В 2013 году в СМИ прозвучала информация о разработке программы Перспективного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) и создании МиГ-41 – истребителя-перехватчика, который по своей скорости и технико-боевому оснащению превзойдет все существующие боевые самолеты.
- История проекта Миг-41 – первый в мире космический истребитель
- Особенности конструкции самого нового самолета МиГ 41
- Технические характеристики истребителя 6 поколения МиГ-41
- Технико-боевое оснащение на самолёт-истребитель МиГ-41
- Есть ли будущее у проекта МиГ-41
- Может ли МиГ-41 появиться в ближайшие годы: последние новости
- Интересные факты о МиГ-41
История проекта Миг-41 – первый в мире космический истребитель
23 февраля 2022 года «Российская газета» со ссылкой на РОСТЕХ сообщила, что научно-исследовательские работы по созданию супер-истребителя завершились, и МиГ-41 вышел на стадию ОКР.
Конструкторские работы ведутся в ПАО «ОАК» АО «РСК МиГ». Компания объединила два знаменитых конструкторских бюро – Сухого и Микояна, и будет ли такое слияние полезным, покажет время.
Илья Тарасенко, в 2017 году занимавший пост гендиректора РСК «МиГ», заявил, что МиГ-41 – это естественное развитие МиГ-31. То есть, концепция предшественника сохранится, но в то же время это будет совершенно новый самолёт. Эксперты же, не только российские, но и зарубежные, говорят о том, что при заявленных технических характеристиках такая боевая машина создается с нуля.

МиГ-41 позиционируется, как истребитель-перехватчик, который ни по скорости, ни по вооружению, ни по дальности полётов аналогов в мире не имеет.
Получается, что предшественники у российского «охотника» были, а истории как таковой нет. Ранний предшественник – МиГ-25, советский моноплан 3-го поколения.
И что бы о нем ни говорили, называя «самым пьяным самолётом ВВС» и «гастрономом», МиГ-25 уникален. Создавался Foxbat, «Летучая лисица» по кодификации НАТО, как ответ американцам на Валькирию и Чёрного дрозда.
В версии перехватчика МиГ-25 нёс до 4 управляемых ракет Р-40 класса «воздух-воздух». В 70-х годах прошлого века самолёт в качестве разведчика впервые применили в небе над Синаем, где его не смогли засечь ни израильские «Миражи», ни американский ЗРК «Хок». В 77 году на МиГ-25, установлен мировой рекорд по скорости, который так и остался непревзойденным.
Но любая техника устаревает. Последний раз МиГ-25, как боевой самолёт поднялся в небо 2000 году. С 2013 года машина снята с вооружения ВВС России. Логическим развитием МиГ-25 стал МиГ-31 – первый советский истребитель 4 поколения. Такого перехватчика и охотника за авианосцами не было и нет ни у США, ни у НАТО.
Зона обзора истребителя составляет более 200 км по фронту, максимальная скорость – 3000 км/ч, максимальная высота – более 20 км. Хотя за основу Миг-31 и взяли «Foxbat», самолеты различаются по конструкциям силового набора, навигационного и прицельного комплекса, шасси.
Впервые в мире на МиГ-31 установлена ФАР – фазированная антенная решетка. ФАР входит в состав радиолокационной станции «Заслон», и это даёт возможность обнаружения и перехвата цели на расстоянии 300 км, одновременного сопровождения до 10 целей, наведения вооружения до 4 из них.
И если МиГ-25 – моноплан, то экипаж «Лисьей гончей» состоит из двух человек, в истребителе предусмотрены две герметичные кабины для лётчика и штурмана-оператора. Теперь же МиГ-31 – это ещё и ударный ракетоносец, несущий аэробаллистические ракеты «Кинжал».

Эти боевые машины и стали предшественницами ПАК ДП – тяжёлого истребителя 5-го поколения, способного выполнять боевые задачи в ближнем космосе.
Особенности конструкции самого нового самолета МиГ 41
Если конструкторские работы по созданию МиГ-41 близки к завершению, не за горами следующий этап – материальное воплощение самолёта.
Работы ведутся под грифом государственной тайны, и можно только предположить, каким будет новый летательный аппарат.
МиГ-31 потихоньку перестаёт отвечать требованиям современности: малозаметности, маневренности и экономичности. Исходя из этих трех пунктов и рассматривается облик «истребителя будущего».
Современная военная авиация стремится «уйти в тень», стать незаметной для ПРО и ПВО противника. Таков многоцелевой истребитель F-22 Raptor, истребитель-бомбардировщик F-35 и наш СУ-57 создавался с учётом технологий «стелс». 41-му тоже придётся стать «невидимкой».
«Невидимость» истребителя достигается двумя путями:
- За счёт поглощения радиоволн, когда электромагнитный импульс РЛС достигает самолета, но обратное отражение очень слабое. РЛС принимает ослабленный сигнал, а это ведёт к снижению дальности обнаружения цели. Для поглощения радиоволн используется специальное покрытие самолета.
- Уменьшение отраженного сигнала за счёт снижения эффективной площади рассеяния (ЭПР). Это значит, что чем меньше площадь самолёта, тем слабее отражает её импульс РЛС. Достигается снижение ЭПР специально рассчитанными формами самолёта.
Для той же незаметности, уменьшения лобового сопротивления и увеличения скорости используется аэродинамическая схема «летающее крыло». При использовании этой схемы фюзеляж как таковой отсутствует, его роль выполняет само крыло, которое несёт на себе все системы, кабины пилотов и боевую нагрузку.
Главное достоинство схемы в том, что крыльям не надо поднимать фюзеляж. Вся поверхность самолёта работает как единое крыло, а это позволяет снизить массу боевой машины.

А еще «летающее крыло» позволяет резко снизить радиолокационную нагрузку ЭПР.
Теперь поговорим об экономичности. Основным материалом изготовления ПАК ДП станут полимерные композиты, титан и титановые сплавы. Композитные узлы и компоненты обеспечивают экономию веса до 60% по сравнению с конструкциями из металла. Но ни для двигателей, ни для стоек шасси пластик не годится.
Здесь речь идёт об использовании лёгкого и прочного титана и его сплавов. А это значит, что из титановых сплавов будут изготовлены лопатки компрессоров, кожухи камер сгорания, сопла, силовые установки.
Сюда же, к экономичности, а ещё эргономичности и маневренности относится и открытая архитектура летательного аппарата, которая даст возможность легко обновлять системы и расширять его возможности.
Для улучшения аэродинамических свойств, увеличения маневренности и скорости все вооружение с узлов подвесок уберут долой. Ни под крылом, ни под фюзеляжем не будет конструктивных элементов для крепления вооружения.
Пока неизвестно, будут ли использоваться в 41-ом подкрыльевые контейнеры для размещения средств РЭБ, систем инфракрасного поиска и отслеживания.
41-й станет не просто истребителем. Это целое семейство технологий, куда войдут двигатели, вооружение (возможно лазерные установки), комплексы РЭБ, сетевые экосистемы, средства управления боем.
Технические характеристики истребителя 6 поколения МиГ-41
СМИ представляют МиГ-41, как первый в мире гиперзвуковой истребитель. Крейсерская скорость 41-го огромна – 4500 – 4800 км/ч или 3,5 Маха. Но вот до гиперзвука она не дотягивает. Гиперзвуковой считается скорость в 5 Маха или 6000 км/ч. Но даже 4500 не может достичь ни одна боевая машина.
Для сравнения представлен список истребителей Советского Союза, России и США:
- СУ-57 – 2600 км/ч, 2,1 Мах;
- F-111 Aardvark – 2650 км/ч, 2,5 Маха;
- Mc Donnell Douglas F-15 Eagle – 2655 км/ч, 2,5 Маха;
- МиГ-31 – 3000 км/ч, 2,83 Маха;
- North American XB-70 Valkurie – 3309 км/ч, – 3,02 Маха;
- МиГ-25 – 3519 км/ч, 3,2 Маха;
- Lockheed YF-11 – 3664 км/ч, 3,35 Маха;
- Lockheed SR-71 Blackbird – 3,529 км/ч, 3,4 Маха.

Ни один из них близко не приблизился к заявленной крейсерский скорости 41-го МиГа.
В авиации есть понятие «форсаж» или «режим форсажа». Применяется он редко, во время взлёта, разгона, либо при маневрах во время ведения боя. Скорость на форсаже нового истребителя 7000 км/ч и это действительно гиперзвуковая скорость.
О ПАК ДП заявляют, как о летательном аппарате, работающем в условиях низких температур. Но с советских времен основной истребитель ПВО Севера – МиГ-31, они с воздуха прикрывали транспортные артерии, суда, порты по всей арктической зоне.
Теперь о ближнем космосе. Низкоорбитальные спутники находятся на расстоянии от 160 до 2000 км от Земли. Среднеорбитальные – на высоте 2000 – 36000 метров.
Наш СУ-35 и американский Raptor поднялись на высоту 2000 метров. МиГ-31 достиг высоты в 30 тысяч метров. Если МиГ-41 преодолеет этот потолок, фантастика станет явью. Новость получит невиданный резонанс.
Технико-боевое оснащение на самолёт-истребитель МиГ-41
Всё, что касается конструкции, авионики, вооружения да и самого вида ПАК ДП – засекречено. Будут ли разрабатываться новые схемы БРЭО и АО или за основу возьмут наработки для МиГ-31 – тоже неизвестно. Но уже понятно, что 41-й – это первый в России истребитель 5+++ поколения.

По силовым установкам эксперты придерживаются двух мнений: либо это будет ТРДД – двухконтурный турбореактивный двигатель, либо ИДД – импульсно-детонационный двигатель.
МиГ-41 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах, в свободном пространстве и на фоне земли, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях при использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
Исходя из этого тезиса, можно предположить, чем будет вооружён истребитель:
- Ракета Р-37М – обеспечивает поражение воздушных целей, летящие со скоростью до 3 тысяч км/ч. Принята на вооружение в 2014 году и к моменту принятия истребителя может устареть.
- Ракета РВВ-БД с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением, поражает истребители, штурмовики, бомбардировщики на земной и водной поверхности в том числе с многоканальным обстрелом.
- Гиперзвуковой комплекс «Кинжал». Скорость ракеты в 10 раз превышает скорость звука, поражает стационарные цели и надводные корабли. Комплекс состоит из самолёта-носителя и ракеты Х-47М2.
- Гиперзвуковой комплекс «Циркон» – убийца авианосцев. Устанавливается на подводных лодках и ядерных эсминцах. В перспективе – установка на ударные самолеты.

Эксперты говорят об установке на ПАК ДП АФАР – активной фазированной антенной решётки. АФАР обеспечивает полноценную работу по множеству целей (10, 20,30), можно ещё больше, с одновременным их обнаружением, сопровождением и атакой.
Военный эксперт Виктор Баранец заявил, что перехватчик «обзаведётся электроникой завтрашнего дня и самым передовым вооружением в мире, а технический интеллект в системе управления превратит его в беспилотный истребитель последнего, шестого поколения.
Есть ли будущее у проекта МиГ-41
Журнал Aviation Week & Spice Tehnology опубликовал статью, автор которой поставил под сомнение возможности ВПК РФ. А именно то, что России под силу создать и довести до ума истребитель-перехватчик МиГ-41. Журналист писал о том, что у России нет ни сил, ни финансов на разработку перспективного авиакомплекса.

«Всё упирается в деньги» – постулат важный, но не основополагающий. Дело ещё и в технологиях, новом вооружении, новых материалах. Истребитель представляют как боевую машину, работающую на гиперзвуковой скорости и изготовленную по стелс-технологии.
Но стелс-технологии тоже имеют недостатки, и главный – сильный конфликт с аэродинамических и требованиями. Ни один стелс-самолёт не может похвастаться выдающимся летными качествами. Конструктора и инженерам придётся идти на компромиссы.
Тоже самое можно сказать и о «летающем крыле». Да, оно обеспечивает высокую скорость полёта и уход с радаров противника. Но в то же время это рывки по курсу, невысокая маневренность, потеря подъемной силы из-за малого плеча рулей.
Проблемы решаемы, и если проект не очередная спекуляция, будущее ему обеспечено.
ПАК ДА предназначен для использования только в России. Ни о каком экспорте за рубеж речь не идёт. Да и не нужна узкоспециализированная машина другим странам. Там с его задачами справятся системы ПВО. А вот на громадных просторах России истребитель найдёт применение.

Может ли МиГ-41 появиться в ближайшие годы: последние новости
Компетентные источники сообщают, что испытания начнутся к середине 20-х годов, при этом снимать МиГ-31 с вооружения не собираются по крайней мере до 2030-х годов. Активная реализация проекта начнётся не раньше, чем работы над «Посланником» вступят в завершающую стадию.
Главком ВКС сообщил, что к 2025 – 2026 году истребитель поступит в авиационные части. Теперь же дата опять сдвинулась, и уже говорят о 2028 году.
Интересные факты о МиГ-41
«Охотник» ещё не появился на свет, а о нем уже слагают легенды. Достоверных сведений о нем почти нет, но несколько интересных фактов найти удалось:
- В истребителе будет массированно использоваться пластик.
- 41-й одновременно будет и самым быстрым самолётом и самолётом «невидимкой».
- МиГ-41 – «космический охотник. Охотиться будет в ближнем, а возможно, и в среднем космосе. Цель – вражеские спутники-разведчики.
- В 41-ом предполагается использование искусственного интеллекта класса Сильный ИИ, максимально приближенного к человеческому интеллект.
- Специально для МиГ-41 ведётся разработка лазерного оружия и ракеты класса «воздух-воздух», имеющую разделяющуюся боевую часть.

Разговоры о 41-м продолжаются, и страх перед истребителем, обгоняющим ракеты, вполне обоснован. Однако точно неизвестно, увидим ли мы вообще когда-нибудь «охотника за спутниками».
Как вы думаете, выйдет ли МиГ-41 в серийное производство?
На картинках МиГ-41 выглядит почти фантастически. Пока в интернете нашел информацию только об истребителе МиГе-35, который является современным авиационным комплексом нового поколения.
Мда, все картинки – фантазии художников. Ну, и урапатриотичные воспевания того, о чем ничего неизвестно.
МиГ-41 может выйти в серийное производство. Весь вопрос в том, когда это произойдет. Скорее всего супер-истребитель выйдет в серийное производство весьма нескоро, то есть через несколько лет.
Война будущего будет вестись в космосе, это уже всем понятно. Вся навигация сегодня обеспечивается спутниковыми группировками, поэтому они становятся приоритетной целью в случае войны.
Задача по созданию такой боевой машины выглядит амбициозной, но вполне выполнимой. Если есть технологии и конструкторская мысль, надо стремиться к воплощению. Даже интересно, через какое время это воплотится в опытный образец.