МиГ истребитель 21С – самолет, созданный в Советском Союзе. Он прославился в военной авиации и использовался во многих конфликтах. В статье: об истории, особенностях, характеристиках, модификации, модернизации, боевом применении, интересных фактах и многое другое.
- История разработки МиГ-21С
- Конструктивные особенности МиГ-21 С
- Характеристики самолета Р-13-300 для всех модификаций
- Модификации
- Двухместные учебно-тренировочные модификации
- Модернизации
- Тактико-технические характеристики
- Технические характеристики
- Летные характеристики
- Вооружение
- Боевое применение
- Война во Вьетнаме
- Советско-Израильский конфликт
- Индо-Пакистанский конфликт
- Египетско-Ливийская война
- Эфиопо-Сомалийская война
- Афганистан
- Ирано-Иракская война
- Распад Югославии
- Другие конфликты
- На вооружении
- Состоит на вооружении
- Стоял на вооружении
- Происшествия
- Памятники и экспонаты музеев
- Интересные факты
История разработки МиГ-21С
Начало истории истребителей МиГ-21 и МиГ-35 относится к 1953 году. В это время ОКБ Микояна было дано важное техническое требование НИИ ВВС СССР – разработать легкий сверхзвуковой истребитель.
Этот вызов стал отправной точкой для талантливых инженеров, которые приступили к разработке истребителей, способных оперативно реагировать на угрозы и достигать высоких скоростей. Основными требованиями были отсутствие бортовых радаров и возможность эффективного противостояния американским самолетам.
Инженеры ОКБ Микояна начали создавать новую машину, но вскоре стало понятно, что она не соответствует поставленным требованиям. В результате было решено разработать легкий истребитель, вооруженный только пушками.

Были созданы два опытных образца: первый с треугольным крылом (Е-4) и другой со стреловидным (Е-2). Оба были оснащены устаревшими двигателями, в то время как новые двигатели были в процессе испытаний.
В феврале 1955 года состоялся полет Е-2. Этот момент ознаменовал начало разработки великолепных истребителей. Затем, 16 июня того же года, Е-4 совершил достижение, преодолевая бетонную полосу. Это стало доказательством прекрасной технической работы, вложенной в создание этого воздушного судна.
ОКБ Микояна выбрало решение с треугольным крылом. Модель была усилена двигателем Р-9И. Результат – появление образца Е-5. Однако эти прототипы не были использованы для испытаний, так как на сцену вышла модель Е-6 с двигателем Р-11Ф-300. В мае 1958 года ей пройдены государственные испытания, что привело к началу серийного производства под индексом МиГ-21Ф.
В 1960 г. появился уникальный МиГ-21Ф-13. Он отличался наличием ракет К-13 в своем вооружении, что существенно усилило его боевые возможности и повысило эффективность.
Конструктивные особенности МиГ-21 С
МиГ-21 – модель со средним расположением треугольного крыла и классическим хвостовым оперением. Однако его особенностью является воздухозаборник с радиолокационной станцией и антенна, спрятанная подвижным конусом. Этот конус управляется гидроприводом и может находиться в трех положениях: убранном, частично выдвинутом и полностью выдвинутом. Такая конструкция позволяет достичь оптимальных аэродинамических характеристик в различных фазах полета.
У МиГ-21МФ имеются аэродинамические гребни, расположенные ниже створок дополнительного воздухозабора. Фюзеляж имеет створки для основных стоек шасси, с колесами диаметром 800 мм, расположенными под крылом.
На нижней поверхности фюзеляжа находятся три тормозных щитка, которые открываются вперед во время полета. Также под килем судна имеется цилиндрический контейнер с тормозным парашютом.
Важная особенность МиГ-21 – его турбореактивный двигатель с новым пятиступенчатым компрессором высокого давления и форсажной камерой.

В кабине последних версий внесены улучшения для обеспечения лучшего обзора задней полусферы с использованием задних зеркал. Антенна станции предупреждения об облучении была скрыта на вертикальном хвостовом оперении.
Еще одно оснащение – это антенна на киле как система опознавания «свой – чужой». В районе руля направления расположены источник статического электричества и аэронавигационные огни. Данные модификации повышают функциональность и безопасность воздушного судна.
Характеристики самолета Р-13-300 для всех модификаций
Этот тип самолета обладает рядом характеристик, которые делают его эффективным в военном применении. Размах крыла составляет 7,15 м, а площадь крыла – 22,95 м². Длина самолета – 14,10 м, а высота – 4,71 метр.
Экипаж состоит из одного человека (также есть и модели с двумя местами, относящиеся к учебным). Воздушное судно имеет 1 двигатель. МиГ-21, как и другие самолеты, использует топливо для функционирования, расход которого зависит от различных факторов, включая режим полета, скорость, высоту и длительность полета.
Модификации
Изначально самолет начал путь с модели МиГ-21Ф-13, которая заменила МиГ-21П. Производители произвели достаточно изменений, включая новый радиолокационный прицел и увеличение запаса топлива. Таким образом создалась МиГ-21ПФ. Затем разработан истребитель МиГ-21ПФМ, оснащенный усовершенствованным оборудованием, вооружением и имел измененный фонарь кабины.
Со временем концепцию воздушного судна, как легкого истребителя, отвергли, в итоге вес его увеличился, а оборудование и вооружение стали более сложными. Во втором поколении самолета в 1964 году появилась новая радиолокационная станция с названием «Сапфир-21».
Также машина оснащена и пушкой ГШ-23Л. Это обновление обозначено, как МиГ-21С. Для ВВС разработали новую установку Р-13-300, а самолет получил название МиГ-21СМ.
Лучшее обновление МиГ-21 – третье поколение или МиГ-21бис. Он оснащен усовершенствованной радиолокационной станцией с названием «Сапфир-21М», прицельным оборудованием. Дополнила его и новая ракета Р-13М. Для ВВС было добавлено оборудование для посадки при ограниченной видимости с названием “Полет-ОИ”, а самолеты противовоздушной обороны получили комплект аппаратуры наведения с названием «Лазурь-М».

В 1972 г. МиГ-21бис улучшен в части технических характеристик , что сделали с помощью нового двигателя Р-25-300. Это позволило достичь летных характеристик, сопоставимых с F-16 Америки, но МиГ-21 все еще уступал ему в авионике и боевой нагрузке.
В 1993 г. создана версия МиГ-21 – МиГ-21-93. У модификации не одна характеристика.
Во-первых, она предназначена для установки современного ракетного вооружения, что повышает боевые способности. Во-вторых, оснащена новой электросистемой управления, что обеспечивает точное управление самолетом. И, наконец, у нее мощная бортовая радиолокационная станция «Копье», которая гарантирует надежное обнаружение и отслеживание целей в воздушном пространстве и на территории земли.
Двухместные учебно-тренировочные модификации
- Истребитель МиГ-21У (1962 г.) представляет собой учебно-тренировочную модификацию.
- В 1966 году разработан учебный фронтовой истребитель МиГ-21УС, оснащенный двигателем Р-11Ф2С-300.
- В 1971 г. создан МиГ-21УМ. Это учебный фронтовой истребитель с обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием.
Эти модификации позволили значительно улучшить возможности самолета и повысить его эффективность.
Модернизации
МиГ-21С был модернизирован и улучшен. Усовершенствование включило не одно оснащение. Во-первых, было внедрено новое управление вооружением. Во-вторых, включена бортовая радиолокационная станция «Копье». В-третьих, обновление отразилось и на введении нашлемной системы целеуказания и современных дисплеях.
В период обновления ВВС Индии в 1998 – 2005 годах 125 МиГ-21 были приведены в соответствие со стандартами. Кроме того, в Израиле был представлен обновленный МиГ-21 – это самолет, превращенный в штурмовик для морских и наземных атак.
Появились новые системы радиоэлектроники, навигации и наведения, а также система катапультирования летчика. Цена модернизации одного самолета составляла от 1 до 4 миллионов долларов.
В 1998 году израильским концерном «Таасия авирит» и корпорацией IAI (Israel Aerospace Industries) был представлен проект модернизации МиГ-21. Новая модификация судна получила название «MIG-21-2000». Этот проект предполагал значительное улучшение боевых характеристик и возможностей МиГ-21.

Тактико-технические характеристики
Эти характеристики – важный аспект при оценке боевых возможностей и эффективности военной техники.
Технические характеристики
Самолет представляет собой легкий воздушный аппарат с впечатляющими техническими показателями. Это делает его надежным во время полетов, обеспечивая комфорт и безопасность.
Технические характеристики:
- Масса пустого судна составляет 5 460 кг., что позволяет ему быть маневренным.
- Нормальная взлетная масса составляет 8 726 кг для безопасного подъема самолета в воздух.
- Максимальная взлетная масса составляет 10 100 кг. Позволяет самолету перевозить дополнительный груз.
- Масса топлива составляет 2 750 кг. Это достаточный запас для выполнения полетов.
- Самолет оснащен двигателем ТРДДФ Р-25-300, который обеспечивает без форсажа максимальную тягу в 4 00 кгс.
- В случае необходимости наличие форсажа позволяет увеличить тягу до 6 850 кгс.
- В критических ситуациях воздушное судно использует чрезвычайный форсаж, достигая тяги до 7 100 кгс.

Летные характеристики
Лётные характеристики делают воздушное судно гибким в полетах, обеспечивая проходимость. Они отличаются производительностью и возможностями:
- Максимальная скорость на высоте – 2 230 км/ч, что позволяет самолету быстро перемещаться в воздухе.
- Максимальный показатель скорости полета у земли составляет 1 300 км/ч.
- Крейсерская скорость равна 1 000 км/ч, обеспечивая скорость во время длительных перелетов.
- Дальность полета без использования внешних топливных баков (ПТБ) составляет 1 225 км, что позволяет совершать значительные перелеты без дополнительного топлива.
- При использовании ПТБ дальность полета увеличивается до 1 470 км, предоставляя возможность совершать еще более продолжительные перелеты.
- Практический потолок достигает 19 000 м.
- Скороподъемность составляет 235 м/с, позволяя быстро взойти на требуемую высоту.
- Максимальная эксплуатационная перегрузка составляет +8,5 g.

Вооружение
У самолета отличная вооруженность. Он оснащен 23-мм пушкой ГШ-23Л, предоставляющей огневую мощь с боезапасом в 200 снарядов. Истребитель имеет 5 точек подвески, предназначенных для размещения вооружения.
Он способен нести как «воздух – воздух», так и «воздух – поверхность» управляемые ракеты. Также истребитель несет неуправляемые ракеты и свободнопадающие бомбы.
Максимальный вес размещаемого вооружения составляет до 1 000 кг. Такая вооруженность делает его уникальным и мощным в воздушных и наземных боевых операциях, предоставляя возможность эффективно справляться с различными угрозами и выполнять разнообразные боевые задачи.
Все эти возможности вооружения делает самолет сильным в боевых условиях. Он способен справляться с существующими угрозами и выполнять широкий спектр боевых задач.

Боевое применение
МиГ-21С участвовал в операциях по всему миру и доказал свою эффективность и надежность.
Война во Вьетнаме
В период военных действий во Вьетнаме самолет выступил как серьезный противник для американского F-4 Phantom II. Пилотами применялась отличительная советская тактика воздушного боя.
У самолета была высокая маневренность, но ограниченный обзор сзади был его недостатком. По оценкам, было сбито около 350 самолетов противника, но потеряли около 130 своих.
Советско-Израильский конфликт
Глава Египта, осознавая необходимость в поддержке от израильских авиаатак, вынужден был обратиться к Москве с просьбой о формировании защиты и отправке советских военных частей.
В течение года в Египте развернулось около 15 – 20 тысяч советских военнослужащих. Был создан 21 зенитно-ракетный дивизион в различных районах. Советские войска играли основную роль в отражении авиационных атак на Египет в период лета 1970 года.
В течение конфликта советские истребители несколько раз повредили израильские самолеты, включая штурмовики A-4 «Скайхок» и разведчик RF-4E «Фантом». Чтобы нанести ответный удар как реакцию на потери, Израиль планировал для этого операцию. По итогам авиационного боя 30 июля 4 советских судна были сбиты. При этом самолет Израиля «Мираж III» был поврежден.
Индо-Пакистанский конфликт
В различные периоды конфликта, сложившегося между Индией и Пакистаном, индийские МиГ-21 демонстрировали свою эффективность. 4 декабря 1965 года один воздушный аппарат Индии повредил пакистанский «Сейбр». В декабре 1971 года сбиты пакистанские истребители, включая F-6 и F-104.
В боях индийские авиационные силы сбили 7 – 8 пакистанских самолетов и повредили 1. Однако индийская авиасила также понесла потери, включая судно, сбитое пакистанским «Сейбром». В 90-х годах МиГ-21 продолжали участвовать в противостояниях с пакистанскими самолетами, сбив и один из них во время Каргильского конфликта в 1999 году.

Египетско-Ливийская война
В период войны между Египтом и Ливией, длящейся недолго, было небольшое количество авиационных боев. 22 июля истребитель Mirage 5 Ливии сбил египетский самолет. На следующий день египетским МиГ-21 удалось победить. При этом 1 МиГом-21 без потерь сбито 3 – 4 «Миража 5» и 1 МиГ-23. В 1979 году, после окончания конфликта, произошла еще одна воздушная схватка, в которой два самолета Египта сбили один Ливии без потерь.
Эфиопо-Сомалийская война
В этой войне МиГ-21С проявил свою эффективность в боях и использовался для защиты воздушного пространства. ВВС Сомали использовали этот истребитель вместе с кубинскими летчиками, поддерживавшими Эфиопию.
Сомалийские пилоты на МиГ-21 смогли сбить 4 истребителя МиГ-21 Эфиопии, 3 F-5, 3 DC-3 и 1 Canberra. Однако в боях с F-5 «Фридом Файтер» сомалийцы потеряли не менее 7 своих МиГ-21.

Афганистан
Во время военных действий в Афганистане самолеты МиГ-21 играли значительную роль. После ухода советских войск некоторые из них были захвачены моджахедами. В 1994 году в Кабуле два МиГ-21 Северного альянса сбили два МиГ-21 моджахедов и захватили пилота в плен.
В течение года альянсовые МиГ-21 сбили еще несколько аппаратов, принадлежащих организациям Дустума и Гульбудина. В 1995 году альянсовые истребители сбили несколько самолетов талибов.
Ирано-Иракская война
Ирак имел 90 – 115 самолетов этого типа. За период с 1980 по 1988 год летчики одержали 29 авиационных побед, включая различные типы иранских и сирийских воздушных суден. МиГ-21 также были и в качестве истребителей-бомбардировщиков для атак на суда Ирана в Персидском заливе.
Один из известных иракских профессионалов, Моххамед Райян, начал карьеру на МиГ-21.

Распад Югославии
В результате распада Югославии и формирования новых государств на ее территории, истребители оказались на вооружении этих стран. Сербия использовала их для защиты границ, а в ходе одной из операций один из них случайно сбил вертолет AB.205 Европейского союза.
В период войны с НАТО, Югославия также использовала самолет, и в одном из случаев он сбил крылатую ракету «Томагавк». Однако в результате воздушных ударов НАТО множество МиГ-21 Югославии было уничтожено.
Другие конфликты
Самолет был использован различными странами в период конфликтов. В Вьетнамской войне на нем одержали 14 воздушных побед.
Китай также использовал самолет для охраны своих воздушных границ и заявлял о сбитии американского бомбардировщика и БПЛА с помощью этих воздушных аппаратов. В 1980 году МиГ-21 Кубы уничтожили катер береговой охраны Багам, что привело к выплате компенсации Кубой. В 1989 году сирийский самолет по ошибке сбил турецкий.

Во время войны в Персидском заливе Ирак также использовал МиГ-21, но их эффективность против многонациональных сил была невысокой, и множество иракских МиГ-21 было либо уничтожено, либо повреждено.
На вооружении
МиГ-21С по-прежнему находится на вооружении многих стран. Он продолжает использоваться как боевой самолет.
Состоит на вооружении
Этот истребитель-перехватчик широко применяется странами мира. На сегодня некоторые из них все еще являются его операторами. Это лишь некоторая часть стран:
- Ангола;
- Индия;
- КНДР;
- Куба;
- Ливия;
- Мозамбик;
- Хорватия и многие другие.

Некоторые из этих стран все еще используют МиГ-21 в ВВС.
Стоял на вооружении
МиГ-21 был широко использован странами в разных частях мира. Вот некоторые из бывших операторов МиГ-21:
- Алжир;
- Азербайджан;
- Бангладеш;
- Вьетнам;
- Гвинея;
- Египет;
- Индонезия;
- Мали;
- Финляндия;
- Словакия;
- Эфиопия и другие.

Это только некоторые из бывших операторов МиГ-21. Самолет использовался во многих странах и играл значительную роль в их вооружении.
Происшествия
В период с 22 сентября 1973 года по 24 ноября 2012 года случились происшествия, связанные с тремя МиГ-21 в Венгрии, Индии и ВВС Нигерии. 22 сентября 1973 года в Венгрии произошла авария трех МиГ-21, в результате повреждены данные самолеты. Затем 24 ноября 2012 года в Индии разбился МиГ-21-93.
Также стоит отметить, что в период с 2010 по 2012 год в ВВС Нигерии случилось три инцидента с новыми самолетами. Эти происшествия вызвали серьезную озабоченность и внимание военных и экспертов.
Памятники и экспонаты музеев
Несколько экземпляров МиГ-21С были сохранены в память о его значимости и выставлены в различных музеях по всему миру.
Вот несколько музеев, посвященных авиации, и их особенности:
- Государственный музей авиации в Киеве, Украина. Представляет богатую коллекцию самолетов и экспонатов, отражающих различные этапы развития авиации.
- Музей авиации в Кургане, Россия. Предлагает уникальную возможность познакомиться с историей авиации и рассмотреть самолеты.
- Музей авиационной техники в Таганроге, Россия. Представляет разнообразные экспонаты, включая самолеты разных моделей и периодов.
- Авиаремонтный завод в Одессе, Украина. Занимается ремонтом и обновлением самолетов МиГ-21 с 1970 года, предлагает возможность увидеть эти самолеты в летном состоянии.
Эти музеи представляют интерес для любителей авиации и предлагают возможность познакомиться с историей и развитием авиации.

Интересные факты
МиГ-21 – истребитель, который оставил свой след в истории. Интересные факты:
- В 1966 году МиГ-21 был угнан. Преступление совершил пилот Мунир Редфа из Ирака, проникнув над Израилем, где его преследовал истребитель «Мираж». Это событие раскрыло не одну тайну о советском самолете.
- Самолет, поставленный в Хорватию из Украины, обновлялся, но использовались старые запчасти, из-за этого пять из них не эксплуатируются.
- Сирийский самолет сбивался в Сирии. По версиям, пилот либо был расстрелян в воздухе, либо истребитель упал по техническим причинам.
- Индийские самолеты «Бизон» показали надежность, победив со счетом 9:1 в показательных боях против американских истребителей F15 и F16. Они заслужили свою славу.

МиГ-21С – самолет, который вошел в истории авиации. Его конструкция и характеристики сделали его надежным военным инструментом. Он участвовал не в одном конфликте и продолжает оставаться значимым элементом вооружений многих стран.
А что вы знаете об этой боевой машине? Поделитесь интересными сведениями!