Танк БТ-СВ (10 фото): технические характеристики, обзор конструкции, история создания машины, сравнение параметров

Танк БТ СВ Танки

БТ-СВ – быстроходный танк «Сталин-Ворошилов». Один из десятков экспериментальных машин, созданных в Советском Союзе. Этот проект так и не дошел до серийного производства – его создатель был арестован во время чисток в 1938 году. Но сказать, что усилия и время, потраченные на его проектировку, напрасны, – нельзя. Он был взят за основу для строительства других машин.

История создания танка БТ-СВ

Впервые разработка БТ-СВ появилась в 1937 году на автобронетанковой рембазе №12 в городе Харькове. Руководил проектом Н. Ф. Цыганов.

Ходовые испытания официально прошли успешно, поэтому модель усовершенствовали, дали новое обозначение БТ-СВ2. Следующими были всесторонние испытания и обстрел из орудий. Но уже в 1938 году все действия были прекращены из-за ареста Цыганова.

Обзор конструкции: технические характеристики

Компоновка у машины такая же, что и у танка БТ-7, только отделение управления расширили. В экипаж входило четыре человека:

  1. Отделение управление справа от продольной оси танка занимал радист-моторист.
  2. Командир был в башне с левой стороны.
  3. Механик-водитель – в отделении управления справа от продольной оси.
  4. В башне с правой стороны от пушки размещали заряжающих, которые могли работать только в сидячем положении.
Танк БТ СВ конструкция
В экипаж танка входило четыре человека

Корпус и башня

Конструктивную сталь применяли в изготовлении башни и корпуса танка БТ-СВ в равной степени. Предполагался достаточно большой угол наклона для материала. Частично он выполнялся съемным, а за фиксацию отвечали болты – они соединяли изделия с каркасом из уголков.

Углы наклона выполнялись следующим образом:

  • 48 градусов для кормового листа внизу;
  • 58 градусов – для такого же листа, только наверху;
  • нижние бортовые листы – 15 градусов;
  • верхние бортовые листы – 55 градусов;
  • 58 для лобового листа снизу;
  • 53 градуса для лобового листа наверху.

Для конической башни характерна конусность 35 градусов, у нее не было кормовой ниши. При ее изготовлении выгибали один лист, который потом стал основанием для борта и кормы. Материал приваривали к крыше и погонам. Сверху монтировали один большой люк вместе со стаканом – обеспечивали командирскую панораму ПТК.

Управляемые колеса поворачивались только на 12 градусов из-за того, что носовая часть корпуса не была сужена. Мощность и максимальная скорость корректировались согласно проекту.

Схемы бронирования было две:

  • броня марки ФД 40-45 миллиметров толщиной, чтобы на всех дистанциях выдерживать попадания снарядов 45 миллиметров;
  • марка ИЗ, защищающая от пуль 12,7 миллиметров. Толщина листов составляла 20-25 мм.

Выступающие части отсутствовали, исключение делали только для колпаков вертикальных пружин подвески.

Танк БТ СВ броня
Колеса поворачивались только на 12 градусов из-за того, что носовая часть не была сужена

Двигатель и трансмиссия

Место расположения топливных баков – в бортовых полостях танка. Ранее один из баков был кормовым, но, в отличие от БТ7, эту часть просто ликвидировали. Поэтому корму танка собирали из наклонных листов.

Присутствовала система охлаждения, которая поддерживала два основных режима:

  1. Походный.
  2. Боевой.

В последнем случае с места водителя герметично закрывались жалюзи. После этого через сетку кормовых воздушных потоков воздух попадал внутрь. В другом варианте в процессе активно участвовали открывающиеся жалюзи, расположенные сбоку.

Топливо помогало наладить нормальную работу. Сначала нагревшиеся потоки обдували двигатель, а потом проходили через кормовые карманы.

Радиостанцию вынуждены были перенести к носовой части корпуса.

Ходовая часть

Эта деталь мало чем отличалась от аналогичных разработок, в том числе входящих в серию танков БТ. Основными компонентами были следующие:

  • два ведущих колеса;
  • два направляющих;
  • восемь опорных.

Задняя пара опорных катков становилась ведущей, когда был задействован колесный ход. Передняя тогда была управляемой.

Танк БТ СВ ходовая часть
Танк БТ СВ

Вооружение

В вооружении присутствовали такие компоненты:

  • пулемет ДТ 7,62 мм;
  • пушка с калибром 45 мм, произведенная в 1932-1934 годах.

Боекомплект танка включал до 140 выстрелов. 1 386 патронов дополняли новую систему. Как и два оптических прицела, спаренных друг с другом.

В маске пушки, с левой стороны располагался танковый телескопический прицел.

Пулемет способен был стрелять независимо от основного орудия, снабжался собственным прицелом.

В броневом стакане ставили танковый перископический панорамный прицел ПТ-1 1932 года – он стоял на крыше башни справа. Опытные танки не дополнялись такими компонентами.

ТТХ

Название Цифра
Боевая масса, т 25
Экипаж 4 чел.
Схема компоновки 4
Двигатель М17Т

Испытания танка

Для модели этого транспорта было проведено всего одно испытание – зимой 1937 года. Комиссия положительно оценила результаты, но дальнейшие аресты отменили их.

Танк БТ СВ испытания
Для танка БТ СВ было проведено всего одно испытание

Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы примерно соответствовали серии БТ-7, поэтому и ориентироваться можно на нее, ведь изменений вносили достаточно мало. Например, техника обладала неплохой маневренностью, из-за этого врагам было сложнее прицеливаться и достигать своих целей. Характерна отличная скорость до 52 км/ч.

На фоне таких же разработок оружие транспорта выглядело неплохо. Но есть и недостатки, которые спустя некоторое количество модификаций постепенно устранялись:

  • машина медленно набирает скорость после остановки;
  • слишком медленное вращение башни – для легкого танка такое сочетание характеристик не очень приемлемо;
  • большой силуэт машины – если она стоит неподвижно, попасть в нее не составит труда;
  • маленькие углы бронирования – это сводит к нулю шанс того, что вражеский снаряд сделает рикошет;
  • откровенно слабое бронирование.
Танк БТ СВ преимущества
После остановки танк медленно начинал набирать скорость

Оценка проекта: сравнение параметров

Ранее такие виды транспорта были очень уязвимыми для крупнокалиберных пулеметов, противотанковых орудий. Более совершенная броня обеспечила улучшение защиты. Особенно это касалось лобовой броню, хотя многие ПТР не были способны поразить и борта.

Со временем техника любых разновидностей проходила капитальный ремонт, за счет которого применяли экранировку бронелистами из корабельной стали на 30 миллиметров. Корпус и башня также покрывались другими видами материалов.

По маневренным качествам техника практически не имела себе равных.

Оптимальным решением было бы применение соответствующей тактики действий для этих танков, включая естественные и искусственные укрытия, дававшие возможность снизить вероятность попадания вражеских снарядов. Одновременно это увеличивало шанс подпустить вражескую технику ближе – на дистанцию, когда даже сильная броня не спасала от снарядов.

Танк БТ СВ проект
По маневренным качествам танк практически не имел себе равных

Но СССР перешел к такому подходу только осенью 1941 года, когда большая часть устройств оказалась выведенной из строя. Ведь по боевому уставу можно было применять только один вид боя – атаку, в наступлении и в обороне. Стрельбу с места допускали, но только в исключительных случаях.

Отсутствие необходимого количества подготовленных танковых экипажей – еще один фактор, снижавший боевые качества. В конструкцию машин часто вносили изменения, которые положительно сказывались не на эксплуатации, а на производстве.

По итогу легко сделать вывод, что машина отнюдь не устаревшая. В условиях нормальной эксплуатации показатели нисколько не уступали существующим аналогам. Эта информация касается других видов транспорта, которые появились уже после БТ-СВ.

Танк в культуре

World of Tanks – компьютерная игра, где транспорт представлен в большей степени. Это подарочный танк 3 уровня, который становится доступен при покупке коробочного издания игры, она описывает его, как технику с противопульной броней с боевой массой в 13,1 тонн. Также всем игрокам подарили его в проекте для мобильных устройств под названием World of Tanks Blitz.

Тант БТ СВ World of Tanks
Тант БТ СВ в компьютерной игре World of Tanks

Одна из первых модификаций – БТ-5, которая реально поступила на вооружение уже в 1930 х годах прошлого века. Техника обладала большим количеством недостатков, но выигрывала у противника благодаря своей скорости и маневренности.

Разработки Цыганова использовались при создании первых версий танка Т-34, который стал одним из самых успешных. В ходе войны конструкцию продолжали модернизировать, дополнять новыми элементами. Главное, чтобы производство стало не таким дорогим и не требовало слишком много сил, но и увеличение боеспособности для среднего танка тоже важно.

По указанной причине добавили командирскую башенку, изменили конструкцию в целом. На удачном шасси Т-34 выпускали самоходки:

  • Су-100;
  • Су-85;
  • Су-122.
Су-122
Су-122

Присутствовала ремонтно-эвакуационная машина и огнеметная версия ОТ-34.

Экипаж расширили до 5 человек, а общую защиту увеличили достаточно сильно. Условия взаимодействия между членами команды тоже улучшены. Основные изменения были связаны с орудием, которое вполне справлялось со вражеской техникой.

Потом для качественного усиления войск разработали серию Т-35. Это был единственный пятибашенный вид транспорта, запущенный в серийное производство. Данная разновидность тяжелых машин оказывала не такое большое среднее удельное давление на грунт, при этом у всех машин присутствовали радиостанции.

Самым совершенным представителем этой серии принято считать танки БТ-7. В 30-е годы эта разработка не имела конкурентов. Только она безвозвратно устарела к тому моменту, как началась Великая Отечественная война.

Главной проблемой считалась подвеска, из-за которой в конструкции присутствовали некоторые неустранимые недостатки. Их можно было победить, например, добавив качественные наблюдательные приборы. Но техника все равно превосходила конкурентов по подвижности, да и оружием обладала вполне приемлемым.

БТ-7
Танк серии БТ-7

Но не только конструктивные недостатки приводили к массовой гибели техники. По большей части это связано с самими боевыми действиями, их общим ходом, также характерно было отсутствие ГСМ и боеприпасов. Танковые подразделения не способны были нормально восстановить подбитые машины, большая их часть бросалась на поле боя, поэтому проблемы возникали даже с самыми современными разработками.

Зато противник охотно занимался восстановлением.

Советско-японская война 1945 года стала последним событием, во время которого заметили технику серии БТ. К тому времени Дальний Восток сумел сохранить некоторое количество устройств. При разгроме Квантунской группировки оказалось, что это решение достаточно эффективное.

Танки серии БТ-7 быстро поступали в соответствующие подразделения, как только их производство осваивали в полной мере. Некоторые разработки так и остались проектами на бумаге, но частично они перешли во все новые машины. Танк БТ-СВ не стал исключением – он был бы вполне надежным в эксплуатации транспортом, если бы не приостановленные работы.

А что Вы знаете о БТ-СВ? Поделитесь интересными фактами!

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий