Истребитель МиГ-23 (12 фото): характеристики и описание реактивного самолета, модификации, скорость, чертеж, шасси, кабина, вооружение

МиГ 23 истребитель Истребители

МиГ-23 относится к истребителям многоцелевого характера советского производства. Изменение стреловидности крыла во время полёта – одна из главных особенностей, хотя и далеко не единственная. Первый полёт совершён в 1967 году с А. Ф. Федотовым за рулём.

История разработки истребителя МиГ-23

Со второй половины 60-х годов прошлого века за разработку военного воздушного транспорта отвечало конструкторское бюро Микояна. Машину проектировали, чтобы она заменила предыдущее юпоколение машин, МиГ-21, который считали устаревшим.

Именно поэтому боевые и лётные характеристики должны были поднять новую серию на уровень выше в сравнении с предшественником . Крыло здесь – самая большая инновация. Геометрия этой части меняла угол в пределах значений от 16 до 72 градусов.

Московский авиастроительный завод «Знамя труда» отвечал за серийный выпуск. Бортовое оборудование, силовая установка были качественными, современными. Манёвренные способности аппарата также планировали улучшить. Присутствовали и другие изменения:

  1. Площадь крыльев заметно увеличилась.
  2. Бак с топливом расположился под фюзеляжем.
МиГ 23 истребитель история
Московский авиастроительный завод «Знамя труда» отвечал за серийный выпуск истребителей

Лёгкая модификация МиГ-23 МЛ была разработана, чтобы противостоять модели самолётов США. Здесь присутствовали свои отличия:

  1. Мощная силовая установка.
  2. Укороченный фюзеляж и форкиль аппарата

Усовершенствованную модель начали выпускать с 1976 года. В другие страны мира самолёты тоже поставляли, и очень активно. А стандартная модель в дальнейшем использовалась, как база для самолёта-перехватчика.

Модификаций МиГ-23 создали много, последняя из них появилась в 1970 году. МиГ-23МЛД отличался высокой устойчивостью даже при большой скорости и совершении виражей.

Новая система БРЛС упрощала одновременное отслеживание до шести целей. Техника снабжалась тепловыми ракетами-ловушками, отводящими зенитный огонь.

Описание конструкции реактивного самолета

Это высокоплан, стреловидность которого легко меняется.

Фюзеляж

Здесь размещена не только кабина экипажа, но и другие компоненты:

  1. Двигатель.
  2. Три внутренних бака с топливом.
  3. Радиолокационная станция, которую закрывает обтекатель.
  4. Пушка ГШ-23Л.

Имеется отсек для передней стойки шасси. Панели вместе со шпангоутами формируют основу фюзеляжа. Часть деталей фиксируют заклёпками, а часть – электросваркой.

Крыло

Центральный отсек формируется именно за счёт части крыла, которая остаётся неподвижной. В этой же части размещены другие элементы, включая:

  1. Топливные агрегаты.
  2. Баки.

МиГ 23 истребитель крыло

Первые способствуют формированию надёжного соединения между центральной секцией и поворотными консолями. Гидромотор СПК-1 приводит в действие всю систему.

Характерно применение двухлонжеронной конструкции консолей. Пилот легко может использовать гидравлическую систему, чтобы отклонять законцовку крыла на 20 градусов.

Механизация крыла выполнена на титановой и алюминиевой основе. Благодаря этому повышается защита от нагрева на больших скоростях.

Система управления полетом

Пилот использует рукоять, чтобы транспорт двигался вверх либо вниз. Педали нужны, чтобы регулировать крен. Угол раскрытия крыла изменяется при помощи специального рычага, размещённого в кабине.

Присутствуют тормозные щитки. Они в равной степени снижают скорость движения как во время манёвров, так и при посадке.

Установка на крыло интерцепторов повышает эффективность стабилизаторов. Можно не бояться перекоса рёбер, ведь есть механический синхронизатор.

Силовая установка

ТРД Р-35-300 – современная на тот момент силовая установка, которая присутствовала у продвинутой модификации машины МиГ-23МЛД. У предыдущих версий ставили два варианта:

  1. Р27Ф2М-300.
  2. Р29Б-300.

На истребителе монтировали систему подачи кислорода, чтобы пилот мог легко запускать все эти двигатели, в том числе, когда транспорт находится в воздухе.

Система управления воздухозаборниками двигателей

Параметры воздухозаборников регулируются автоматически либо в ручном режиме, поэтому устройство снабжают системой АТС-23. Она самостоятельно выбирает одну из трёх программ для управления в зависимости от того, на каком режиме летит самолёт. Ручной вариант считается аварийным.

МиГ 23 истребитель управление
Параметры воздухозаборников истребителя регулируются автоматически

Гидравлическая система

МиГ-23 снабжали двумя разновидностями гидросистем:

  1. Общая.
  2. Разгонная.

Последний вариант присутствовал, чтобы подводить усилия к следующим элементам:

  1. Обычные тормоза.
  2. Пневматические тормоза.
  3. Руль направления.
  4. Гребень поворота.
  5. Закрылки.
  6. Стабилизатор.
  7. Шасси.

Вторая система очищала и спускала аварийный турбонасос. Она же обеспечивала усилия для стабилизаторов, интерцепторов. Поворот консолей крыла требовал задействовать обе разновидности систем.

Электрооборудование

В МиГ-23 работают бортовые системы, которым в равной степени необходим переменный и постоянный ток. Источниками выступают генераторы двух моделей:

  1. СГК-30/1.5.
  2. ГСР-СТ-18/70 КИС.

Преобразователь для электрических машин, аккумуляторная батарея 15-СКС-45Б используются, как аварийные источники питания.

Генератор ГСР-СТ-1870 КИС
Генератор модели ГСР-СТ-18/70 КИС

Через внешние стандартные разъёмы подаётся электрическая энергия, когда воздушные суда обслуживаются на земле.

Шасси и тормозной парашют

Есть две основные стойки шасси, к которым добавляется передняя – с поворотными колёсами. Их выпуск и уборка предполагают, что задействуется гидравлика. Резервная система пневматическая, хотя в первых версиях именно её сделали основной. Тормоза с гидравлическим приводом добавили к колёсам боковой тележки.

Специальный парашют поместили внутри контейнера, который расположен внизу киля истребителя. Это позволило создать дополнительное торможение, когда пилот приземляется на землю. Достаточно нажать на одну из кнопок в кабине, чтобы управлять механизмом. Никаких изменений такой вариант системы не потерпел.

МиГ 23 истребитель парашют
Парашют позволяет создать дополнительное торможение истребителя

Топливная система

Фюзеляж с крыльями в этом самолёте вмещают топливные баки. Изначально технику дополняли только 10 приспособлениями, но потом решено было облегчить устройство.

Всего осталось 3 бака из фюзеляжа, 4 из крыльев. Дальность боя при такой компоновке уменьшается, но манёвренность выигрывает.

Во время полёта топливо служит в качестве жидкости для охлаждения. Два подвесных бака находятся под крылом, ещё один добавляют под фюзеляжем.

Приборное и кислородное оборудование

Пилот легко управляет следующими характеристиками транспорта:

  1. Высота полёта.
  2. Скорость мотора.
  3. Положение по отношению к горизонту.
  4. Гидравлическое давление.
  5. Количество оставшегося топлива.
  6. Угол атаки.
  7. Перегрузка из-за тока.
  8. Состояние воздухозаборника.
МиГ 23 истребитель пилот
Пилот истребителя легко управляет высотой и скоростью

Приборная панель включает в себя всю информацию, которая необходима летчику.

Шесть кислородных баллонов относят к дополнительным видам оборудования. Ггаз подаётся даже на высоте до 8 000 метров – прямо в шлем или к герметичной маске. Смесь внутри по своему составу очень похожа на атмосферный воздух. Кислородное оборудование способно работать и в аварийном режиме, который активируется при разгерметизации.

Тактико-технические характеристики

Наименование Точная цифра
Максимальная скорость полёта на высоте 2 445 км/ч
Максимальная скорость у земли 1 350 км/ч
Перегоночная дальность с подвесными баками 2 820 км
Дальность без подвесных баков 1 950
Потолок 19 000 м
Стартовая масса 17 800 кг
Высота 5,77 м
Длина 16,7 м
Размах крыла 7,8/14 м

Модификации истребителя

Следующие варианты истребителя стали самыми известными:

  • МиГ-23БН. Бомбардировщик достаточно крупных габаритов. 1973 – 1985 гг. обозначены, как годы выпуска. Благодаря разработке позднее появился самолёт версии МиГ-27.
  • МиГ-23Б.Тоже разновидность бомбардировщика, только боевая. Выпустили всего 24 машины, это случилось в 1971 году. Радиолокационной станции у этой техники нет.
  • МиГ-23МЛГ и МЛДГ. Главное назначение – создание препятствий для работы РЛС. Экспериментальная модель, которая была нужна испытательным станциям.
  • МиГ-23МЛД. Одна из лучших модификаций. С увеличенной манёвренностью и аэродинамической конструкцией. Бортовое оборудование здесь тоже отличается улучшенными тактико-техническими характеристиками, отдельного внимания заслуживает радиолокационная станция. Присутствует оборудование, запускающее тепловые пушки, то есть, ни одна ракета с инфракрасной поисковой головкой не может заметить транспортное средство.
  • МиГ-23П. Разновидность перехватчика, заменившая более старые модели.
  • МиГ-23МЛ. Тот же истребитель, только в облегчённой версии. Один из баков из фюзеляжа убрали, чтобы уменьшить вес. В то же время добавили мощный двигатель, поставив вариант R35F-300. Электронное оборудование полностью заменили, прицел, видоискатель и бортовая РЛС также улучшили характеристики.
  • 23МФ. Вариант истребителя, который предназначался для экспорта.
  • 23МС. С ракетами средней дальности – Р-23Т и Р-23Р. Присутствует отклоняемая законцовка крыла.
  • 23Л. Выпуск самолётов начался ещё в 1971 году. К ним добавили новые прицелы, радиолокационные станции и датчики тепловой пеленгации.
  • 23С. Одна из серийных модификаций, которая появилась первой в своём роде. Бортовое оборудование упростили, чтобы во время эксплуатации возникало меньше проблем.
МиГ 23МФ истребитель
Истребитель МиГ 23МФ предназначался для экспорта

МиГ-23 использовали для большого количества летающих лабораторий, которые помогали испытывать вооружение и разные системы для истребителей четвёртого поколения. И сложно найти объяснение тому, что какой-то из вариантов потерпел крушение в США во время авиашоу.

Преимущества и недостатки истребителя

Сильные стороны машины описывают следующим образом:

  • быстрый разгон, тем более, если сравнить с представителями четвёртого поколения;
  • применение большого количества вооружения, вне зависимости от расположения целей – хоть на земле, хоть в воздухе;
  • способность принять внушительную полезную нагрузку при полётах;
  • взлётно-посадочные характеристики;
  • длительные полёты с крейсерской скоростью. Достаточно выбрать оптимальный угол для раскрытия крыла.
МиГ 23 истребитель преимущества
Истребитель МиГ 23 быстро разгоняется и способен на длительные полеты

У конструкции были и минусы, особенно в первых моделях, поступивших на вооружение. У изделий часто присутствовал усечённый состав вооружения, функционал был ограничен, надёжность – не очень высока. Проблемы удалось исправить в модификациях, выпускавшихся позднее.

Применение в военных действиях

Поставки истребителей МиГ-23 начались и в Сирию, ещё в 1973 году. Их часто можно было увидеть в качестве прикрытия воздушного пространства государства.

В 1974 году уже состоялось первое участие в боевых действиях. Тогда транспорт использовали, чтобы наносить удары по позициям, где укрылись курдские боевики.

Вооружённые конфликты 1980-х годов сложно представить без этой техники. В ходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов против наземных целей отлично себя показывали МиГ-23БН.

МиГ 23 военные действия
В 1974 году состоялось первое участие в боевых действиях

В Афганской войне лётчики тоже активно пользовались техникой. Потери за четыре года вооружённых столкновений оказались не очень большими, несмотря на то, что точность во время боя оставляла желать лучшего.

Несколько столкновений с участием самолётов произошло между СССР и КНР после того, как страны разорвали отношения друг с другом.

МиГ-23БН активно применялись Сирией. Потом этому же государству поступали МиГ-23МЛ.

МиГ-23 сбил один из израильских БПЛА в апреле 2002 года.

Гражданская война в Сирии 2012 года также не обошлась без представителей данной серии. Тоже самое касается ещё один значимый эпизод – Война в Персидском заливе.

Есть ещё несколько стран, конфликты в которых предполагали использование самолётов МиГ-23 разных серий:

  • Ботсвана;
  • Ангола;
  • Эфиопия;
  • Нагорный Карабах.

МиГ 23 война

И везде они оказались достаточно эффективными, чтобы Россия могла продолжать экспорт.

Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации

К началу 60-х годов в СССР начала развиваться ракетная техника. Поэтому авторитет боевых самолётов начал падать.

Но это не помешало выпустить сначала сам МиГ-23, а затем большое количество модификаций.

Появились истребители-бомбардировщики МиГ-27. Они отличались изменённой конфигурацией носового обтекателя, что положительно сказывалось на обзоре наземных целей. На экспорт поступали самолёты, относящиеся к серии МЛ.

23-й МиГ серии МЛД поставляли официально для советских ВВС. Истребитель обладал следующими особенностями:

  • авиационное оборудование с серьёзными усовершенствованиями;
  • система, устанавливающая активные помехи;
  • усиление в планере.
МиГ 23 разработка
Истребители МиГ 23

Эта модификация предполагала изготовление 66 единиц техники. Частично под МЛД переделывали изделия МЛ.

Обнаружение целей на фоне земли значительно упростилось благодаря новым разработкам. Истребитель мог одновременно сопровождать до 6 целей. Была характерна установка контейнеров, чтобы отстреливать тепловые пушки, при полёте на малых высотах такое решение стало особенно эффективным. Истребитель долго и уверенно защищал Родину.

Но во многих странах прекратили его техническое сопровождение, как только Советский Союз распался. До десятка МиГов были проданы в третьи страны – от Египта до США. Лётчики использовали технику, чтобы изучить её технические и тактические свойства.

Активно проводили бои с аналогами американского производства. Но облетать самолёты в полной мере не получилось из-за того, что к ним отсутствовала техническая документация, запасные части. Китай относился к последним странам, где производили 23-е МиГи.

Технику активнее всего применяли во время событий, в которых также были задействованы американские самолёты 4-ого поколения, включая Ф-16 и Ф-15.

МиГ 23 события
Китай относился к последним странам, где производили 23-е МиГи

За рубежом устройства проигрывали в основном из-за того, что пилоты не прошли достаточную подготовку. Появление советских инструкторов за рулём меняло ситуацию в лучшую сторону. Именно они одерживали победы, когда управляли транспортом.

Самолёты серии МиГ-23 разрабатывали на замену МиГ-21, которые считались лёгкими истребителями. Последний хорошо показал себя во Вьетнаме при столкновениях с противниками, но его вооружения со временем перестало хватать для огневого воздействия в прифронтовых полосах. 250 км – максимальный радиус боевого применения самолёта, этого явно не хватало по сравнению с конкурентами. Поэтому и было решено переходить на новое, третье поколение, которое, в целом, оказалось весьма успешным.

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий