Танки КВ – выдающиеся тяжелые советские танки, провоевавшие до конца Великой Отечественной войны. КВ-2 стал настоящим шоком для немцев. Только к концу войны его превзошли еще более грозные наши уничтожители ИС-2, САУ-152 «Зверобой». Вместе с КВ-2 они разрывали вражеские танки в клочья. Эти машины и самый массовый Т-34 стали танками Победы. Но мало кто знает, как еще одна тайна готовилась в новом проекте КВ-4 после промежуточного КВ-3.
- Постановка задания по проектировке тяжелого танка КВ-4
- Исходные данные о штурмовом танке КВ 4
- Общее описание конструкции КВ-4
- Броневой корпус и башня
- Вооружение
- Средства наблюдения и связи
- Двигатель и трансмиссия
- Ходовая часть
- Сводная таблица тактико-технических характеристик проектов танка КВ4
- Почему разработка прототипа объекта 224 не состоялась
Постановка задания по проектировке тяжелого танка КВ-4
В армии были суперманевренные средние танки Т-34, которые совершенствовались с начала и до конца войны. Но войскам нужны были штурмовые машины, призванные рвать не только тяжелую технику противника от «Пантер» до «Тигров», но и мощные доты, блиндажи. И при этом непробиваемые.
Техника быстро развивается, в том числе у противника. Довоенный грозный КВ-2 уже нужно совершенствовать, делать еще мощнее. В зиму 1942 – 1943 появился тяжелый «Тигр», которого КВ-1 и Т-34 не пробивали по дальности и в лоб. В натяжку справлялся КВ-2, который остальных зверей уничтожал сразу. В октябре 1943-го у советских войск появились ИС-1, позже – супермощный тогда ИС-2.

Исходные данные о штурмовом танке КВ 4
КВ-1 выпущено перед войной более трех тысяч единиц. Но они имели слабое вооружение против новых танков немцев.
Производство мощных КВ-2 приостановилось в 1942 году, хоть они вместе с КВ-1 провоевали до окончания войны (выпущено 334 машины). На его основе пред войной начинались разработки КВ-3. Единственный его опытный экземпляр уничтожен в сражении под Ленинградом в 1941-м. Но это уже был прошедший этап.
У КВ-2 имелась мощная 152-мм пушка, но слабая броня перед новыми немецкими пушками и танками. Хоть на военных фото неоднократно встречались КВ с десятками выбоин на башне, так и не пробитые до конца, зато продолжавшие бой на месте.
Их нужно было совершенствовать. У них была слабая трансмиссия, ненадежные фрикционы и КПП, слабый очиститель воздуха.
Но даже со старыми КВ-1 (называли их чудовищами и призраками) немцы боялись встречаться в открытом бою, не говоря о КВ-2. Известны многие случаи, когда КВ на месте уничтожал по несколько немецких танков, а выдерживал при этом десятки попаданий. 20.08.1941 возле Гатчины экипажем старшего лейтенанта Зиновия Колобанова на КВ в бою уничтожены 22 танка.
На базе КВ-1 и КВ-2 начали проектироваться ИС-1 и ИС-2. У КВ-1 появилась облегченная скоростная модификация КВ-1с, дорабатываемая Н. Ф. Шашмуриным. Он же в дальнейшем участвовал в разработках ИС. Это связано с тем, что в 1941 году КВ-1 был почти не нужен – у него не было достойных противников, а при одинаковых с Т-34 пушках, он был тяжелым и слабо маневренным, хоть с мощной броней. Вдобавок, его выдерживал не каждый мост, и дорог после него не оставалось.
Только с появлением монстров-«Тигров» в конце 1942-го у советских машин начали наращиваться калибры и броня. И очень понадобились тяжеловесы. Причем, первые модели были с короткоствольными пушками. Длинноствольный «Тигр» перестреливал их по дальности. Им приходилось сближаться, уже нарываясь на огонь. И в этот перестроечный момент в Челябинске стали выходить первые ИС.
В переходе с моделей КВ на ИС ничего удивительного нет. Их конструктором был один и тот же человек – Жозеф Яковлевич Котин. Уроженец Павлограда Екатеринославской губернии (теперь Днепропетровской), выпускник Харьковского политеха и Ленинградской академии, он стал главным конструктором Кировского завода в Ленинграде (1937 – 1941) и Челябинского тракторного (1941 – 1943), куда эвакуировались мощности Кировского.

Именно поэтому сырые, наскоро проектируемые перед войной КВ под его же руководством преображались в совершенные, суперсовременные тогда ИС-1 и сразу ИС-2.
ИС-2 боялись все «Тигры». Именно он стал танком Победы. А о Котине говорили, что благодаря этому конструктору СССР выиграл войну. Еще и потому, что на базе КВ и ИС он сконструировал также знаменитые САУ-152 (на базе КВ) и ИСУ-152 (на базе ИС) – «Зверобои».
А вернувшись в Ленинград, он еще создавал ИС-4 (1947), плавающий ПТ-76 (1951), БТР-50, трелевочник леса КТ-12 (1948) и даже колесный знаменитый трактор К-700 (1963).
Главный конструктор предвидел войну мощностей артиллерии и брони в ближайшем будущем, и еще при работающих КВ-1 и КВ-2, на апрель 1941-го сформулировал конкурсную задачу своим конструкторам. От них требовались эскизные проекты на сверхтяжелый танк с усиленной лобовой броней около 130 мм, на два орудия разных калибров.
Перед войной в танковых странах стали популярными проекты многобашенных танков, начиная с Англии. Инициативу этому задали корабельные конструкторы, для которых такое привычно. Забегая наперед, можно сказать, что Котин быстро разобрался в тупиковости этой идеи. Замысел был понятен – иметь бронебойное орудие и малое для борьбы с пехотой, малой техникой. Но потом пришли к тому, что нужны две разные машины.
На рассмотрение были представлены 15 эскизных чертежей на Объект 224, или проект 901, – сверхтяжелого танка прорыва. Все варианты с двумя орудиями. Несколько с одной башней, большинство с двумя, один проект с тремя и один с четырьмя башнями.
Все варианты остались только в бумажных предложениях. Без макетов и тем более без опытных образцов. В нескольких предложениях кроме эскиза не было подробных характеристик. Проект свернули с началом войны.
Варианты проектов:
- С. Федоренко. Здесь была только компоновка башен и перечень вооружения, без габаритов. Основная башня со 107-мм пушкой Ф-43. На ней сверху справа – малая башенка с пушкой 20К калибр 45 мм. Два пулемета – в заднем борту и в паре с орудием. Катки подвешены на торсионах.
- М. Креславского. Оба орудия размещены в одной башне с запасом снарядов 100 и 140, с тремя пулеметами ДТ. Мощная броня спереди, на бортах и на корме от 120 до 140 мм, скорость с двигателем М40 до 45 км/час. У танка длиной 9 м планировалась масса 93 т.
- Н. Шашмурин. Эта машина длиной 10 м весила 92 т. В огромной длинной башне размещались два орудия 107 и 76 мм, пять пулеметов. Лобовая броня 180мм, на корме 130мм. Этот проект был наиболее реалистичным.
- М. Буганов. Значительно меньшие габариты при длине всего 7,7 м вмещают две башни и два тех же орудия. Передняя броня 190 мм, масса 93 т. Мала башня сверху справа сзади. Двигатель вынесен вперед за броню, боевое отделение в корму.
- П. Михайлов и Г. Турчанинов. При длине 9 м и массе 87 тонн с дизелем М40 планировалась скорость до 50 км/час и уменьшенный экипаж до 5 человек. Броня 130 – 180 мм. 45-мм пушка зашита в лобовую броню корпуса, а 107-мм устанавливалась в башне. Минимальный б/к всего на 85 и 150 снарядов. Кроме трех пулеметов, добавлялся огнемет.
- Н. Цейц. Круглая башня с одним 107-мм орудием и огнеметом, двумя пулеметами. Один – в башне командира сверху. Боекомплект размещался под стенами по периметру.
- Л. Переверзев. Башня с 45-мм пушкой располагалась впереди, за ней посередине основная с 107-мм. Предполагался неизвестный 1000-сильный дизель и масса 100 т, скорость 40 км/час.
- К. Кузьмин, П. Тарапатин, В. Таротько. Компоновка основной и неподвижной башни с пушкой Ф-43 – в задней части. На ней сверху вращающаяся башенка с Д20. В лобовой борт зашиты два пулемета, и один в башне.
- А. Ермолаев. Основная башня с командирской маленькой напоминает КВ-3. Башня с малым орудием размещена перед основной, справа. Предполагалась скорость 40 км/час.
- Н. Духов. Модель похожа на КВ-5, но сверху установлена малая пулеметная башня. Оба орудия рядом, в основной башне. С расчетным весом 93 т скорость 41 км/час.
- Л. Сычев. Моторный отсек максимально сзади. Спереди башня с 45-мм пушкой, за ней башня с главным орудием.
- Г. Москвин. Только эскиз, малая башня сверху на главной.
- Ф. Маришкин. Удлиненная главная башня, на ней сзади вторая.
- Г. Крученых. Самый тяжелый среди пятнадцати – 107 тонн. Размещение вооружения на 4 ярусах. Малая башня и пулемет в ней – справа от водителя. По центру главная, с ЗИС-6. На ней сзади над кормой башня с орудием 20К. На ней сверху еще башня для командира с пулеметом.
- Н. Струков. При длине 8,6 метров масс 92 тонны, расчетная скорость 36 м/час. У лобовой брони 186 мм. Главная башня с основным орудием по центру. На ней сзади башня с 20К. Всего на танке 3 пулемета.

Общее описание конструкции КВ-4
Рассматривались варианты сверхтяжелого танка от 80 до 110 т. с многобашенной компоновкой. Численность экипажа доходила до 9 человек. Длина корпуса предполагалась до 10 м, ширина до 4 м, высота до 3,8 м. Вооружение, силовой агрегат и ходовая в версии закладывались такие, что применялись в действующих моделях КВ.
Разрабатывать новые не позволила война, а дальше группа переключилась на проектирование ИС-1, ИС-2. Там же реализовались отдельные идеи, которые успели появиться при проектировании КВ-4.
Броневой корпус и башня
Броню планировали сварную катаную, гомогенную. Максимальная броня лобовая (190мм) предлагалась Бугановым. На корме (130мм) и бортовая (150мм) – у Михайлова. У него же лобовой снизу лист (180мм) и лобовой сверху (130мм). Дно (60мм) и крыша (50мм) у Цейца.
Вооружение
В эскизах применялись орудия 107 мм ЗИС-6 разработки 1941 года или Ф-43 с боекомплектом на 80 – 100 снарядов и 20К (45мм) с б/к до 300 снарядов или Л11 (76мм) с б/к до 100 снарядов. Пулеметы ДТ и ДС (до пяти) и самый больший комплект 10 000 патронов. В одной версии применялся огнемет.
Автомат заряжания предусматривал Турчанинов. В нем время перезарядки планировалось 12,7 – 11,3 – 8,5 секунд. При этом мощности таких орудий уже тогда было мало.
Средства наблюдения и связи
Связь всех версий – рации 10-Р. В командирских башнях приборы оптического наблюдения.
Двигатель и трансмиссия
Применялся дизель V-образный М-40 с 12 цилиндрами на 1 200 л. с., который должен был развить скорость по шоссе 35 – 50 км/час. В проекты закладывались существующие узлы.

Ходовая часть
Практически у всех подвеска планировалась торсионная. У стальных опорных катков внутренняя амортизация. Всего семь пар (у одного проекта восемь). Задние направляющие и передние ведущие.
Сводная таблица тактико-технических характеристик проектов танка КВ4
Характеристики прототипа КВ-4 у разных конструкторов:
Конструкторы | Броня корпуса и башни | Вооружение | Габариты и масса | Двигатель и трансмиссия | Экипаж и связь |
С. Федоренко | – |
|
– | ||
М. Креславский | лоб 140 мм; борт 120 мм; корма 130 мм |
|
9 х 4 х 3,2 м; 93 т | дизель М40 1200 л. с.; ход 230 км; 45 км/час |
6 чел.; рация Р10 |
Н.Шашмурин | дно 60 мм, корма 130 мм, лоб 180мм |
|
10 х 4 х 3,9 м; 92т |
М40Ф 1 200 л.с.; 200 км; 35 км/час |
7 чел.; Р10 |
К. Буганов | лобовая 190 мм |
|
7,7х3,8х3,9 м; 93 т |
тот же дизель; 42 км/час |
6 чел.; Р-10 |
П. Михайлов Г. Турчанинов |
130-150-180 мм |
|
9 х 3,6 х 3 м; 87 т |
Д-40; 50 км/час |
5 чел.; Р-10 |
Н. Цейц | круглая основная башня |
|
Д-40 | ||
Л. Переверзев | лоб 125 мм |
|
100 тонн | 40 км/час; 1 000 л. с. |
|
К. Кузьмин, П. Тарапатин, В. Таротько |
основная башня неподвижная |
|
|||
А. Ермолаев |
|
41 км/час | |||
Н. Духов |
|
93 т | 40 км/час | ||
Л. Сычев |
|
100 т | |||
Г. Москвин | малая башня на главной сверху |
|
|||
Ф. Маришкин | такая же компоновка |
|
|||
Г. Крученых | 4 башни 4 яруса |
|
107 тонн | ||
Н. Струков | лоб 186 мм |
|
8,6 х 4 х 3,8 м; 92 т |
36 км/час |
Почему разработка прототипа объекта 224 не состоялась
Проект начинался в апреле 1941 года. Началась война. Эти разработки остановили. Но многие оригинальные решения применялись при производстве других моделей. Он стал промежуточным этапом скорого перехода к концептуально новым и мощным танкам.

Но, проведя анализ проектов, конструктор увидел бесперспективность многобашенной модели с двумя орудиями по нескольким критериям:
- Малые башни были легко уязвимыми, с поражением части и потом всего экипажа.
- Многие варианты были с общей компоновкой, без деталей. Но во всех вариантах были проблемы с распределением боекомплектов, разделением функций экипажа.
- Сильно увеличивалась масса. Для интенсивного боя не хватило бы экипажа и боекомплекта. Увеличивать их, броню второй башни, а за этим массу и мощность агрегата уже не имело смысла. Стотонный монстр смог бы размещаться только в полях и то в сухую погоду. Большинство мостов его бы не выдержало.
- В проекты закладывались орудия существующих моделей, уже устаревающие. Требовались калибры мощнее, с большей дальнобойностью.
- Это же касалось силовой установки.
- Эффективнее разделение калибров на две машины и их взаимодействие.
- Проект был концептуальный, и он показал неэффективность развития орудийной мощи за счет двух орудийной и многобашенной схемы.
Эффективность решения конструктора подтвердилась в ближайших внедрениях. КВ-2 был оборудован гаубицей 152 мм, став грозой тяжелых немецких танков и мощных дотов. В машинах ИС спроектирована новая обтекаемой формы башня. У танка лобовая броня была чуть меньше, чем у Тигра 2, но на бортах была больше. Машины получили дальнобойное орудие 122 мм. Убрав лишнее орудие, выиграли в броне при меньшей массе. Проектировались заново машины, орудия, силовые агрегаты, механика. ИС-2 был непобедимым до конца войны.
Набор эскизных проектов КВ-4 помог Ж. Я. Котину провести анализ и сделать правильные выводы, внедрить отдельные новации, перестроить направление работ. Благодаря этому всего через два года в Челябинске уже пошли с конвейера с революционно новыми решениями ИС-1 и сразу за ним танк Победы ИС-2.
А что Вы знаете об этой машине? Поделитесь интересными фактами!