Истребитель МиГ 29 (10 фото): технические характеристики, модификация двигателя, год выпуска, максимальная скорость самолета, кабина, вооружение, чертеж

МиГ 29 истребитель Истребители

Советскую оборонную промышленность часто недооценивали реальные и потенциальные противники, но позже получали доказательства ее превосходства. Конструкторы СССР не раз создавали образцы техники, которые позже считались эталонными среди множества государств, причем как дружественных, так и враждебных. Автоматы Калашникова и Шпагина, танки Т-34, Т-54 и знаменитая «Катюша» – слава об этих военных изобретениях вышла далеко за территорию Советского Союза. Это веяние не обошло и такую отечественную классику, как МиГ.

История создания сверхзвукового самолета МиГ 29

Конструкторское бюро инженеров А.И. Микояна и М.И. Гуревича проявило себя еще в довоенное время, в 1940 году. Именно тогда из-под их крыла вышел самолет истребитель, который по характеристикам обходил своих иностранных конкурентов. Не все было идеально, прототип обладал рядом недоработок, однако даже при первых испытаниях стало понятно, что эта машина с обтекаемыми обводами станет достойным конкурентом германских, британских или американских истребителей.

КБ МиГ не просто не отставали от тенденций в мировом авиастроении. Инженеры пытались быть впереди них и диктовать свои правила.

МиГ 29 истребитель создание
МиГ 29 достойный конкурент германских, британских или американских истребителей

Первый выпуск реактивных МиГ 9 был ответом на взятие на вооружение США этого класса истребителей. До определенного момента американские истребители от Нортропа считались в США не имеющими конкурентов. Новый МиГ 15 стал для западных конкурентов неприятным сюрпризом, так как по скорости и маневренности он превосходил американские аналоги.

Во время воздушных боев на Вьетнамом достойно показали себя МиГ 17 и МиГ 21. Сверхмощный МиГ 25 много раз разрезал небо над Тель-Авивом во время Израильско-египтянской войны. Да, он не наносил удары, потому что не нес на себе вооружения, однако сам факт того, что советский самолет может безнаказанно летать над городом, в котором размещены новейшие средства противовоздушной обороны США, заставил задуматься многие умы.

Советские МиГи, показывая себя с лучшей стороны в региональных конфликтах, не нуждались в рекламе. Они были живым доказательством того, что советские инженеры могли показывать стабильно высокий уровень при изготовлении боевой техники. МиГ 29 стал квинтэссенцией всех наработок, которые успешно применяются и по сей день.

Как и многие образцы военной техники, МиГ 29 появился в результате гонки вооружений между нашим государством и Западом. 1960-1970-х годах на вооружении Америки и дружественных ему стран находились различные вариации истребителя F-4 «Phantom». Стоит отдать должное, эта машина была удачной во многих аспектах и была способна выполнять различные задачи – от поражения наземных вражеских целей до противостояния воздушным силам противника.

Однако опыт Вьетнамской кампании показал, что наши МиГ 21 и более ранние МиГ 17 составляют серьезную конкуренцию западному «Фантому». Столкновения между этими самолетами чаще всего заканчивались не в пользу F-4, поэтому встал вопрос о его замене на более современные образцы воздушной техники. Так появились F-14 «Tomcat» и F-15 «Eagle».

Теперь уже советские ВВС стали нуждаться в достойном аналоге «Коту» и «Орлу», задача по созданию которого легла на плечи уже зарекомендовавшего себя КБ МиГ. Им и стал новейший перехватчик МиГ 29, который был принят на вооружение армии СССР в 1982 году.

Технические и летные характеристики: максимальная скорость МиГ 29

Технические характеристики МиГ 29 можно назвать более удачными по сравнению с американскими аналогами-современниками (для сравнения можно взять F-14 и F-15). Размах крыла перехватчика СССР немного превышает 11 метров, длина корпуса со штангой дозаправки достигает 17 метров (что на 2 меньше чем у аналогичных американских перехватчиков). Масса МиГ-29 также легче, чем у американских машин – 15 тонн против 18. Суммарная турбинная тяга в 17 600 кН превышает западные показатели примерно на 3000-4000 кН.

МиГ 29 истребитель характеристики
Размах крыла МиГ 29 превышает 11 метров

Благодаря интегральной компоновочной схеме планера конструкторам удалось уменьшить площадь крыла до 38 м2, не потеряв при этом в удельной нагрузке. Наш самолет может достичь отметки скорости в 2 450 км/ч, чем уступает F-15 на 200 км/ч, но обходит в этом плане F-14, который за час не может пролететь выше 2 000 км. Корабельная модификация МиГ-29 может развить максимальную скорость до 2 300 км/ч.

Для взлета МиГу нужна взлетно-посадочная полоса длиной 700 метров, форсажный режим позволяет сократить это расстояние до 260 м. При этом для посадки самолету достаточно 600 м., что дает возможность использовать самолет в условиях корабельной палубы (с системой тросового тормоза) или малоподготовленных аэродромов. Во время Югославской войны бывали случаи, когда самолет взлетал прямо с автомобильного шоссе. Стоит отметить, что американские аналоги по таким показателям не уступают и обладают примерно такими же возможностями.

Потолок высоты, на которую может подняться МиГ, составляет 17 км. Крейсерская скорость равняется 850 км/ч, посадочная скорость достигает 235 км/ч. Расход топлива – 78,5 кг/кН*ч. Шасси трехопорное. Скороподъемность – 320 м/с.

Советский МиГ-29 в целом превосходит по ТТХ аналогов-современников. Его можно назвать уникальным благодаря возможности «зависнуть» в воздухе и сделать себя тем самым невидимым для вражеских средств ПВО. Отечественное авиастроение серьезно шагнуло вперед после разработки перехватчика. Не стоит забывать и о высоком потенциале к модернизации. Модификации МиГ-29 отвечают различным условиям и боевым задачам и отличаются по функциональному назначению.

Также стоит отметить, что цена производства одного летательного аппарата дешевле того, сколько стоит изготовление тех же F-14 и F-15.

Особенности конструкции

Рассмотрим особенности конструкции МиГ 29.

Вооружение истребителя

Вьетнамская кампания показала бесперспективность ведения боя «воздух-воздух» с помощью одних ракет. Поэтому помимо ракетных пилонов вооружение МиГ 29 включает автоматическое 30-миллиметровое орудие ГШ-301 с водяным охлаждением, выстреливающее 1500 снарядов в минуту. Боезапас оружия составляет 100 выстрелов.

Для ракетного вооружения предусмотрены пилоны-носители, причем конструкция подвесных узлов разработана с потенциалом использования более современных видов ракет. Всего на МиГ 29 смонтировано 6 ракетных пилонов, на которые в зависимости от планируемой цели обстрела устанавливаются различные управляемые ракеты. Для работы по наземным объектам и тяжелой технике используются Х-25М, наведение которых осуществляется посредством лазерного луча или телевизионного канала. Для корректировки огня неуправляемых кассетных боеприпасов и бомб применяется РЛС.

МиГ 29 истребитель вооружение
Конструкция разработана с потенциалом использования более современных видов ракет

МиГ может сражаться и с морскими целями. Для поражения кораблей можно использовать управляемыми УР Х-29 или сверхзвуковыми Х-31 А. Общая масса ракетного и бомбового вооружения составляет 3 и 4-5 тонн для базовой и модернизированной версий соответственно.

Двигатель

Перехватчик оснащен двумя двигателями РД-33 (для модификации «М» используются РД-33К), расположенными ниже крыла МиГ 29. Тяга пары устройств достигает 17 600 кН. Взлетная масса самолета превосходит 15 тонн, что превышает показатель тяговооруженности. Из этого следует, что самолет МиГ 29 может зависнуть в вертикальном положении при условии приближения секторов газа к предельным значениям.

Такая особенность позволяет совершать различные фигуры высшего пилотажа, но ее применение не ограничивается показательными выступлениями. Системы наведения средств ПВО отражают на сканере только движущиеся цели. В момент зависания (такой прием носит название «колокол» или «кобра») самолет пропадает с радаров и становится невидимым для средств противовоздушной обороны.

МиГ 29 истребитель двигатель
Истребитель МиГ 29 может совершать различные фигуры высшего пилотажа

РЛС

В современных боевых самолетах авионика и системы управления огнем объединены в одну экосистему. Действительно, в войнах XXI века не получится достичь успеха, если не использовать чувствительный радар для обнаружения наземных целей, однако этот прибор используется и для навигации и ориентирования.

На МиГ-29 установлена РЛС НО-93, поддерживающая ведение до 10 целей в реальном времени. При этом НО-93 включена в состав прицельно-навигационного комплекса ОЭПРНК-29, в возможности которого входят оперативное картографирование местности и вычисление траектории нападения на наземные и морские вражеские цели. ОЭПРНК-29 обладает и оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-29. В свободном пространстве искомая цель может быть обнаружена на расстоянии до 75 км. В режиме догона дальность обнаружения сокращается до 35 км.

Несмотря на сложность системы управления, инженеры постарались, чтобы экипажу было удобно ей пользоваться.

Кабина

Кабина перехватчика выполнена в каплевидной форме. Приборная панель полностью идентична варианту Су-27. Пилот имеет большой обзор при полете, взлете и посадке за счет отсутствия переплетов на козырьке. Управляющий истребителем может катапультироваться даже на низкой высоте благодаря катапультному креслу К-36ДМ.

Модификации истребителя МиГ 29

Всего существует несколько десятков модификаций в реестре МиГ 29, причем некоторые из них были разработаны другими странами. Среди всех вариантов можно выделить следующие:

  • МиГ-29 К – модификация для взлета с палуб кораблей;
  • МиГ-29 КВП – учебный вариант для отработки взлета с палубы авианосца;
  • МиГ-29М/ОВТ – опытный образец, отклоняемый вектор тяги;
  • МиГ-29UPG – модификация для экспорта в Индию;
  • 9-13 – модель с увеличенным запасом топлива, боевой нагрузкой 3,2 тонны и РЭБ «Гардения»;
  • МиГ-29СМТ – версия для экспорта 1994 г.;
  • МиГ-29УБТ – двухместная модификация;
  • МиГ-29AS – модификация для экспорта в Словакию;
  • МиГ-29СМ – версия с новыми бомбами «В-П»;
  • МиГ-29М – модернизированный вариант базового МиГ-29 с обновленной авионикой;
  • МиГ-29МУ1 – украинская версия МиГ-29М с улучшенными приборами навигации;
  • МиГ-29М2 – двухместный вариант МиГ-29М с увеличенной дальностью полета;
  • МиГ-29КУБ – экспортная палубная модель;
  • МиГ-29БМ – модификация из Беларуси с обновленной РЛС;
  • МиГ-29С – третья серия, оснащена управляемыми ракетами РВВ-АЕ, обновленной системой управления и увеличенной боевой массой в 4 тонны.
МиГ-29 К
МиГ-29 К для взлета с палуб кораблей

Страны-эксплуатанты

МиГ 29 широко используется за пределами РФ. У бывших членов Советского Союза после его развала (Украина, Узбекистан, Беларусь и др.) остались истребители. МиГи были поставлены Алжиру, Бангладешу.

Суммарно было поставлено более 800 перехватчиков в более чем 30 стран мира. Из них Сирия закупила 62 истребителя, Египет – 46. Более дюжины летательных аппаратов закуплено Суданом, 80 самолетов поставлено для нужд ВВС Индии. Стоимость одного МиГ 29 на международном военном рынке составляет около 22 млн. долларов.

Боевое применение

МиГ 29 имеет большой опыт боевого применения. Рассмотрим наиболее крупные военные конфликты, в которых применялся истребитель.

МиГ 29 истребитель в бою

Война в Персидском заливе 1991

Операция «Буря в пустыне» – произошло первое столкновение иракских МиГ 29 и американских F-15. Несмотря на успешность этого конфликта для США, обеспеченную техническим оснащением, численным превосходством и долгой подготовкой, есть подтвержденная информация о полном господстве ВВС Ирака в небе. В противостоянии МиГов и «Орлов» союзникам не удалось удержать ни одной серьезной победы в воздушных сражениях.

Конфликт в Приднестровье 1991 1992

Приднестровье стало местом конфликта между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, где на стороне первой участвовали МиГ-29. Им было дано задание уничтожить мост между Бендерами и Тирасполем. После первого авианалета задача не была выполнена, а его последствием стало появление жертв среди сельского населения в Парканах. После этого инцидента республиканские ПВО были приведены в боевую готовность.

Конфликт в Приднестровье
Конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой

Второй авианалет на Ближнехуторский нефтяной терминал также не увенчался успехом для Молдавии. Более того, один из МиГов был сбит за 30 км от Тирасполя. Несмотря на то, что Кишинев опроверг заявления о потере истребителя, были найдены доказательства крушения в виде обломков антенны МиГ-29 в месте, где он был сбит.

Эфиопо-эритрейская война 1998 2000

Во время боев над Африканским рогом МиГ 29 ВВС Эритреи воевали против эфиопских Су-27. Этот конфликт стал победным для Эфиопии, потому что Су-27 превосходил эритрейскую авиацию. Было потеряно три МиГ 29, при нулевых потерях со стороны Су-27. Благодаря этим машинам удалось достичь воздушного превосходства, а эфиопские наземные силы, превосходя числом противника, вытеснили войска Эритреи со спорных территорий.

Операция НАТО против Югославии 1999

13 МиГ 29, находившихся на вооружении ВВС Югославии, противостояли превосходившим по численности воздушным силам НАТО. По рапортам пилотов США было сбито 24 истребителя, что наталкивает на мысль о попытках скрыть реальное положение дел в небе над Югославией. При этом стоит отметить, что из дюжины МиГов 4 было подорвано на земле во время бомбежки аэродромов, а один истребитель был потерян при аварии. Оставшиеся 6 перехватчиков было сбито в противостоянии с натовскими пилотами.

Операция НАТО против Югославии
МиГ 29 находившийся на вооружении ВВС Югославии

Каргильская война 1999

Индия использовала МиГ 29 в ходе боевых действий против кашмирских боевиков. В этом конфликте перехватчики выполняли роль эскорта для бомбардировщиков «Мираж».

Конфликт в Дарфуре 2003

Суданские военно-воздушные силы получили партию МиГ 29 при условии, что они не будут применяться во время боевых действий из-за межэтнического конфликта в Дарфуре. Однако обещание было нарушено, потому что один из перехватчиков был сбит в районе Омдурмана.

Эффективность боевой техники можно оценить лишь при ее прямом столкновении со своими конкурентами из других государств. В этом плане МиГ 29 прошел проверку и даже в современных реалиях остается грозной боевой воздушной единицей, до сих пор способной вести равный бой. Об этом свидетельствует и то, что этот истребитель до сих пор используется ВВС России.

Делитесь в комментариях интересными фактами о МиГ 29.

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий

  1. Дима

    Этот самолет является одним из самых известных и успешных истребителей, созданных в Советском Союзе. В МиГ 29 установлен мощный двухконтурный турбореактивный двигатель, который позволяет ему разгоняться до высоких скоростей и легко маневрировать в воздухе.

    Ответить
  2. Алексей

    Важно отметить о его вооружении. Ведь этот истребитель не просто летает, он еще и способен выполнять важные задачи. Разные версии МиГ-29 могут носить различное вооружение, начиная от ракет до бомб, что делает его действительно универсальной машиной на поле боя.

    Ответить
  3. Кирилл

    До недавнего времени основной экспортный вариант советского, а после и российского истребителя. Если немного вложиться в его электронику, можно продавать еще много лет без проблем.

    Ответить