Танк Т-34-85 повлиял не только на развитие военной техники, но и на мировую культуру. Танк был самым знаменитым во время Второй Мировой, использовался во многих конфликтах и применяется вплоть до сегодняшнего дня. В статье будет рассмотрена история Т-34-85, конструктивные особенности, характеристики, модернизации, применение в бою.
- История создания танка Т-34-85: когда появился, год выпуска
- Серийное производство среднего танка с 1944 года
- Особенности конструкции танка Т-34-85 снаружи и внутри
- Корпус
- Вооружение
- Средства связи
- Электрооборудование
- Двигатели
- Ходовая часть
- Радиостанции
- Технические характеристики Т 34 85
- Модернизация и модификации танка
- Машины на базе Т-34-85: как выглядят
- Боевое применение Т-34-85
- Великая Отечественная война
- Корейская война
- Операция в заливе Свиней
- Шестидневная война
- Война во Вьетнаме
- Война Судного дня
- Турецкое вторжение на Кипр
- Война за Огаден
- Корейско-Вьетнамская война
- Война в Югославии
- В XXI веке
- Сравнение с аналогами
- Память о танке в культуре, фильмах, играх
История создания танка Т-34-85: когда появился, год выпуска
Т-34-85 создавался во время Второй мировой войны как улучшенная модель предыдущего Т-34-76. Несмотря на то, что Т-34-76 имел хорошую мобильность и броню, вооружение машины было устаревшим. В 1943 году руководство Советского Союза начало работать над улучшенной модификацией предыдущей версии.
Одной из задач было заменить 76-мм пушку на 85 миллиметровую. Танк стал способен бороться с противником эффективнее, с более далекого расстояния. Кроме того, у него было улучшенное электрооборудование и новые двигатели. В конце 1943 года на Кировском заводе в Ленинграде началась работа над созданием нового танка, который впоследствии получил название Т-34-85.
Серийное производство среднего танка с 1944 года
В начале 1944 года изготавливались первые прототипы, и уже в марте заводы начали их производить массово. В создание новой техники вложили опыт, накопленный во время Второй мировой, а также использовали идеи, полученные из немецких танков, захваченных в боях.
Т-34-85 стал символом технического превосходства Советского Союза. Он был оснащен башней и новой 85-мм пушкой, которая эффективнее боролась с танками противника. Также ходовая часть имела семь дорожек и два натяжных колеса, что обеспечивало плавное движение по неровной местности и повышало маневренность.
В первый год было выпущено 3000 штук, а в 1945 году – 14 000. После окончания войны танки производились как в СССР, так и других странах Варшавского договора. Они использовались в советской армии до 1960-х годов.
Суммарно было произведено 22 500 единиц, и он до сих пор остается одним из наиболее известных в мире. Некоторые экземпляры до сих пор применяются до сих пор или используются в музеях и на парадах.
Танк стал символом победы советской армии во Второй мировой войне.
Особенности конструкции танка Т-34-85 снаружи и внутри
Танк разрабатывался на основе предшественника Т 34, который был одним из самых удачных периода Второй мировой. Отличался от Т-34 мощным орудием и двигателем, что давало превосходную мобильность и боевую мощь.

Одной из ключевых особенностей была прочная защита. Танк был защищен броней толщиной до 90 мм на передней части корпуса и до 75 мм на башне, что делало его практически невосприимчивым к огню легких пушек и пулеметов противника.
Кроме того, имел наклонную броню, которая отклоняла снаряды противника в стороны.
Важной конструктивной особенностью была мобильность. Танк оснащался 12-цилиндровым дизельным мотором мощностью 500 лошадиных сил, что давало возможность развить скорость до 55 км/ч на дорогах. Он также имел хорошие ходовые характеристики в бездорожье, что делало его эффективным на территориях, где дороги были разрушены или отсутствовали.
Корпус
Корпус изготавливался из сварных листов и имел скошенные бронепластины. Это делало его устойчивым к попаданиям противника, так как пластины имели сложный угол наклона, что увеличивало защитные свойства.
Валики на бронепластинах также были важным компонентом конструкции. Валики – это ребра, которые располагались на внешней стороне бронепластин и создавали дополнительный слой защиты. Этот дополнительный слой увеличивал толщину бронепластины, что делало Т-34-85 способным выдерживать попадания снарядов противника.

Валики на бронепластинах были также важны для усиления конструкции и предотвращения пробоев. Они уменьшали эффект прямого попадания, так как снаряды, которые попадали в валики, отклонялись или энергия поглощалась окружающей средой и слоем металла.
Вооружение
Т-34-85 был оснащен мощным орудием калибра 85 мм, которое было эффективным против бронированных целей противника, включая укрепления. Т-34-85 стрелял не только бронебойными снарядами, но и фугасными – для поражения пехотных целей. Также он был оснащен 3-4 пулеметами калибра 7,62 мм, которые использовались для подавления огня противника.
Одной из ключевых особенностей была маневренность, он достигал скорости в 55 км/ч и легко маневрировал на поле боя благодаря подвеске с широкими гусеницами и простому управлению.
Средства связи
Т-34-85 оснащался средствами наблюдения и связи, которые повышали боевую эффективность и обеспечивали связь между экипажем и другими частями армии. В качестве средств наблюдения устанавливались перископы, телескопические прицелы и приборы ночного видения, которые позволяли экипажу лучше видеть окружающую обстановку и находить цели в условиях низкой освещенности.

Кроме того, на Т-34-85 устанавливалась радиостанция, которая обеспечивала связь между машинами и командованием. Это позволяло экипажу получать информацию о положении противника и собственных сил, а также получать инструкции и приказы командования.
Системы связи и наблюдения были не менее важными для успешного использования танков, чем оружие и броня. Они позволяли экипажам оперативно реагировать на изменения ситуации на поле боя и принимать необходимые меры для победы. Т-34-85 был одним из первых, оснащенных подобными средствами, и это повышало боевую эффективность в сравнении с ранними моделями.
Электрооборудование
Т-34-85 оснащался электрооборудованием, которое обеспечивало надежную работу систем. Главный элемент электрооборудования — генератор, который преобразовывал механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую. Электрический ток затем использовался для питания систем зажигания, освещения и других электрических механизмов.
Также на Т-34-85 устанавливались аккумуляторы, которые служили источником энергии для электрических механизмов при выключенном двигателе. Это позволяло сохранять работоспособность внутренних систем, например, зажигания, даже при выключенном двигателе.
Кроме того, на Т-34-85 устанавливались электрические моторы для управления механизмами. Например, моторы для поворота башни, подъема и опускания орудия, переключения передач и т.д. Это позволяло экипажу легко и быстро управлять и использовать его возможности на поле боя максимально эффективно.
Электрооборудование было важной составляющей конструкции, которая обеспечивала надежную работу систем и механизмов. Благодаря этому танк мог эффективно выполнять боевые задачи и достигать успехов на поле боя.
Двигатели
Основной двигатель В-2-34 разрабатывался в СССР в начале 1940-х годов. Это был восьмицилиндровый дизельный мотор мощностью 500 лошадиных сил (ЛС) при 2000 оборотах в минуту.

Двигатель В-2-34 имел ряд преимуществ перед бензиновыми аналогами, которые использовались в других танках. Во-первых, он был экономичным и менее взрывоопасным, что повышало безопасность на поле боя. Во-вторых, был надежнее и долговечнее, что позволяло проезжать большие расстояния без серьезных поломок.
В-2-34 обеспечивал танку высокую скорость и мобильность на поле боя: 55 км/ч на шоссе и 22 км/ч в бездорожье. Быстрая скорость и маневренность сделали его эффективным в бою, позволяя быстро перемещаться по полю боя и уклоняться от огня противника.
Ходовая часть
Ходовая часть Т-34-85 была одной из инновационных частей конструкции. Она имела семь дорожек и два натяжных колеса, расположенных по обеим сторонам. Каждая дорожка состояла из нескольких звеньев, которые были соединены друг с другом и двигались вверх и вниз вдоль роликов на боковых стенках. Это позволяло ходовой части лучше адаптироваться к неровной местности и повышало маневренность на поле боя.

Два натяжных колеса, расположенных в передней и задней частях ходовой части, помогали поддерживать натяжение дорожек и обеспечивали плавное движение. Они также повышали проходимость в сложных условиях, таких как снег, песок или грязь.
Другой важной особенностью ходовой части была простота и надежность. В отличие от многих других машин того времени, у которых были сложные системы подвески и управления, у Т-34-85 была простая и легко обслуживаемая ходовая часть, которая требовала минимального количества обслуживания и ремонта.
Радиостанции
Радиостанция устанавливалась в башне и позволяла экипажу использовать набор частот для связи с командованием и другими подразделениями. Радиостанция имела дальность связи до нескольких километров и была очень важным средством связи для экипажа, особенно в условиях боевой обстановки.
Кроме того, радиостанция также оснащалась приемником, который позволял экипажу получать информацию от других машин и командования, а также от других источников, таких как аэропланы и земные станции. Это позволяло экипажу получать информацию о расположении противника и других важных событиях на поле боя, что помогало принимать эффективные решения.
Технические характеристики Т 34 85
Ниже приведены основные технические характеристики:
Характеристика |
Значение |
Экипаж | 5 человек |
Длина | 8,55 м |
Ширина | 3 м |
Высота | 2,69 м |
Масса | 32 тонны |
Бронирование | 20-90 мм |
Вооружение | 1 × 85-мм пушка |
2 × 7,62-мм пулемета | |
Двигатель | дизельный, 500 л.с. |
Максимальная скорость | 55 км/ч |
Запас хода | 300 км |
Модернизация и модификации танка
В течение службы танк прошел ряд модернизаций. Одной из первых модификаций была Т-34-85М, которая создавалась в 1946 году. Она имела мощный двигатель, толстую броню и другие улучшения, которые повышали боевые свойства.

В 1958 году началось серийное производство модифицированной версии, получившей название Т-34-85М2. Она имела улучшенную ходовую часть и дополнительную броню, что увеличивало мобильность и защиту.
Кроме того, существовали и специализированные модификации, которые были адаптированы для выполнения различных задач. Например, с бульдозерным отвалом использовался для уборки препятствий и строительства оборонительных сооружений. С минным заграждением был использован для создания минных полей, которые затрудняли передвижение вражеских войск. Т-34-85 с бронированным краном был предназначен для выполнения инженерных работ на поле боя, таких как уборка обломков, подъем и перемещение тяжелых предметов.
Таким образом, модернизации и модификации позволили адаптировать к боевым условиям и задачам, повысить эффективность и продлить срок службы.
Таблица с модификациями
Модификация |
Описание |
Т-34-85М | Улучшенная версия, имеет более мощный двигатель, улучшенную броню и более точное орудие |
Т-34-85 Rudy | Польская модификация, отличается от стандартной более современным обликом, имеет улучшенную броню и орудие |
Т-34-85E | Экспортная модификация, созданная для экспорта в страны-участницы Варшавского договора |
Т-34-85А | Модификация с улучшенным двигателем и уменьшенным весом, что позволяло развивать большую скорость |
Т-34-85И | Инженерная модификация, используемая для инженерных работ на поле боя, например, для прокладки минных полей |
Машины на базе Т-34-85: как выглядят
Артиллерийская установка СУ-85 создана на базе Т-34-85 в 1943 году. Она оснащалась 85-мм пушкой, которая устанавливался в бронированном корпусе и стреляла как прямой, так и косой стрельбой. СУ-85 разрабатывалась специально для борьбы с танками противника и использовалась во время Второй мировой как самоходная противотанковая установка. Всего было произведено 2 050 единиц СУ-85.

Самоходная противотанковая установка СУ-100 создавалась на базе шасси Т-34-85 в 1944 году. Она была оснащена мощной 100-мм пушкой и имела толстую броню. СУ-100 была одним из наиболее эффективных орудий Второй мировой. Всего было произведено около 4 700 единиц СУ-100.
Боевое применение Т-34-85
Рассмотрим, в каких военных конфликтах применялся танк Т-34-85 и как зарекомендовал себя на поле боя.
Великая Отечественная война
Т-34-85 использовались советскими войсками. Они были задействованы во многих крупных битвах, таких как битва за Курск, битва за Берлин и другие.
Танки также использовались в освобождении Европы от нацистской оккупации. Они принимали участие в освобождении Варшавы, Будапешта, Праги и других городов.
Корейская война
В Корейской войне (1950-1953) Т-34-85 использовались советскими и корейскими вооруженными силами. Танки применялись в основном для борьбы с легкой пехотой и бронетехникой, а также для поддержки пехоты в наступательных операциях.

Они использовались в боях с американскими M24 Chaffee и M26 Pershing, которые в то время считались одними из лучших в мире. Т-34-85 показал хорошую маневренность и надежность, но уступал американским в броне и огневой мощи.
Однако, Т-34-85 были эффективными против корейских танков, таких как M4A3E8 Sherman и M46 Patton, которые имели броню и орудия слабее, чем американские танки, применяемые в Европе в конце Второй мировой.
Операция в заливе Свиней
Во время Операции в заливе Свиней в 1961 году кубинские войска использовали Т-34-85 в качестве основного. В битвах за город Гирон и заход на Бахиа-де-Кочино танки показали эффективность, противостоя десантникам из Кубы и США. Кубинские Т-34-85 также были применены против американских M41 Walker Bulldog и M48 Patton. В итоге кубинские Т-34-85 смогли успешно противостоять американской технике, и многие из них были захвачены армией Кубы и использованы впоследствии.
Шестидневная война
Во время Шестидневной войны между Израилем и арабскими странами в июне 1967 года Т-34-85 использовались как основные в египетской армии. В битве за Синаи израильские танкисты смогли успешно противостоять экипажам Т-34-85 благодаря высокой маневренности и эффективности, таких как Меркава и Шерман. Тем не менее, Т-34-85 продолжали играть важную роль в армиях арабских стран в последующие годы.
Война во Вьетнаме
Т-34-85 активно задействовался во время Вьетнамской войны. Советские танки были поставлены военными советниками в КНР, которые в свою очередь передавали их вьетнамским силам. Т-34-85 превосходил многие танки, используемые американскими войсками во Вьетнаме, в том числе M41 Walker Bulldog, M48 Patton и M551 Sheridan. Он был маневреннее и имел более мощное орудие, что давало преимущество в бою. Всего было поставлено 200 Т-34-85 во Вьетнам, и они продолжали использоваться в боевых действиях до 1975 года.
Война Судного дня
Танки применялись в боевых действиях в рамках Войны Судного дня в 1973 году между Израилем и коалицией арабских государств. В ходе конфликта Т-34-85 на стороне арабских государств, а именно Египта и Сирии, активно использовались против израильских.

Турецкое вторжение на Кипр
Турецкое вторжение на Кипр 74-го года привело к крупномасштабным боевым действиям между Кипром и Турцией. Войска Турции задействовали Т-34-85 в боях за контроль над островом. Танки, несмотря на свой возраст, продемонстрировали хорошие боевые характеристики и успешно справлялись с выполнением боевых задач. В результате конфликта Турция оккупировала северную часть Кипра, где была создана Турецкая Республика Северного Кипра.
Война за Огаден
Т-34-85 задействовались во время Войны за Огаден, которая произошла между Сомали и Эфиопией в 1977-1978 годах. Танки использовались как в атакующей, так и в оборонительной роли. Эти боевые машины продемонстрировали высокую мобильность и огневую мощь в боях с сомалийскими войсками, что позволило эфиопской армии добиться победы.
Корейско-Вьетнамская война
Т-34-85 также принимали участие в Корейско-Вьетнамской войне. В Корее они использовались в качестве поддержки пехоты и для уничтожения укрепленных позиций и транспорта противника. Вьетнамская война была более подходящей для применения, и Т-34-85 использовались Вьетнамской армией в боях с американскими силами и южновьетнамскими силами. Во многих случаях они действовали в качестве основной боевой техники в условиях джунглей и горных хребтов. Также Т-34-85 применялись в армии КНДР в ходе боевых действий с Южной Кореей.
Война в Югославии
Война в Югославии (1991-1999) также стала полем боя для Т-34-85. Вначале Югославия имела значительное количество этих танков в арсенале, и они активно использовались на всех фронтах конфликта. Сербские войска использовали в битве за Вуковар в 1991 году. В ходе конфликта были созданы самодельные бронированные машины, созданные на базе Т-34-85, например, машины типа M-84AS изготавливались в Сербии и использовались в боевых действиях.
В XXI веке
В XXI веке Т-34-85 продолжал использоваться в ряде вооруженных конфликтов, хотя уже не в первоначальной роли основного боевого танка. Например, во время войны в Южной Осетии в 2008 году, Т-34-85 задействовались как поддержка вторжения российских войск. Также они использовались в конфликтах на Ближнем Востоке, включая войну в Ираке и гражданскую войну в Сирии, где многие были захвачены и использованы террористическими группировками. Однако на современном поле боя Т-34-85 уже не является конкурентоспособным по сравнению с современными танками .

Сравнение с аналогами
Сравнение Т-34-85 с немецкими PzKpfw IV и Panther показало, что советский танк имел ряд преимуществ перед немецкими аналогами.
Во-первых, Т-34-85 был маневреннее и удобнее в эксплуатации. Немецкий PzKpfw IV имел дизельный двигатель, который был менее мощным и менее надежным, чем бензиновый. Также он имел конструкцию проще и практичнее, что делало его удобнее для ремонта и обслуживания.
Во-вторых, орудие и прочность корпуса не уступали немецким моделям. Орудие танка было мощнее, чем у PzKpfw IV, и имело возможность поворота на 360 градусов, что позволяло эффективно атаковать цели с любого направления. Кроме того, броня Т-34-85 была достаточно прочной, и позволяла выдерживать попадания снарядов немецких танков.
Немецкий Panther создавался для борьбы с советскими, в том числе с Т-34. Он имел толстую броню, чем PzKpfw IV, и был вооружен орудием мощнее. Однако Т-34-85 был достаточно эффективен в боях с Panther благодаря маневренности и орудию, которое было не менее мощным, чем у немецкого танка.

Таким образом, сравнение с немецкими аналогами показало, что он был одним из лучших танков своего времени и обладал рядом преимуществ, которые сделали его эффективным в боях с немецкими танками.
Ниже представлена таблица с характеристиками Т-34-85, PzKpfw IV и Panther:
Характеристика | Т-34-85 | PzKpfw IV | Panther |
Вес, тонн | 32,2 | 25,1 | 44,8 |
Бронирование, мм | 90 | 80 | 120 |
Основное вооружение | 85-мм орудие | 75-мм орудие | 75-мм или 88-мм орудие |
Дополнительное вооружение | 2 пулемета 7,62 мм | 2 пулемета 7,92 мм | 2 пулемета 7,92 мм |
Скорость, км/ч | 55 | 42 | 55 |
Дальность поездки, км | 300 | 210 | 200 |
Экипаж | 5 человек | 5 человек | 5 человек |
Как видно из таблицы, Т-34-85 имел толстое бронирование и мощное основное вооружение, чем PzKpfw IV, но уступал Panther по бронированию и мощности орудия. Также Т-34-85 был маневреннее, чем оба немецких танка, и имел большую дальность поездки.

Память о танке в культуре, фильмах, играх
Танк стал не только легендой в мире боевых машин, но и частью мировой культуры. Его уникальные характеристики и военные подвиги вошли в фильмы, книги, игры.
Один из самых известных фильмов, в котором упоминается Т-34-85, это «Броненосец Потемкин» (1925). В этом фильме содержится сцена с Т-34-85, который сбивает цепочку солдат на лестнице Одесского порта.
Т-34-85 также упоминается в книгах о Второй мировой, таких как «Танковые сражения Второй мировой войны» авторства Стивена Булока и «Танковые войска СС» авторства Леонарда Робинсона. В этих книгах описываются сражения, в которых участвовали танки Т-34-85, и рассказывается об их роли в итоговой победе над нацистской Германией.
Танк также стал частой темой компьютерных игр, посвященных танковым сражениям. Один из самых известных примеров – игра «World of Tanks». Также он присутствует в играх «Call of Duty», «Battlefield».

Т-34-85 —- не только один из лучших танков Второй мировой войны, но и символ победы Советского Союза . Мощность орудия, маневренность, надежность конструкции этой машины позволили продолжать службу во конфликтах, начиная с Корейской войны и заканчивая конфликтом в Югославии.
Делитесь в комментариях интересными фактами о танке Т-34-85.
Снаружи этот танк выглядит, мне кажется, просто круто! Мощное железо, грозное орудие, и тот узнаваемый советский стиль. Его легко узнать по характерной башне и колесам с гусеницами.
Внутри я лично не побывал, но слышал от старших товарищей-историков, что там тесно и немного неудобно. Ведь это же была война, не до комфорта было. Возможно, командиру и механику приходилось налезать там как могли, чтобы влезть в свои места. Но думаю, экипаж был настроен на победу, и им было все равно – лишь бы танк ехал и побеждал врага!
Этот средний танк, собранный в 1944 году, – это не просто кусок железа. Он как живой свидетель боевых событий Второй мировой.
Касательно брони – она, конечно, была довольно надежной, но современным меркам не особо удовлетворяла бы. Но на тот период – вполне себе.