Самолет МиГ-17 (12 фото): характеристики улучшенного реактивного советского истребителя, история создания, вооружение, описание конструкции, видео

МиГ 17 истребитель Истребители

Истребитель МиГ-17 занимает особое место в истории послевоенной авиации. Созданный в СССР, как логическое развитие успешного МиГ-15, этот самолёт в 1950-е годы стал основой истребительной авиации ВВС многих стран мира. Несмотря на устаревшую к концу 1950-х конструкцию, он оставался основной ударной силой ВВС ряда стран вплоть до 1970-х годов. В данной статье будут рассмотрены историю создания МиГ-17, его конструктивные особенности, боевое применение и роль в авиации различных стран.

История создания МиГ-17

Первые работы по созданию истребителя-преемника успешного МиГ-15 начались в ОКБ Микояна и Гуревича в 1949 году. Главным требованием к новой машине было повышение лётно-технических характеристик, в первую очередь, максимальной скорости и дальности полёта.

В июле того же года был построен первый прототип с индексом И-330. Он имел удлинённый и плавно зауженный фюзеляж, а также крыло большей стреловидности. В сентябре 1949 года состоялся первый полёт И-330, который в целом подтвердил правильность выбранного направления работ.

МиГ 17 истребитель создание

Однако в мае 1950 года при вторых госиспытаниях прототип потерпел аварию из-за поломки стабилизатора. Выявленные недоработки устранялись, и в 1951 году начались заводские испытания нового самолёта, получившего индекс МиГ-17. По их итогам истребитель был принят на вооружение ВВС СССР, как превосходящий предшественника по максимальной скорости и дальности.

В течение 1951 – 1953 годов шла доводка конструкции и подготовка серийного производства на авиазаводах в Москве и Горьком, что позволило начать поставку МиГ-17 в части ВВС.

Особенности конструкции: видео и фото

МиГ-17 являлся одноместным цельнометаллическим монопланом со среднерасположенным крылом. Фюзеляж полумонококовой конструкции состоял из двух частей. Кабина пилота закрытого типа с фонарем, снабжённым системой противообледенения.

Крыло трапециевидное со стреловидностью 45° по передней кромке и 60° по задней. На концах крыла располагались герметичные топливные баки.

Оперение стреловидное. Рули высоты и направления остеклены, рули высоты управлялись от элеронов. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж.

Силовая установка – один турбореактивный двигатель ВК-1 с центробежным компрессором. Воздухозаборник – под фюзеляжем.

Вооружение:

  • Одна 23-мм пушка НР-23 и одна 37-мм Н-37, боекомплект – 80 и 40 снарядов.
  • Две подкрыльевые точки для бомб или ракет. Максимальный вес бомбы мог достигать 250 кг, либо использовались две по 100 кг.

Основной радиостанцией был приемопередатчик РСИ-5. Это была ламповая радиостанция с УКВ-диапазоном. Она позволяла осуществлять голосовую связь с наземными станциями и другими самолетами на расстоянии до 150 км.

Диапазон рабочих частот составлял от 30 до 75 МГц, что обеспечивало возможность работы на нескольких предусмотренных каналах связи. Радиостанция комплектовалась приемным и передающим усилителями мощностью до 15 Вт.

МиГ 17 истребитель конструкция
Чертеж истребителя МиГ 17

Антенна радиостанции монтировалась в верхней части фюзеляжа за кабиной пилота. Питание осуществлялось от бортовой электросети напряжением 24 В. РСИ-5 обеспечивала необходимый для того времени уровень связи, хотя и уступала более поздним моделям по техническим параметрам.

Радиостанция РСИ-5, несмотря на свою относительную примитивность, обеспечивала базовые возможности связи МиГ-17 с наземными пунктами управления и другими самолетами. Это имело ключевое значение для решения боевых задач в условиях 1950-х годов.

Хотя позднее на МиГ-17 устанавливались более совершенные образцы радиотехнического оборудования, РСИ-5 позволила поднять этот показатель на новый уровень по сравнению с предшествующими советскими истребителями. Он стал важной вехой в развитии авиационных коммуникаций в СССР.

Тактико-технические характеристики советского реактивного самолета

В данном разделе приводится таблица сравнения основных тактико-технических характеристик МиГ-17 с наиболее распространёнными зарубежными аналогами того времени – американским F-86 «Сейбр» и французским Mystere IV:

Параметр МиГ-17 F-86 «Сейбр» Mystere IV
длина, м 11,36 11,28 10,86
размах крыльев, м 9,45 9,75 8,73
высота, м 4,06 4,27 4,15
максимальная взлётная масса, кг 7 550 9 420 7 580
максимальная скорость на уровне моря, км/ч 1 080 1 125 1 070
практический потолок, м 15 240 15 680 15 500
дальность полёта, км 1 850 3 230 1 600
вооружение 1×23 мм, 1×37 мм пушки 6×12,7 мм пушки 30-мм пушка, 4 ракеты

Как видно из таблицы, по основным ТТХ он уступал зарубежным аналогам, однако оставался достаточно конкурентоспособным истребителем.

По меркам того времени, на МиГ-17 была установлена лишь базовая система авионики. Одним из важных средств навигации и контроля полета был радиокомпас РСБ-5. Он позволял определять курс полета по сигналам радиомаяков и использовался для ориентирования в сложных метеоусловиях.

Также на самолёт устанавливался радиовысотомер РВ-2. Он представлял собой пассивную систему, определяющую высоту по изменению давления. Радиовысотомер позволял пилоту контролировать дистанцию от земли при посадке и полётах на малых высотах, что было важно при тактике «полётов по деревьям».

Хотя эти системы и уступали по точности более поздним радиоэлектронным приборам, на начальном этапе они существенно повышали навигационные и боевые возможности машины.

Модификации МиГ-17

На базе ударного истребителя МиГ-17 было создано несколько основных модификаций:

  • МиГ-17Ф (1952 г.) – оснащенный форсированным двигателем ВК-1Ф с послесгоранием. Улучшились лётные характеристики за счёт форсажа.
  • МиГ-17П (1953 г.) – истребитель-перехватчик с боковым радаром «Изумруд». Убрано 37-мм орудие. Оснащался управляемыми ракетами «воздух-воздух».
  • МиГ-17ПФ (1954 г.) – аналогичен МиГ-17П, но с двигателем ВК-1Ф.
  • МиГ-17У (1956 г.) – учебно-тренировочный вариант с двумя кабинами.
  • МиГ-17PM (1957 г.) – модернизированный вариант, оснащённый более современным радаром и вооружением.
  • МиГ-17Р (1959 г.) – фронтовой разведчик с фотооборудованием.
МиГ-17ПФ
МиГ-17ПФ

Также существовали модификации с различным аэрофото- и РЛС оборудованием для разведки и ПВО союзных стран. МиГ-17 оставался на вооружении до начала 1970-х годов.

Прототипы и опытные улучшенные самолёты

На базе МиГ-17 в ОКБ Микояна было создано несколько интересных опытных образцов:

  • МиГ-17Р – опытный вариант фронтового разведчика с фотоаппаратурой. Первый полёт в 1950 году.
  • И-350 – опытная машина 1955 года с компоновкой «бесхвостка». Имела стреловидное крыло углом 70°, развивала скорость до 1 240 км/ч, но в серию не пошла.
  • МиГ-17СП – сверхзвуковой перехватчик 1957 года. Был оснащён мощным двигателем Р11Ф2-300 и имел крыло изменяемой стреловидности. Достиг скорости 1,4 Маха.
  • МиГ-17СМ – доработанный вариант МиГ-17СП с фиксированным крылом. Развивал скорость 1,36 Маха.
  • МиГ-17ПП – разведчик с тремя телекамерами и двигателем Р9Б-300. Совершил первый полёт в 1957 году.
  • МиГ-17РТ – опытная машина 1962 года с прототипом радиолокационной станции нового поколения.

МиГ-17 установил несколько мировых авиационных рекордов, продемонстрировав высокие летные характеристики. В 1952 году летчик-испытатель М. И. Иволгин на самолете МиГ-17Р установил мировой абсолютный рекорд скорости, показав на километровом пробеге скорость 1 111 км/ч.

В 1954 году другой советский летчик Б. Ф. Сергеев на модифицированном варианте МиГ-17ПД установил несколько мировых авиационных рекордов грузоподъемности. В частности, он сумел набрать высоту 10 км, неся полезную нагрузку в 2 тонны.

Эти достижения подтвердили высокий уровень конструкторских и летных качеств МиГ-17, показав его способность к нетривиальным режимам полета. Рекорды советских пилотов на этом самолете имели важное пропагандистское значение в противоборстве с западными аналогами.

Многие наработки были использованы при проектировании истребителей МиГ-19 и МиГ-21.

Лицензионное производство

МиГ-17 активно поставлялся в союзные и дружественные СССР страны, где налаживалось его лицензионное производство.

МиГ 17 истребитель производство

Китай

В КНР выпуск МиГ-17 начался в 1956 году на авиазаводе в Шэньяне. До 1967 года было произведено около 600 таких самолётов под маркой J-5. Они составили основу китайских ВВС в 1950 – 60-х годах.

Польша

В Польше сборка из советских комплектов Куйбышевского авиазавода была налажена на заводе в Мельци в 1953 – 1958 годах. Выпущено 94 истребителя под обозначением МиГ-17.

Чехословакия

На чехословацком заводе в Тренчине также велась сборка МиГ-17 с 1953 по 1957 год. Было произведено около 200 самолётов под маркой S-102.

Таким образом, он стал первым советским самолётом, запущенным в лицензионное производство за рубежом.

МиГ 17 истребитель в Чехословакии
В Чехословакии было произведено около 200 самолётов под маркой S-102

Боевое применение

Благодаря простоте в управлении и эксплуатации, МиГ-17 получил известность, как надёжный и дешёвый в содержании самолёт. Его применение продемонстрировало, что при наличии опытных пилотов истребитель остаётся опасным противником даже для самолётов нового поколения.

В ВВС, ПВО и ВМФ СССР

МиГ-17 поступал на вооружение истребительных авиаполков ВВС и ПВО СССР с 1951 года. Наиболее интенсивно использовался во время Корейской войны 1950 – 1953 гг.

Советские лётчики провели тысячи боевых вылетов, сбив значительное количество американских самолётов. МиГ-17 также несли боевое дежурство по ПВО страны, защищая воздушные рубежи СССР. Некоторое количество истребителей эксплуатировалось на авианесущих крейсерах ВМФ.

Китай

КНР получила первые МиГ-17 в 1951 году. Китайские пилоты, летавшие на J-5, активно участвовали в боевых действиях против Тайваня в 1950 – 60-х гг.

МиГ 17 истребитель в Китае

В 1958 году во время конфликта с Индией J-5 составляли основу ВВС Китая. Незначительное количество китайских МиГ-17 участвовало во Вьетнамской войне. J-5 оставались на вооружении КНР до 1980-х годов.

Вьетнам

Вьетнам получил первые МиГ-17 в 1956 году. В ходе войны с Южным Вьетнамом и США в 1964 – 1973 гг. они стали основным истребителем ВВС Северного Вьетнама. МиГ-17 нанесли американской авиации серьёзные потери. Пилоты Вьетнама развили уникальную тактику применения этих машин, продемонстрировав их высокие боевые качества.

Вьетнамские пилоты разработали несколько особых тактических приемов применения устаревших МиГ-17 против более современной авиации США:

  • Так называемые встречные атаки – наведение на цель с наветренной стороны и атака на самом малом возможном расстоянии, когда противник не успевал среагировать.
  • Перехват снизу – подлет к цели снизу вдоль хребтов, где радары F-4 и F-105 не могли обнаружить малую цель.
  • Маневрирование на предельно малых высотах, близких к деревьям, используя рельеф местности.
  • Использование групп из 2 – 4 самолётов для координированных атак с разных сторон.
  • Отвлекающие маневры одного МиГа для облегчения захода второго на поражение цели.
МиГ 17 истребитель во Вьетнаме
Вьетнам получил первые истребители МиГ-17 в 1956 году

Благодаря тактическому гению пилотов, МиГ-17, несмотря на устаревшую конструкцию, наносили тяжелые потери противнику в небе Вьетнама.

Арабо-израильский конфликт

Большое количество МиГ-17 поставлялось в арабские страны: Египет, Сирию, Ирак, Йемен. Они активно применялись в войнах с Израилем в 1956, 1967 и 1973 годах. Хотя израильская авиация имела преимущество в ТТХ, египетским, сирийским и иракским пилотам удавалось сбивать израильские самолёты. МиГ-17 понесли наибольшие потери в Шестидневной войне 1967 года.

КНДР

Корейская Народно-Демократическая Республика получила первые МиГ-17 в 1954 году. Они активно использовались в ходе конфликта с Южной Кореей и США.

Пилоты КНДР на МиГ-17 сбили много вражеских самолётов, включая американские F-86 и F-4. Однако потери были также очень высокими. МиГ-17 оставались основой ВВС КНДР до 1970-х годов.

МиГ 17 истребитель в КНДР
КНДР получила первые МиГ-17 в 1954 году

Другие страны

МиГ-17 применялись в ВВС Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Албании, а также Монголии, Кубы, Алжира и других государств. Повсеместно они доказали свои боевые качества, нанося потери противнику даже после морального устаревания.

Оценка проекта

Несмотря на определённые недостатки по сравнению с зарубежными аналогами, МиГ-17 стал одним из наиболее успешных советских самолётов второй половины 1950-х годов.

Достоинства:

  • повышенные по сравнению с МиГ-15 лётные характеристики, прежде всего скоростные;
  • хорошая маневренность на больших и малых углах атаки;
  • простота в полёте и управлении;
  • надёжность конструкции и двигателя;
  • высокие боевые возможности, несмотря на примитивное вооружение.
МиГ 17 истребитель достоинства
Истребитель МиГ 17 имеет повышенные скоростные характеристики и высокую маневренность

Недостатки:

  • относительно низкий по мировым меркам ресурс;
  • слабое бронирование и защита топливных баков;
  • примитивная авионика и прицельное оборудование.

МиГ-17 восполнил пробел между МиГ-15 и более современными истребителями, доказав высокую эффективность советского самолётостроения. Этот самолёт оказал огромное влияние на развитие мировой авиации.

Аналоги

F-86 Сейбр (США) – основной аналог МиГ-17 на Западе. Превосходил по максимальной скорости, дальности полета и авионике. Однако уступал в маневренности. Активно применялся в Корее и Вьетнаме.

F-86 Сейбр
F-86 Сейбр

Hawker Hunter (Великобритания) – британский истребитель-бомбардировщик. Превосходил МиГ-17 в скорости на больших высотах, но уступал в маневренности. Экспортировался во многие страны.

Dassault Ouragan (Франция) – ранний французский реактивный истребитель. Уступал МиГ-17 в скорости и потолке. Использовался во Франции и её колониях в 1950-х гг.

Fiat G.91 (Италия) – итальянский штурмовик-истребитель. Был создан по лицензии на базе МиГ-17. Отличался улучшенным вооружением. Экспортировался во многие страны.

Несмотря на меньшую мощность двигателей, МиГ-17 по своим лётно-техническим характеристикам оставался конкурентоспособным среди зарубежных аналогов первого поколения.

В США параллельно с F-86 Сейбром в 1950-е годы разрабатывались и выпускались следующие истребители:

  • North American FJ Fury – истребитель-бомбардировщик с поршневым двигателем. Принят на вооружение ВМС США в 1951 году.
  • Convair F-102 Delta Dagger – истребитель-перехватчик со стреловидным крылом. Принят ВВС США в 1956 году.
  • McDonnell F-101 Voodoo – сверхзвуковой истребитель-перехватчик с двойным управлением. Принят на вооружение ВВС США в 1957 г.
  • Lockheed F-104 Starfighter – однодвигательный сверхзвуковой истребитель. Первый серийный самолёт, превысивший скорость звука. Принят в 1958 году.
  • McDonnell Douglas F-4 Phantom II – многоцелевой истребитель 4-го поколения. Один из основных истребителей ВВС США во Вьетнаме. Принят в 1960 году.
McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Таким образом, в США активно велись работы по созданию более совершенных сверхзвуковых истребителей нового поколения.

Сохранившиеся экземпляры

МиГ-17 имел огромное распространение, поэтому до наших дней сохранилось немало его экземпляров в музеях и на постаментах:

  • в московском музее им. М.В. Фрунзе хранится МиГ-17ПФ советского производства;
  • в военном музее Берлина представлен МиГ-17 сирийских ВВС, захваченный израильтянами в 1973 году;
  • в английском Музее авиации и космонавтики в Хендоне экспонируется МиГ-17В, переданный Индией;
  • в Китае сохранилось несколько образцов J-5 в различных музеях;
  • во Вьетнаме можно увидеть экземпляры, на которых летали асы ВВС Северного Вьетнама.
МиГ-17 в музее Берлина
МиГ-17 в военном музее Берлина

Таким образом, МиГ-17, как один из самых массовых реактивных самолётов, оставил заметный след в истории авиации ХХ века и до сих пор представлен во многих мемориальных коллекциях. Несмотря на устаревшую конструкцию, он до сих пор вызывает большой интерес у специалистов и посетителей музеев благодаря своим выдающимся боевым качествам и роли в развитии реактивной авиации.

А что Вам известно об этой легендарной машине? Поделитесь интересными фактами!

Оцените статью
Боевой
Добавить комментарий