Советский Союз славился на весь мир мощными боевыми самолетами. Военные столкновения со столь грозным противником вызывали у других стран трепет. Скорость, маневренность и возможность выполнять перехваты делали самолеты непревзойденными в своей эпохе. Легкая конструкция в сочетании с использованием композитных материалов позволяли такой технике выдерживать колоссальные нагрузки и выжить экипажу даже после серьезных повреждений.
- История сверхзвукового самолета МиГ-27
- Конструкция МиГ-27
- Планер
- Фюзеляж
- Крыло
- Вертикальное оперение
- Фонарь кабины
- Катапультируемое кресло
- Шасси
- Воздухозаборник
- Топливная система
- Гидросистема
- Воздушная система
- Система кондиционирования кабины
- Бортовое радионавигационное оборудование
- Вооружение МиГ-27М
- Аналоги самолета
- Модификации самолета
- Тактико-технические характеристики МиГ-27
- На вооружении
- Интересные факты боевого применения сверхзвукового истребителя МиГ
История сверхзвукового самолета МиГ-27
МиГ-27 является сверхзвуковым штурмовым самолетом. Эта модель была спроектирована еще в СССР. Разработка производилась на базе модели более старого поколения МиГ-23. В современной модернизации кабина МиГ-27 приобрела улучшенную модификацию с целью нанесения ударов по наземным целям.
Группа боевых самолетов МиГ-23 была нацелена на широкомасштабный экспорт. Новые самолеты поставлялись союзникам Советского Союза по Варшавскому договору и некоторым странам Ближнего Востока, Африки и Азии.

Позже бывшие в употреблении машины уходили со складов СНГ в различные части мира, что позволило МиГ-23 оставаться в эксплуатации за границей дольше, чем в России, где одномоторные боевые самолеты были сняты с производства в 1997 году. Сделка по продаже была хорошей перспективой.
В 1960 годах руководством Советского Союза был отдан приказ провести разработку штурмовиков более нового поколения и приобрести боевой опыт. 1970 году данная модель совершила свой первый полет. Машины участвовали в боевых действиях в Сирии (как против Израиля в 1970-х годах, так и во время гражданской войны в Сирии), Ливии, Ираке, Анголе и Судане. Истребители-бомбардировщики также воевали в Афганистане, Ираке, Ливии и Шри-Ланке.
Многочисленные единицы этих самолетов продолжали использоваться многими странами мира вплоть до двухтысячных годов. Однако с течением времени многие из них были отстранены от полетов, так как на смену пришла модернизированная техника.
Конструкция МиГ-27
Конструкция самолёта разработана на базе истребителя МиГ-23. Однако новая модель имела множество модификаций. Разработчиками изначально ставилась задача усовершенствовать истребитель таким образом, чтобы он лучше выполнял функцию штурмовика и более точно наносил удары по наземным целям. МиГ-27 владеет некоторыми отличительными особенностями в конструкции.
Самолет состоит из нескольких основных частей, к ним относятся:
- фюзеляж;
- крылья;
- двигатель;
- вооружение;
- кокпит.
Более детально остальные части этой летающей боевой машины будут рассмотрены ниже.
Планер
Не каждому понятно, для чего нужен и в чем заключается основная задача планера, поэтому этот момент стоит разъяснить. Планер – это своеобразная конструкция, позволяющая разместить внутри самолета основные части нагрузки, экипаж и уравновесить баланс при полёте.
Планер самолета состоит из нескольких разделенных по конструктивным особенностям между собой частей. Сюда входят:
- фюзеляж и его носовая часть;
- отсеки и спецоборудование, находящиеся за кабиной в головной части фюзеляжа;
- баки для топлива;
- неподвижные элементы крыльев.
Сбоку расположены отсеки для сбора воздуха. Также в планерах вмонтирован яркий фонарь, располагающийся внутри кабины.
Сюда можно отнести крылья с подвижными консолями. Каждая из консолей оснащена яркими фарами, которые находится под управлением закрылками, а также топливные баки-отсеки.
В хвостовой части самолета располагались еще несколько частей:
- бак для топлива;
- киль;
- руль поворота;
- стабилизаторы.
Фюзеляж
Фюзеляж самолету нужен по нескольким важным причинам. В первую очередь, это одна из важных структурных частей конструкции. Благодаря ей самолет становится прочным и не колеблется при полетах. Также этот элемент служит, как защитный барьер для летчиков от давления внешней среды.
Конструкторами сюда были внесены все важные системы:
- двигатели;
- горючее в баке;
- электроника;
- вентиляция.

Фюзеляж выполнен из сплава алюминия. Это позволяло придать конструкции особую легкость.
Крыло
Это одна из важных частей самолета. Элемент берет на себя ключевую нагрузку при полете.
Крылья – это своеобразная подьемная сила самолета. Благодаря этому он держится в воздухе. Форма крыльев разработана таким образом, чтобы основная масса потоков воздуха находилась под крылом, позволяя самолету взлетать.
У данного образца крылья состоят из двух частей. Также тут расположены двухповоротные консоли в виде трапеции. Благодаря этому истребитель меняет угол полета на 16 – 45 градусов. Все углы крыльев приварены специальным образом и между собой образуют сварную вилку.
Вертикальное оперение
Еще один важный элемент, он помогает стабилизировать полет. Вертикальное оперение расположено на верхней части стабилизатора. Тут разместили и руль направления.
С помощью вертикального оперения самолет меняет свое направление по заданному курсу. С такой конструкцией истребитель может маневрировать. Вертикальное оперение разрабатывалось специально с целью стабилизации аппарата при полете.
Фонарь кабины
Фонарь кабины является важным элементом и защищает пилота от внешней вибрации, создает хороший обзор для полета. Сам фонарь выполнен в виде прозрачной панели из пластика или специального стекла.
Фонарь в данной модели оснащен системой очистки и обогрева. Это позволяет предотвратить запотевание и замерзание во время полетов и тем самым обезопасить экипаж. Фонари необходимы особенно в ночное время суток и во время плохих метеоусловий.

Катапультируемое кресло
Кресло является стандартным элементом безопасности. Его прямая задача – спасение пилота во время аварийной ситуации. Модель МиГ-27 оснащена системой аварийного выброса. Благодаря этому пилот может беспрепятственно и самое важное быстро покинуть поврежденную кабину.
Вся система работы таких кресел построена на системе воздуха под давлением. Запуск осуществляется при помощи специальной автоматической пробки при возникновении угрожающей жизни ситуации. Кресло выбрасывается с огромной скоростью.
Каждое кресло оснащено парашютной системой, которая разворачивается после того, как кресло выбрасывается. При помощи парашюта пилот безопасно садится на землю. Вся военная техника для полетов включает катапультируемые элементы.
Шасси
Шасси самолета МиГ-27 – это система, которая обеспечивает посадку и взлет. Оно состоит из колес и подвески, которые позволяют истребителю перемещаться по земле, взлетать и садиться безопасно.

Шасси имеет три основных колеса: два главных и одно переднее. Главные колеса расположены под крыльями, а переднее колесо находится под носом. Колеса выполнены из прочных материалов, чтобы выдерживать нагрузки при посадке и взлете.
Подвеска шасси обеспечивает амортизацию и поглощение ударов при посадке. Она позволяет колесам двигаться вверх и вниз, чтобы смягчить удары и обеспечить стабильность самолета во время посадки.
Шасси МиГ-27 способны складываться и разворачиваться внутри самолета во время полета. Это позволяет улучшить аэродинамические характеристики и уменьшить сопротивление воздуха. Шасси является важной частью конструкции, которая обеспечивает его маневренность на земле и безопасность при посадке и взлете.
Воздухозаборник
Воздухозаборник МиГ-27 необходим для поступления воздуха в двигатель самолета. Он расположен на передней части самолета. Этот элемент сам по себе нерегулируемый.
Топливная система
Система топлива МиГ-27 выполняет ключевую роль в бесперебойной подаче горючего для двигателя самолета. Данная система сформирована из нескольких элементов. Самыми важными элементами в данном случае являются:
- фильтры;
- топливные линии;
- системы управления;
- насосы.
Чтобы топливо не разливалось, используют специально сконструированные топливные баки. Как правило, баки вмонтированы в фюзеляж и боковые крылья. Система насосов отвечает за бесперебойную подачу топлива.
Фильтры необходимы для очистки топлива от ненужных примесей и загрязнений, которые способны повредить двигатель. Чтобы топливо не подавалось хаотично, в работу включается специальная система контроля подачи.

Гидросистема
Данная система состоит из двух разделенных частей. Первая часть – бустерная, вторая часть – общая. Каждая из частей абсолютно автономна. Каждый элемент двух систем оснащен насосом производительности.
Система активизируется благодаря двигателю самолета, включает:
- механизм летной нагрузки педалей;
- переключение передач;
- контроль стабилизатора;
- авто торможение колес при уборке шасси.
Воздушная система
В каждой модели МиГ-27 находится воздушная система. Это создано для того, чтобы осуществлялась правильная подача воздуха в систему двигателя, охлаждения и торможения в воздухе. Данная система способна обеспечить двигатель МиГ-27 воздухом, необходимым для сгорания топлива и обеспечения нужной тяги.
Сюда входит также воздушный фильтр. Его прямая функция – это очищение элементов тяги от попадания частиц и загрязнений.
Если двигатель перегреется во время полета, это может привести к его выходу из строя.
Поэтому система охлаждения является одним из ключевых элементов для поддержания оптимальной работы двигателя. Сюда входит также система охлаждения масла, охлаждения воздуха, которая помогает понизить температуру внутри двигателя.
Система кондиционирования кабины
Система вентиляции отвечала за поступление свежего воздуха в кабину и удаление отработанного воздуха. Она обеспечивала циркуляцию воздуха и поддерживала оптимальные условия внутри кабины.
Система регулирования температуры позволяла пилоту контролировать температуру в кабине в зависимости от внешних условий. Она давала возможность поддерживать комфортные условия внутри кабины во время полета.

Бортовое радионавигационное оборудование
На борту истребителя МиГ-27 стоит вычислительная машина Орбита-20-23К. Также тут установлен прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23. Не обошлось и без комплекса КН-23. Самолет оснащен лазерной навигацией и визирной головкой С-17 ВГ в кабине летчика. Кроме того, есть:
- система автоуправления САУ-23;
- система воздушных сигналов;
- радионавигация РСБН-6С;
- система идентификации «свой – чужой».
Вооружение МиГ-27М
- Авиационные ракеты, включая ракеты «воздух – воздух» и «воздух – земля».
- Авиационные пушки. МиГ-27М был оснащен авиационной пушкой ГШ-23Л, которая имела калибр 23 мм и высокоскоростные снаряды.
- Бомбы и снаряды. Самолет мог носить различные типы бомб и снарядов для нанесения ударов по наземным целям.
- Ракеты-торпеды. Некоторые варианты МиГ-27М могли носить ракеты-торпеды для атаки надводных целей.
Аналоги самолета
Помимо известного аппарата существует не менее известный аналог Су-17. Штурмовик разработан на основе истребителя Миг-21. Основное назначение – это атака на наземные цели. Модель, в отличие от предшественника, имела многоцелевое направление. Штурмовик разработан специально для поддержки наземных войск. Он имел высокую маневренность и мощную вооруженность.
Еще одна интересная модель – это Су-34. Известен, как тактический бомбардировщик, прямой наследник Су-24. Он оснащен модернизированной навигацией и вооружением.
Модификации самолета
Модификация МиГ-27 – МиГ-27К с вооружением. На борту установлены многочисленные бомбы, ракеты, пушки. Модификация – по сути, улучшенная модель с конструкцией наведения и прицельной аппаратурой. Модель подходит для выполнения штурмовых задач.
МиГ-27М. Такая модификация включала улучшенные двигатели и системы наведения, что повышало его маневренность и точность удара. Также самолет перевозил разные бомбы и мины беспрепятственно.

МиГ-27МЛ – еще одна модификация. Модель разработана для выполнения ночных операций со встроенными датчиками ночного видения. МиГ-27МЛ также имел возможность нести специальные ночные ракеты и бомбы.
Модификация МиГ-27МЛД предназначалась для выполнения задач в условиях плохой видимости и включала улучшенные системы подавления радара и наведения. В модели было дополнительное оборудование для транспортировки ракет и бомб.
Тактико-технические характеристики МиГ-27
- длина: 17,10 метров;
- размах крыла: 13,8 метров;
- высота: 5,0 метров;
- скорость: 1,48 Маха (1 550 км/ч);
- дальность полета: 2 100 км;
- практический потолок: 13 000 метров;
- вооружение: ракеты «воздух – земля» и бомбы.

На вооружении
МиГ-23 – это истребитель вертикального взлета и посадки с крылом изменяемой геометрии, который впервые поднялся в воздух в июне 1967 года. Разработка шла по двум параллельным направлениям: сначала как истребитель-перехватчик с двухместным учебно-тренировочным вариантом, а затем как истребитель-бомбардировщик, который превратился в МиГ-27, используемый советскими ВВС. Аппарат, в свою очередь, постепенно совершенствовался, как МиГ-27Д/МиГ-27М и МиГ-27К.
После двух лет испытаний самолет под кодовым названием поступил на вооружение в 1969 году. МиГ-27 числился на вооружении у нескольких стран, основные:
- Индия;
- Казахстан;
- Украина;
- Бангладеш и другие.

Точный список стран, которые все еще используют МиГ-27 постепенно меняется. Этот самолет разработан несколько десятилетий назад, и большинство стран постепенно заменяют аппарат на современные модели.
Интересные факты боевого применения сверхзвукового истребителя МиГ
В период начала советско-афганской войны МиГ-27 применяли для поддержки войск СССР, отражения атак повстанцев. Истребитель выполнял сложные задачи. Сюда входила программа разведки и бомбардировки. Также эти самолеты интенсивно использовались в южной Азии. Часто задействовались в индо-пакистанской войне.
Истребитель прославился способностью выполнять атаки на наземные цели. Он держал курс на малой высоте и использовал прибор для маскировки от радаров противника. Время от времени МиГ-27 использовался для атак на морские цели, включая корабли противника.
Непрерывный прогресс науки открывает двери для усовершенствованных самолетов. Технологии постоянно меняются, военная промышленность работает неустанно, каждый год разрабатываются и модернизируются огромное количество единиц новой техники. Возможно, в будущем мир увидит совершенно новое поколение истребителей. Разработки в области военной промышленности внесут еще больший процент в безопасность и защиту страны. Самолеты дают стране значительное превосходство в воздушном пространстве и позволяют осуществить защиту территории. Это ключевой фактор стабильности и мира.
А что Вы знаете об этой машине? Поделитесь интересными фактами!