новыми танками. Двигатель и трансмиссия во время сражений стали источниками технических неполадок, с которыми сталкивались постоянно. Но оружия и лобовая защита снова считались преимуществами.

Пантера немецкий танк война
Двигатель и трансмиссия танка во время сражений были источниками технических неполадок

Ноябрь 1943 стал годом, когда с участием этих машин организовали оборону под Ленинградом. Для этой ели машины вкапывали в землю. В качестве подвижного резерва использовали ещё 10 машин. К декабрю такая же техника оказалась в составе третьего танкового корпуса.

На протяжении 1943 года всего на фронт отправили 841 единицу техники. Чем дальше шла война, тем больше становилось это число. Это направление было связано с тяжёлыми ударами для Германии. Всего до 1944 было потеряно свыше двух тысяч танков. К последним эпизодам использования транспорта относят контрудар в Венгрии.

Пантеры в Италии

Ещё к августу 1943 года до этой страны доехали первые танки. Но присутствовало всего 1 подразделение, которое не участвовало в боях, поэтому потом вернулось на родину.

Группировкам с немецкими войсками пришлось полностью капитулировать спустя год, к апрелю. Всего в сражениях на территории этой страны было потеряно несколько десятков единиц транспорта.

Пантера немецкий танк в Италии

Применение пантер на западном фронте

Если говорить о статистике танков по повреждениям, то информация распределяется так:

  1. 19 танков, которым не удалось установить тип дефектов.
  2. 33 машины брошено при отступлении.
  3. 50 единиц техники уничтожено экипажами
  4. 3 пострадали от авиационных пушек.
  5. 8 танков подбили ракеты.
  6. 8 с помощью фугасных снарядов.
  7. Снаряды кумулятивной группы уничтожили 8 единиц техники.
  8. 47 – бронебойными.
Пантера немецкий танк брошенный
33 танка брошено при отступлении, 50 единиц уничтожено экипажами

Недостаток горючего и технические неисправности – главные причины, по которым приходилось бросать технику. Значительное численное превосходство союзников вместе с авиацией относятся к главным причинам победы над техникой.

Пантеры в других странах

Италия в какой-то момент намеревалась начать серийное производство Пантер. Япония и Венгрия тоже оформляли заказы, но на практике ничего выполнено не было. Одна из единиц продана Швеции. Советские войска при возможности тоже использовали транспорт.

Но техническое обслуживание было сложным, а боеприпасов и топлива необходимо слишком много. Поэтому массового использования не было. Венгрия, Чехословакия и Румыния, а так же Франция оказались единственными государствами, взявшими на вооружение трофейные танки.

Аналоги Tank Panther

При создании долговременных точек ведения огня башни Пантер стали незаменимыми помощниками. Например, существовали версии с основанием до 100 миллиметров или выполненным из бетона. А в принципе ИС-2, ИС-1, КВ-85 и американский М26 «Першинг» – единственные транспортные средства, которые в то время могли выступать аналогами разработки.

Американский М26 Першинг
Американский танк М26 Першинг

Оценка проекта

Трудно вынести однозначный вердикт по этому танку. Ведь многое связано с пропагандой сторон, ставших участниками войны. По сути, техника полностью оправдывала оборонительное назначение, которое стало актуальным после нескольких поражений на фронтах. Разработка универсальной машины оказалась неудачной. Но именно Пантера относилась к массовым машинам, которые вермахт применял чаще всего.

Пантеру можно причислить к новому классу средне-тяжёлых машин. Это соответствует назначению техники. Компоновка была классической, когда двигатель был в задней части, а трансмиссия – в передней. Центральное место расположения боевого отделения. В бою техника оказалась серьёзным противником, но идеализировать её не стоит. Её даже нельзя считать лучшим танком немецких войск.

В чем, на ваш взгляд, заключался главный недостаток танка Пантера?

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий

  1. Илья

    Танк имел много недостатков, которые не могли давать ему преимущества на поле боя. Но если бы модернизировали эту модель, возможно, она стала бы получше и некоторые недостатки ушли бы в небытие.

    Ответить