МиГ-19 – советский истребитель второго поколения, разработанный после Второй мировой войны. Этот реактивный истребитель стал одним из самых известных и успешных самолетов своего времени. В данной статье мы рассмотрим историю создания МиГ-19, его технические характеристики, различные модификации и боевое применение.
- Разработка и история создания истребителя МиГ-19
- Технические характеристики реактивного самолета МиГ-19
- Модификации конструкции
- Лицензионное производство
- Экспорт МиГ-19 и его роль в странах-партнерах СССР
- Боевое применение МиГ-19
- Карибский кризис
- Конфликты на Ближнем Востоке
- Вьетнамская война
- Боевые достижения
- МиГ-19 в гражданской авиации и аэрокосмической отрасли
- Влияние на развитие истребительной авиации
- Участие МиГ-19 в авиационных рекордах
- Музейные экспонаты
- Культурное влияние и наследие
Разработка и история создания истребителя МиГ-19
Разработка истребителя началась в середине 1940-х годов как ответ на необходимость создания нового истребителя, способного справиться с более быстрыми и маневренными воздушными целями. Работы над проектом начались в экспериментальном конструкторском бюро (ОКБ) под руководством Артема Микояна и Михаила Гуревича.
Первый опытный прототип, известный как «СМ-1», совершил свой первый полет в январе 1953 года. После успешных испытаний и некоторых модификаций самолет был принят на вооружение ВВС СССР в 1955 году.
Технические характеристики реактивного самолета МиГ-19
МиГ-19 был одноместным истребителем с полностью металлической конструкцией и стреловидным крылом. Он оснащался двумя турбореактивными двигателями ТРДФ РД-9Б, разработанными ОКБ-300 под руководством Сергея Константиновича Туманского. Вот основные технические характеристики самолёта:
- Размах крыла: 9,2 м.
- Длина: 12,6 м.
- Высота: 3,9 м.
- Масса пустого самолета: 6 100 кг.
- Максимальная взлетная масса: 11 900 кг.
- Максимальная скорость: 1 450 км/ч.
- Практический потолок: 17 500 м.
- Дальность полета: 2 100 км.
- Время набора высоты 5 000 м: 1,5 мин.
- Вооружение: 3 х 30-мм пушки Нудельмана-Рихтера, 2 ракеты класса «воздух-воздух» К-5 (РС-2УС).

Модификации конструкции
В процессе производства и эксплуатации МиГ-19 был модифицирован несколько раз, что привело к созданию различных версий самолета. Далее представлены модификации в буквенном обозначении:
- «П». Эта модификация была оснащена радиолокационной станцией РП-1 «Изумруд», что позволило ей выполнять функции истребителя-перехватчика. Вооружение состояло из двух 30-мм пушек и двух ракет класса «воздух-воздух» К-5 (РС-2УС).
- «С». Усовершенствованная версия истребителя, в которой были улучшены аэродинамические характеристики и вооружение. Вооружение состояло из трех 30-мм пушек и двух ракет класса «воздух-воздух» К-5 (РС-2УС).
- «ПФ». Модификация истребителя-перехватчика с улучшенными радиолокационными возможностями и дополнительным вооружением.
- «СВ». Испытательная версия с увеличенной дальностью полета и возможностью использования воздушной заправки.
- «ПМ». Версия с радиолокационной станцией РП-5 “Изумруд-2” и четырьмя ракетами «воздух-воздух» К-5М (РС-2УСМ).
- «Р» и «РП». Разведывательные версии самолета, оснащенные фотокамерами и радиоэлектронными средствами.
Лицензионное производство
Кроме использования МиГ-19 в воздушных силах СССР и экспортных версий, истребитель был также лицензирован к производству в Китае и Чехословакии. В Китае под названием Шэньян J-6 производилось более 3000 самолетов, а в Чехословакии – под названием Авиа S-105. Китай также разработал несколько модификаций МиГ-19, включая более энергоэффективные версии и учебно-боевые самолеты.
Экспорт МиГ-19 и его роль в странах-партнерах СССР
Основной сверхзвуковой истребитель СССР был активно экспортирован в страны социалистического лагеря и другие сторонники СССР. Это позволило укрепить позиции Союза и его союзников на международной арене и усилить их военную мощь.
Среди стран, которые получили МиГ-19, следует отметить:
- Восточная Германия: Германская Демократическая Республика получила около 80 МиГ-19, которые использовались до конца 1970-х годов.
- Венгрия: ВВС Венгрии эксплуатировали около 100 МиГ-19С с 1958 по 1980 годы.
- Куба: Кубинские ВВС использовали МиГ-19С и МиГ-19ПМ в период с 1960-х по 1980-е годы.
- Индия: Индийские ВВС получили около 50 МиГ-19С в конце 1950-х годов, и самолеты эксплуатировались до середины 1970-х годов.
- Ирак: Иракские ВВС использовали МиГ-19 в 1960-е годы, а также в ходе Ирано-иракской войны в 1980-е годы.

Истребитель является одним из самых узнаваемых и знаменитых советских истребителей второго поколения. Несмотря на то, что сегодня многие из них уже не находятся в строю, МиГ-19 продолжает занимать важное место в истории военной авиации.
Боевое применение МиГ-19
МиГ-19 принимал участие в ряде конфликтов, включая Карибский кризис 1962 года, конфликты на Ближнем Востоке и Вьетнамскую войну.
Карибский кризис
В ходе Карибского кризиса МиГ-19 использовался для поддержки Кубы. Хотя он не сталкивался с американскими самолетами, его присутствие было важным фактором в конфликте.
Конфликты на Ближнем Востоке
МиГ-19 использовался в воздушных силах Египта и Сирии. Египетские МиГ-19 участвовали в войне, в результате которой Израиль занял Синайский полуостров, Вест-Банк и Голанские высоты.
Вьетнамская война
Во Вьетнамской войне МиГ-19 применялся силами Вьетнамской народной армии против американских ВВС. В этом конфликте истребитель сбил несколько американских самолетов, но также потерял несколько своих.
Боевые достижения
Имел ряд важных боевых достижений, включая один из первых сбитых вражеских самолетов с помощью ракет воздух-воздух во Вьетнамской войне. Также в ходе конфликтов на Ближнем Востоке МиГ-19 успешно противостоял истребителям F-4 Phantom II и Mirage III.

МиГ-19 в гражданской авиации и аэрокосмической отрасли
Использовался в гражданских и аэрокосмических проектах для испытания различных систем и компонентов, которые впоследствии применялись на других самолетах и ракетах.
Одним из таких проектов являлось создание вертикально взлетающего самолета на базе МиГ-19. Этот проект был известен как «ВВС-1» и предполагал использование специальных двигателей с управляемыми соплами для вертикального взлета и посадки. Однако проект не был реализован из-за технических сложностей и финансовых ограничений.
Также стоит упомянуть использование самолёта в качестве летающей лаборатории для испытания системы управления космическим кораблем «Союз». В ходе этих испытаний МиГ-19 модифицировали для установки макета корабля «Союз» и проведения авиационных испытаний.
Влияние на развитие истребительной авиации
МиГ-19 оказал значительное влияние на развитие истребительной авиации во всем мире. За счет своего высокого быстродействия, маневренности и боевой мощи, МиГ-19 стал одним из основных стимулов для разработки новых истребителей в США, Европе и других странах.
В частности, МиГ-19 стал прототипом для создания американского истребителя F-5 Freedom Fighter, который был разработан компанией Northrop Corporation в ответ на советский МиГ-19. Также он послужил стимулом для создания истребителей Dassault Mirage III и Saab Draken.
Следующим этапом в развитии советской истребительной авиации после МиГ-19 стал МиГ-21, который также был успешно продаваемым и используемым во многих странах мира.
Участие МиГ-19 в авиационных рекордах
Самолёт был использован для установления мировых рекордов в авиации, что подтверждало его высокие характеристики и потенциал. Среди рекордов, установленных на МиГ-19, можно выделить следующие:
- 28 августа 1955 года советский летчик Николай Козлов установил мировой рекорд высоты полета для истребителей на МиГ-19, достигнув отметки в 20 740 метров.
- 4 июля 1956 года советский летчик Василий Бакаев установил рекорд скорости полета на самолёте, достигнув скорости 1454 км/ч на круговом маршруте 100 км.
- 23 апреля 1958 года советский летчик Владимир Селиванов установил рекорд скорости на МиГ-19, пролетев 1000 км с закрытыми поверхностями на скорости 1189 км/ч.

Эти рекорды подтверждали превосходство МиГ-19 над многими современными истребителями и продемонстрировали его высокий потенциал.
Музейные экспонаты
Многие МиГ-19 были сохранены и находятся в музеях и на памятниках во многих странах мира. Вот некоторые из них:
- Центральный музей Военно-воздушных сил России (Монино, Россия).
- Музей авиации и космонавтики в Ходынке (Москва, Россия).
- Музей ВВС США (Райт-Паттерсон, Огайо, США).
- Варшавский музей авиации (Варшава, Польша).
- Музей авиации Кубинской революции (Гавана, Куба).
- Музей народной армии Вьетнама (Ханой, Вьетнам).

Культурное влияние и наследие
МиГ-19 стал символом советской авиации и технического прогресса во время холодной войны. Он появляется во множестве кинофильмов, книг и на музейных экспонатах по всему миру. Также самолет стал объектом интереса для коллекционеров и авиационных энтузиастов.
Хотя самолёт был заменен более современными МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29, он остается одним из самых значимых самолетов в истории советской и российской авиации. Он нашел свое место и в популярной культуре, став символом холодной войны и военной мощи СССР. Самолет появляется в литературе, кино и компьютерных играх.
Например, в романе Тома Клэнси «Красный шторм» (1986) МиГ используется в воздушных боях между силами НАТО и Варшавского договора. В фильме «Топ Ган» (1986) истребитель также упоминается, хотя в фильме на самом деле использовались американские самолеты Northrop F-5, изображающие вражеские истребители.

В компьютерных играх, таких как серия «Ил-2 Штурмовик» и «DCS World», МиГ-19 представлен с высокой степенью детализации, позволяя игрокам ощутить уникальные характеристики этого истребителя.
МиГ-19, как первый сверхзвуковой истребитель СССР, сыграл важную роль в развитии военной авиации и укреплении позиций Союза на международной арене. Благодаря его превосходным характеристикам и успешному участию в ряде военных конфликтов, самолёт заслужил свое место в истории военной авиации. Хотя большинство стран уже сняли с производства и вывели из эксплуатации МиГ-19, его наследие продолжает жить в модернизированных версиях и экспонатах музеев по всему миру.
Хотели бы посмотреть экспонат МиГ-19?
Девятнадцатый Миг остался почти незамеченным, зато сделанный на его основе Миг-21 стал настоящим кошмаром для американских летчиков в Корее и Вьетнаме. Они до сих пор стоят на вооружении некоторых армий.
Да, погоняли они американцев во Вьетнаме. Если я не ошибаюсь, то в песне “Фантом” Ли-Си-Цын завалил его именно Мигом. С тех пор наша боевая авиация всегда превосходила западную.
Хотел бы посмотреть на него, а может зайти внутрь легендарного самолета МиГ-19, летом планирую поехать в подмосковный поселок Монино. Еще мечтаю полетать на любом военном самолете.
Почему у вас на фото МиГ-21 ВВС Индии, а не МиГ-19? ))